Святилище «Семь Менквов» в мифологических представлениях народа манси

Основное содержание статьи

Ю.В. Тишков Email: omskdao@mail.ru

Аннотация

В Омском государственном историко-краеведческом музея хранится экспонат - святилище народа манси под названием «сат менкв» («семь менквов»). Он был найден сотрудником музея А.Ф. Палашенковым в ходе его командировки по северным районам Омской области в 1939 г. Статья посвящена изучению символики данного святилища. Ее методологической основой является традиционалистский подход. Для реконструкции образа святилища изложено подробное описание его атрибутов в их взаимосвязи: материал изготовления, наклонность фигур, их порядок, ориентация по сторонам света, форма головы идолов, одеяние. При интерпретации символики святилища используется обширный материал: мифы и сказки финно-угров, этнографические исследования традиционного мировоззрения древних народов. В ходе изучения специфики святилища была обнаружена взаимосвязь между семью деревянными идолами и созвездием Большой Медведицы, что отражает идеологическое сходство мировоззрений древних народов. Причем выявленные аналогии с астральными представлениями не являются примером древних знаний по астрономии. Представлены символические параллели атрибутов мансийского святилища со священными атрибутами алтайцев и орочей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Тишков, Ю. (1). Святилище «Семь Менквов» в мифологических представлениях народа манси. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 189-202. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2274
Раздел
РАЗДЕЛ II ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Биография автора

Ю.В. Тишков, Омская государственная областная научная библиотека им. А. С. Пушкина

заведующий отделом, бакалавр теологии, магистр социально-экономического образования, БУК «Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина»

Литература

1. Антология омского краеведения. Т. 1: Избранные труды А.Ф. Палашенкова. Омск, 2013. 741 с.
Контекст: ...Если, по сообщениям тех же информаторов, ель - дерево менква, а изначальные мен-квы, созданные до появления людей, были из лиственниц, то в отношении «сат менкв», найденных А.Ф. Палашенковым, установлено, что материал их изготовления - древесина кедра. «Божки сделаны из кедровых обрубков» (Антология..., 2013, с. 421).

2. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск, 1990. 232 с.
3. Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. Новосибирск, 1999. 239 с.
Контекст: ...Именно второй тип менкв-хури (изображения менквов) устрашали путем вонзания металлического предмета (нож, гвоздь, шило и т.п.) в дерево с личиной или задабривали, смазывая рот личины кровью или жиром животных, чтобы обезопасить присутствие человека в лесу - на территории менквов (Гемуев И.Н., Бауло А.В., 1999, с. 94).

4. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места XIX -начала XX в. Новосибирск, 1986. 191 с.
Контекст: ...Из моря они пешком вышли, вверх по Оби и Сосьве поднимались» (Гемуев И.Н., Сага-лаев А.М., 1986, с. 81).

5. Давыдова Г.М. Антропология манси. М., 1989. 128 с.
Контекст: ...По форме головы современные манси мезокефальны. «Мезокефалия вообще считается характерной чертой уральской расы» (Давыдова Г.М., 1989, с. 39).

6. Женщина-богатырь//Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990. С. 388-400.
7. Канаки К.В. Омская область. Основные хронологические вехи//Атлас Омской области. М., 1996. С. 50-51.
Контекст: ...Омская область включала территорию в границах бывшей Тобольской губернии до 1944 г., когда произошло отмежевание Тюменской области от Омской области (Канаки К.В., 1996, с. 50).

8. Менкв//Энциклопедия уральских мифологий. Т. 2: Мифология манси. Новосибирск, 2001. С. 87-89.
9. Народы Севера Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея/отв. ред. Н.А. Томилов. Томск, 1986. 228 с.
Контекст: ...Культовое место манси (рисунок с фото А.Ф. Палашенкова. Народы Севера Сибири..., 1986, с. 43) Реконструируя смысл и предназначение данных сакральных пространств, можно продолжить установление их взаимосвязи с космогоническими представлениями древних народов, медвежьим праздником.

10. О двух братьях-богатырях и Трехсаженном лесном божестве//Фольклор манси. М., 1994. С. 189-197.
11. Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: символ и архетип. Новосибирск, 1991. 154 с.
Контекст: ...Обычай установки таких столбов исследователь сравнивает с алтайской традицией: там жерди, увенчанные фигуркой птицы, - традиционная деталь оформления жертвенных мест и шаманских камланий» (Сагалаев А.М., 1991, с. 82) (рис. 6).

12. Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992. 176 с.
Контекст: ...Золотой кол» (Сагалаев А.М., 1992, с. 40).

13. Сат менкв//Энциклопедия уральских мифологий. Т. 2: Мифология манси. Новосибирск, 2001. С. 128-129.
Контекст: ...Фигуры, возможно, обновлялись каждые 3-5 лет (Сат менкв, 2001, с. 128-129) (рис. 2).

14. Очерки Уссурийского края//Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1897 г. Томск, 1897. С. 404-441.
Контекст: ...Сунгари (Очерки Уссурийского края, 1897, с. 421) В Сибирском торгово-промышленном календаре за 1897 г. есть изображение культовых предметов орочонов, расположенных у входа в жилище: деревянные резные животное и птица на высоких шестах, рядом с

15. Соколова З.П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. М., 2009. 756 с.
Контекст: ...Хулга (рисунок с фото В.И. Корниенко, 1975 г.; Соколова З.П., 2009, с. 533) Упомянутая выше наклонность фигур за счет крепления к поперечной жерди и количество этих фигур делают явной связь фигурных изображений с семью звездами Большой Медведицы, или, в представлениях обских угров, созвездием Небесного Лося.

16. Яшин В.Б. Новые тенденции в изучении угро-арийских контактов в древности//Народная культура Сибири: мат. VIII науч.-практ. семинара Сиб. регион. вуз. центра по фольклору. Омск, 1999. С. 91-95.
Контекст: ...То, что костер разжигали перед лицами менквов, смотрящих на юг, подтверждают исследования угро-иранских связей, в том числе общих религиозных представлений зороастризма или митраизма, связи иранского Митры и угорского Мир-Сусне-Хума (Яшин В.Б., 1999, с. 92).