The word as the symbol in traditional culture of Kyrgyz

Main Article Content

N.I. Osmonova Email: osmonova_ni@mail.ru

Abstract

On the basis of the analysis of a wide range philosophical, folkloristic and ethnographic sources the symbolical function and social role of the word as symbol in traditional culture of Kyrgyz are revealed. The word as a symbol is considered not only as the main means of retention and transfer of sacral information, but also it is analyzed as the integral way of knowledge and development of the world by means of which the person of traditional society used to model the reality. Specifics of mythological thinking as the not dismembered syncretic unity of part and whole, the general and particular, things and words, the subject and the object which generated mythological isomorphism and "verbal magic" (belief in magic effectiveness of the word) are revealed. The phenomenon of the storytelling creativity of a manaschy through a prism of the theory of archetypes of K.G. Jung is subjected to the analysis, and also the problem about the mythic and ritual interrelation of activity of the shaman and creativity of the storyteller-manaschy appearing as founders, creators of the world in the word is considered.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Osmonova, N. (1). The word as the symbol in traditional culture of Kyrgyz . NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 8(8), 175-189. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2273
Section
РАЗДЕЛ II ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Author Biography

N.I. Osmonova, Кыргызско-Российский славянский университет

кандидат философских наук, доцент кафедры философии науки гуманитарного факультета Кыргызско-Российского славянского университета, Бишкек

References

1. Ауэзов М. Киргизская народная героическая поэма «Манас»//Киргизский героический эпос «Манас». М., 1961. С. 15-84
Контекст: ...Так, например, М. Ауэзов (1961, с. 18) приводит легенду о знаменитом кыргызском манасчи первой половины XIX в.

2. Афанасьев А.Н. Сказка и миф//Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986. С. 142-196
Контекст: ...По поводу этого выдающийся русский фольклорист А.Н. Афанасьев (1986, с. 142) говорит следующее: «В эпоху своего создания слово является не техническим обозначением известного понятия, а живописующим, наглядным эпитетом, выражающим ту или другую особенность, видимость п

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов//Афанасьев А.Н. Соч.: в 3 т. М., 1865-1869б. Т. 1. 640 с
Контекст: ...Отсюда, по утверждению А.Н. Афанасьева (1865-1869, с. 15), «зерно, из которого вырастает мифическое сказание, кроется в первозданном слове».

4. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984. 121 с
Контекст: ...Вот что пишет современный исследователь шаманизма В.Н. Басилов (1984, c. 53) по поводу «шаманской болезни»: «Проявления ее были самыми разными, но всегда человек выглядел, потерявшим рассудок.

5. Веселовский А.Н. Миф и символ//Русский фольклор: Вопросы теории фольклора. Л., 1979. Т. 19. С. 186-199
Контекст: ...Акцентируя внимание на целостности впечатления, другой известный русский историк литературы А.Н. Веселовский (1979, с. 194) пишет: «Синтез общего, целостного впечатления - вот главное отличие и в известном смысле преимущество первобытной мысли.

6. Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX -начала XX в.). Л., 1983. 174 с
Контекст: ...В этом смысле слова, звуки мыслятся живыми и действенными, так как они, будучи результатом человеческого творчества, являются продолжением самого человека, его воплощением и столь же вещественны, как и предметы его материальной деятельности (Грачева Г.Н., 1983, с. 52-75).

7. Жирмунский В.М. Введение в изучение эпоса «Манас»//Киргизский героический эпос «Манас». М., 1961. С. 85-196
Контекст: ...Для несчастного же, кто покинул свой калык, лучше всего поскорее умереть» (Жирмунский В.М., 1961, с. 85).

8. Жирмунский В.М. Легенда о призвании певца//Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979. С. 397-407
Контекст: ...Там, где эта связь еще существует, возникает и получает широкое распространение представление о поэтическом вдохновении как чудесном пророческом даре, порождаемом наитием - вдохновением свыше» (Жирмунский В.М., 1979, c. 400401).

9. Киргизско-русские пословицы, поговорки и изречения. Фрунзе, 1979. 339 с. Кожожаш: эпос. Бишкек, 1996. 110 б. (на кыргыз. яз.)
10. Кыргыз макал-лакаптары. Фрунзе, 1970. 175 б. (на кыргыз. яз.)
11. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996. 416 с
Контекст: ...Пространственные, ограниченные внешней зрительной данностью, однократные и неподвижные представления порождали «образы», в которых при всей их сум-марности не содержалось ни доли обобщения» (Маковский М.М., 1996, с. 17).

12. Манас: киргизский героический эпос: в 4 кн. М., 1995. Кн. 4. 598 с. Манас: эпос (Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча): 4-китеп. Фрунзе, 1972-1982. 3-китеп. 365 б. (на кыргыз. яз.)
13. Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания. Киев, 1988. 210 с. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. 622 с
14. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1970. 614 с
Контекст: ...Между тем процесс освоения мира есть также процесс активного моделирования реальности, который связан с развитием языковосимволических форм, т.е. с созданием мира символов человеческой культуры. «При помощи слова, - отмечает А.А. Потебня (1970, с. 302), - человек снова узнает то, что уже было в его сознании.

15. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск, 1990. 209 с
Контекст: ...Совокупность этих признаков определяла место человека в сакральной иерархии» (Сагалаев А.М., Октябрьская И.В., 1990, с. 98).

16. Топоров В.Н. О некоторых предпосылках формирования категории посессивности//Славянское и балканское языкознание: Проблема диалектологии. Категория посессивности. М., 1986. С. 140-158
Контекст: ...Такое представление, по мнению В.Н. Топорова (1986, с. 146), «сохраняется в тех культурах, где еще не полностью утрачена ритуальная функция языка. и где, следовательно, каждое высказывание с ритуальной функцией по идее является перформативным (словом-делом или даже в первую очередь делом, а не словом)».

17. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма. Сергиев Посад, 1909. 295 с
Контекст: ...Чем глубже мы постигаем вещь, тем больше мы можем» (Флоренский П.А., 1909, с. 22-23).

18. Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь. М., 1965. Кн. 1. 504 с
19. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтическому художественному творчеству//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 214-231
Контекст: ...Архетипы, согласно К.Г. Юнгу (1987, c. 229), находясь в глубинах коллективного бессознательного, составляя своеобразный коллективный осадок исторического прошлого, рассматриваются им как своего рода глубинные, изначальные образы, в которых «

20. Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказке//Культурология. XX в.: антология. М., 1995. С. 331-378
Контекст: ...о он имеет архетипическую природу, т.е. феномен, который называют духом, основывается на существовании автономного прообраза, досознательно всесторонне присутствующего в структуре человеческой психики» (Юнг К.Г., 1995, c. 338).