The orthodox schools in rural public life of Altai of the end of XIX – the beginning of the XX centuries

Main Article Content

R.U. Volosnov Email: volosnov-barnaul@mail.ru

Abstract

In article on the basis of the Siberian pre-revolutionary periodicals of display a role of church schools in development of rural public life of Altai. Spiritual schools on means of the spaciousness carried out, carried out a set out of training, educational and public events, and along with temples were the main cultural centers of the villages of Altai XIX – the beginnings of the XX centuries. Their public work was shown in various spheres of country life and life: educational, religious, leisure, political, economic and cultural. Orthodox church schools in rural areas of Altai often duplicated or carried out functions of other public institutions: churches, the museums, scientific laboratories, shops, buildings for meetings and another. Also not the orthodox country people (Old Believers and sectarians), by means of public polemic conversations with members of a pricht and missionaries also took part in the public events held at orthodox schools. Efficiency, quantitative attendance, diversity and the psychological atmosphere of church and school public actions for responses of organizers often surpassed similar processes in temples and in other institutions.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Volosnov, R. (1). The orthodox schools in rural public life of Altai of the end of XIX – the beginning of the XX centuries . NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 8(8), 223-230. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2277
Section
РАЗДЕЛ III ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Author Biography

R.U. Volosnov, Алтайский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, Барнаул

References

1. Волоснов Р.Ю. Церковные сторожки в ансамбле сельских храмовых комплексов Алтая конца XIX -начала XX в.//Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2014. Вып. 16. С. 46-54
Контекст: ...Случается, что крестьянин наш, облекая свои понятия в обыденную форму разговорной речи, выражается иногда довольно неблаговидно, отчего в слушателях возбуждается чувство, несоответствующее благоговению и святости храма» (Волоснов Р.Ю., 2014, с. 51).

2. Дер. Куртукова Кузнецкаго уезда//Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). 1914. №6. С. 12-13
Контекст: ...Ставили «Денщик подвел» в 1 д. и «Тетка-трещотка» в 1 д. .последняя пьеса привела в восторг мужиков.» (Дер. Куртукова., 1914, с. 12-13).

3. Известия и заметки//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1890. №16. С. 25
Контекст: ...Синода с начала 1890/91 учебного года при главнейших церковно-приходских школах были открыты специальные ремесленные классы, причем на первое время в этих классах ученики обучались производству различных изделий из дерева, а впоследствии другим ремеслам (к примеру, книжные переплетные мастерские) (Известия и заметки, 1890, с. 25).

4. Карачельский С.С. Ново-Шипуновское Покровской волости//Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). 1914а. №4. С. 16
Контекст: ...По окончании спектакля под управлением В.Я. Шаркова хором было исполнено несколько малороссийских песен» (Карачельский С.С., 1914а, с. 16). 4.

5. Карачельский С.С. Ново-Шипуновское, Покровской волости//Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). 1914б. №11. С. 15-16
Контекст: ...По окончании спектакля под управлением В.Я. Шаркова хором было исполнено несколько малороссийских песен» (Карачельский С.С., 1914а, с. 16). 4.

6. Новиков И. Томская епархия в 1902 г. (продолжение)//Томские епархиальные ведомости. Неофициальный отдел. 1903. №21. С. 32-48
Контекст: ...м образом и православные чувствуют себя в школе более свободными и чаще здесь обращаются к своему священнику за разъяснением разного рода недоумений в жизни религиозной, общественной, семейной, частной» (Новиков И., 1903, с. 44).

7. Овсянников М.С. Павловское Барнаульскаго округа//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1896. №3. С. 18-23
Контекст: ...Павловского (современный райцентр Павловск Алтайского края) Михаил Овсянников (1896, с. 18) будущее предназначение строящейся школы охарактеризовал следующим образом: «.здание это будет служить прекрасным помещением для внебогослужебных собеседований, которые до сего времени производили в церкви.

8. О двухклассных церковно-приходских школах и о занятиях в них ремеслами и ручным трудом: отчет Томскаго Епархиальнаго училищнаго Совета за 1891/92 г.//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1893. №15. С. 12-32
9. Отчет Братства Томской епархии во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго за 1889/90 г.//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1891. №2. С. 1-29
Контекст: ...Солоновке (современного Смоленского района Алтайского края) собственного дома, «.который бы мог быть и школой, и квартирой учителя, и даже местом собрания православных в праздничные дни для молитвы и для собеседований.» (Отчет Братства., 1891, с. 3). 2.

10. Покровское приходское попечительство в 1899 г. (продолжение)//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1900. №10. С. 20-25
Контекст: ...Также при Тоуракской школе находился музей, где формировались естественно-исторические коллекции (Покровское приходское попечительство., 1900, с. 24). 6.

11. Религиозно-нравственныя чтения в с. Николаевском, Змейногорскаго округа, благочиния №26-го//Томские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. Известия и заметки. 1899. №8. С. 39-40
Контекст: ...В школе во время чтений, прихожане сидят на ученических скамьях и вообще чувствуют себя здесь свободнее.» (Религиозно-нравственныя чтения., 1899, с. 3940).

12. Чащихин М.В. С. Зеркальское той же волости//Алтайский крестьянин. По Алтаю (от собственных корреспондентов). №8. 1914. С. 17-18
Контекст: ...Зеркалы (современный Шипуновский район Алтайского края) в здании церковно-приходской школы по распоряжению крестьянского начальника Шавелина был собран волостной сход, где обсуждались насущные хозяйственные проблемы (Чащихин М.В., 1914, с. 17).

13. Шевелков А. Отчет Общества трезвости при Трехсвятительской церкви села Хлопуновскаго благочиния 36-го округа, Томской епархии//Томские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. II. Отдел общецерковный. 1914. №3. С. 195-198
Контекст: ...Чтения всегда сопровождались пением церковных песнопений и кантат из «Лепты» (Шевелков А., 1914, с. 195).