Relics of pre-Islamic beliefs in funeral rites of Bashkirs
Main Article Content
Abstract
In the article there are reviewed features of the funeral rites of the Bashkirs, those specific features that distinguish their ritual from orthodox Muslim. On the basis of ethnographic and archaeological data the author explores the features of the Bashkir funeral ritual, identical to the rites traditional for peoples whose ancestors were tribes of ancient Turan. In the article there is a thesis that the Bashkirian rituals, concerned with death and funerals, are the most typical to beliefs of Mazdaizm circle, united by the ideas of sacred filthiness of a dead. Imprint of Mazdaizm ideology can be seen in relation to the surrounding persons to the corpse of a dead, in the traditional measures of protection from the violation of the people, the earth, in the methods of disposition. Echos of pre-Islamic beliefs of the Bashkirs are the ethno-graphic festival "Karga tuy" and a ritual of redemption of sins of a dead "deuer." In the article it concludes that the genetic roots of the Bashkir people’s traditional worldview, as reflected in their funerary rites, are to be found in traditional Mazdaizm. According to the author’s opinion, elements of ancient beliefs preserved in burial rituals of the Bashkirs extend visions of chronological frameworks and territory of people’s formation.
Downloads
Metrics
Article Details
References
Контекст: ...Этот обычай сохранил архаичные представления о переносе зла, болезней людей на животных, которые были характерны для среднеазиатского маздаизма (Рахимов М., 1953, с. 117-118; Есебергенов Х., 1963, с. 9-10, 13; Писарчик А.К., 1976, с. 125; Бабаева Н.С., 1985, с. 58, 59, 61-63).
2. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX-XX вв. М., 1991. 189 с.
Контекст: ...Исследовательница погребального обряда у башкир Ф.Ф. Фатыхова пишет: «Умершего старались похоронить в тот же день не позднее полудня, если смерть наступала поутру, а если на закате солнца, то покойник хоронился на другой день» (Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф., 1991, с. 119).
3. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002. 248 с.
Контекст: ...Многие башкирские исследователи связывают этот праздник с весенним пробуждением природы и появлением перелетных птиц, в частности грачей7 (Бикбулатов Н.В. и др., 2002, с. 203).
4. Дашевская О.Д. О подбойных могилах у поздних скифов//Древности Евразии в скифо-сарматское время. М., 1984. С. 53-60.
Контекст: ...Для памятников сарматского времени Предуралья и Зауралья наиболее характерными были погребения в могильных ямах с подбоем вдоль длинной продольной стенки (Дашевская О.Д., 1984, с. 53; Таиров А.Д., 2011, с. 420-423; Смирнов К.Ф., 1975, с. 157, 158).
5. Дорошенко А.Р. Зороастрийцы в Иране: (историко-этнографический очерк). М., 1982. 133 с.
Контекст: ...Праведник попадает в рай.» (Дорошенко А.Р., 1982, с. 21).
6. Древняя и средневековая культура юго-восточного Устюрта. Ташкент, 1978. 327 с.
Контекст: ...Определенную роль в сложении данного типа погребений в отдельных районах Средней Азии, по мнению специалистов, сыграли кочевые племена степного Предура-лья (Древняя и средневековая культура., 1978, с. 191, 194, 291, 292).
7. Есебергенов Х. К вопросу об изживании религиозных представлений и обрядов у каракалпаков (на материале погребальной обрядности): автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1963.
Контекст: ...Этот обычай сохранил архаичные представления о переносе зла, болезней людей на животных, которые были характерны для среднеазиатского маздаизма (Рахимов М., 1953, с. 117-118; Есебергенов Х., 1963, с. 9-10, 13; Писарчик А.К., 1976, с. 125; Бабаева Н.С., 1985, с. 58, 59, 61-63).
8. Интервью муфтия Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Н. Нигматуллина//Вечерняя Уфа. 2013. 23-29 ноября. №47 (на башк. яз.).
