The sanctuary «Seven Menkves» in mythological representations of the Mansi people
Main Article Content
Abstract
There is an exhibit in Omsk State Local History Museum - the sanctuary of the Mansi people which is called «Sat menkv» («The Seven Menkves»). It was found by museum employee A.F. Palashenkov during his missions across Northern areas of Omsk region in 1939. The proposed article is de-voted to the study of the symbolism of this sanctuary. Methodological basis of the article is the traditionalist approach. For reconstruction of the image of the sanctuary there is a detailed description of its attributes and their correlation: formation material, figures inclination, their order, the orientation in the cardinal direction, shapes of the idol’s heads, clothes. When interpreting the symbolism of the sanctuary the numerous materials are used: myths and tales of the Finno-Ugrians, ethnographic studies of traditional world-view of ancient peoples. During the study of the specificity of the sanctuary the correlation between the seven wooden idols and the constellation URSA major was detected; it reflects the ideological similarity of the worldviews of ancient peoples. Besides, identified analogy with astral images is not the example of the ancient knowledge of astronomy. The last part of the article presents the symbolic parallels of the Mansi sanctuary attributes with the sacred attributes of the Altaians and Orochi.
Downloads
Metrics
Article Details
References
Контекст: ...Если, по сообщениям тех же информаторов, ель - дерево менква, а изначальные мен-квы, созданные до появления людей, были из лиственниц, то в отношении «сат менкв», найденных А.Ф. Палашенковым, установлено, что материал их изготовления - древесина кедра. «Божки сделаны из кедровых обрубков» (Антология..., 2013, с. 421).
2. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск, 1990. 232 с.
3. Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. Новосибирск, 1999. 239 с.
Контекст: ...Именно второй тип менкв-хури (изображения менквов) устрашали путем вонзания металлического предмета (нож, гвоздь, шило и т.п.) в дерево с личиной или задабривали, смазывая рот личины кровью или жиром животных, чтобы обезопасить присутствие человека в лесу - на территории менквов (Гемуев И.Н., Бауло А.В., 1999, с. 94).
4. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места XIX -начала XX в. Новосибирск, 1986. 191 с.
Контекст: ...Из моря они пешком вышли, вверх по Оби и Сосьве поднимались» (Гемуев И.Н., Сага-лаев А.М., 1986, с. 81).
5. Давыдова Г.М. Антропология манси. М., 1989. 128 с.
Контекст: ...По форме головы современные манси мезокефальны. «Мезокефалия вообще считается характерной чертой уральской расы» (Давыдова Г.М., 1989, с. 39).
6. Женщина-богатырь//Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990. С. 388-400.
7. Канаки К.В. Омская область. Основные хронологические вехи//Атлас Омской области. М., 1996. С. 50-51.
Контекст: ...Омская область включала территорию в границах бывшей Тобольской губернии до 1944 г., когда произошло отмежевание Тюменской области от Омской области (Канаки К.В., 1996, с. 50).
8. Менкв//Энциклопедия уральских мифологий. Т. 2: Мифология манси. Новосибирск, 2001. С. 87-89.
9. Народы Севера Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея/отв. ред. Н.А. Томилов. Томск, 1986. 228 с.
Контекст: ...Культовое место манси (рисунок с фото А.Ф. Палашенкова. Народы Севера Сибири..., 1986, с. 43) Реконструируя смысл и предназначение данных сакральных пространств, можно продолжить установление их взаимосвязи с космогоническими представлениями древних народов, медвежьим праздником.
10. О двух братьях-богатырях и Трехсаженном лесном божестве//Фольклор манси. М., 1994. С. 189-197.
11. Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: символ и архетип. Новосибирск, 1991. 154 с.
Контекст: ...Обычай установки таких столбов исследователь сравнивает с алтайской традицией: там жерди, увенчанные фигуркой птицы, - традиционная деталь оформления жертвенных мест и шаманских камланий» (Сагалаев А.М., 1991, с. 82) (рис. 6).
12. Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992. 176 с.
Контекст: ...Золотой кол» (Сагалаев А.М., 1992, с. 40).
13. Сат менкв//Энциклопедия уральских мифологий. Т. 2: Мифология манси. Новосибирск, 2001. С. 128-129.
Контекст: ...Фигуры, возможно, обновлялись каждые 3-5 лет (Сат менкв, 2001, с. 128-129) (рис. 2).
14. Очерки Уссурийского края//Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1897 г. Томск, 1897. С. 404-441.
Контекст: ...Сунгари (Очерки Уссурийского края, 1897, с. 421) В Сибирском торгово-промышленном календаре за 1897 г. есть изображение культовых предметов орочонов, расположенных у входа в жилище: деревянные резные животное и птица на высоких шестах, рядом с
15. Соколова З.П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. М., 2009. 756 с.
Контекст: ...Хулга (рисунок с фото В.И. Корниенко, 1975 г.; Соколова З.П., 2009, с. 533) Упомянутая выше наклонность фигур за счет крепления к поперечной жерди и количество этих фигур делают явной связь фигурных изображений с семью звездами Большой Медведицы, или, в представлениях обских угров, созвездием Небесного Лося.
16. Яшин В.Б. Новые тенденции в изучении угро-арийских контактов в древности//Народная культура Сибири: мат. VIII науч.-практ. семинара Сиб. регион. вуз. центра по фольклору. Омск, 1999. С. 91-95.
Контекст: ...То, что костер разжигали перед лицами менквов, смотрящих на юг, подтверждают исследования угро-иранских связей, в том числе общих религиозных представлений зороастризма или митраизма, связи иранского Митры и угорского Мир-Сусне-Хума (Яшин В.Б., 1999, с. 92).