Контекст: ...К реликтам домусульманских верований относится и сохранившийся до сегодняшнего дня среди башкир-бурзянцев обряд «дав-ра» / «дэуер» (Полевые материалы этнографа З.Г. Аминева; Интервью муфтия., 2013).
9. Лелеков Л.А. Рец. на кн.: Бойс М. Зороастрийцы, их религиозные верования и обряды//Народы Азии и Африки. 1981. №3. С. 225-232.
Контекст: ...У легендарного пророка загробная судьба индивидуума должна была зависеть от него самого, а не от внешних сил, например, обожествленных предков (Лелеков Л.А., 1981, с. 228-230).
10. Писарчик А.К. Смерть. Похороны//Таджики Каратегина и Дарваза. Душанбе, 1976. Вып. 3. С. 118-164.
Контекст: ...Этот обычай сохранил архаичные представления о переносе зла, болезней людей на животных, которые были характерны для среднеазиатского маздаизма (Рахимов М., 1953, с. 117-118; Есебергенов Х., 1963, с. 9-10, 13; Писарчик А.К., 1976, с. 125; Бабаева Н.С., 1985, с. 58, 59, 61-63).
11. Рахимов М. Обычаи и обряды, связанные со смертью и похоронами, у таджиков Кулябской области//Известия Академии наук Таджикской ССР (отделение общественных наук). Душанбе, 1953. Вып. III. С. 107-130.
Контекст: ...Этот обычай сохранил архаичные представления о переносе зла, болезней людей на животных, которые были характерны для среднеазиатского маздаизма (Рахимов М., 1953, с. 117-118; Есебергенов Х., 1963, с. 9-10, 13; Писарчик А.К., 1976, с. 125; Бабаева Н.С., 1985, с. 58, 59, 61-63).
12. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа, 2006. 376 с.
Контекст: ...Нишу прикрывали наискось поставленными досками, лубами, драницей или камышом, чтобы насыпанная земля не касалась трупа (Руденко С.И., 2006, с. 230; Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф., 1991, с. 126).
13. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М., 1975. 180 с.
Контекст: ...Для памятников сарматского времени Предуралья и Зауралья наиболее характерными были погребения в могильных ямах с подбоем вдоль длинной продольной стенки (Дашевская О.Д., 1984, с. 53; Таиров А.Д., 2011, с. 420-423; Смирнов К.Ф., 1975, с. 157, 158).
14. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. 386 с.
Контекст: ...Согласно поверьям древнего Хорезма, этот демон придавал мертвому телу свойства осквернять все окружающее и поражал несчастьями и болезнями тех, кто соприкасался с трупом (Снесарев Г.П., 1969, с. 130).
15. Таиров А.Д. Погребальный обряд населения пограничья степи и лесостепи Южного Зауралья в раннем железном веке//Погребальный обряд ранних кочевников Евразии: материалы и исследования по археологии юга России. Ростов-на-Дону, 2011. Вып. III. С. 420-425.
Контекст: ...Для памятников сарматского времени Предуралья и Зауралья наиболее характерными были погребения в могильных ямах с подбоем вдоль длинной продольной стенки (Дашевская О.Д., 1984, с. 53; Таиров А.Д., 2011, с. 420-423; Смирнов К.Ф., 1975, с. 157, 158).
16. Урал батыр//Башкирское народное творчество. Эпосы. Уфа, 1972. Кн. 1. С. 33-134 (на башк. яз.).
Контекст: ...В башкирском эпосе один из персонажей -старик, выпивший из родника с живой водой и обреченный на бессмертие, озвучивает основное кредо маздаистского учения: вечно только добро, благие дела, благие мысли и благие слова, они не пропадут ни на этом, ни на том свете, не сгорят в огне и не утонут в воде (Урал батыр, 1972, с. 124).
17. Юсупов Р.М. Погребальный обряд//Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика. Уфа, 2008. С. 210-230.
Контекст: ...В этом ракурсе убедительной выглядит точка зрения известного антрополога Р.М. Юсупова (2008, с. 225) о том, что в древности этот башкирский праздник назывался Каргас туй.