From tamgha to zyakуаt. Commercial taxes in the Central Asia: between religion and law (from the Timurud empire to the Russian protectorates)

Main Article Content

R.Yu. Pochekaev Email: ropot@mail.ru

Abstract

This article is an attempt to observe the evolution of commercial taxation system in the Central Asia region from the Empire of Timurids (14th–15th cc.) to the establishment of the Russian Empire’s protectorate over Bukharan Emirate and Khivan Khanate at the second half of the 19th – beginning of the 20th cc. Author analyzes process of replacement of Turkic-Mongol imperial duty “tamgha” by the traditional Islamic tax “zakyat” within the context of co-existence of imperial Mongol and Islamic values in the region. Also author tries to reveal the reasons why Islamic clergy fought actively for abolition of the tamgha and why the Russian government considered reasonable saving the zakyat as the basic commercial tax in the Russian Turkestan to the last quarter of the 19th c. and in the Central Asian khanates – to the beginning of the 20th c. (even after their integration into the Russian custom system). As a result, author comes to the conclusion that Central Asian authorities in their tazation policy at all stages of historical development the region at-tempted to find a compromise between defense of state interests and keep-ing in mind the religious ideology of the local population.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Pochekaev, R. (1). From tamgha to zyakуаt. Commercial taxes in the Central Asia: between religion and law (from the Timurud empire to the Russian protectorates) . NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 8(8), 283-293. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2282
Section
РАЗДЕЛ III ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Author Biography

R.Yu. Pochekaev, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории права и государства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург

References

1. Болдырев А.Н. Еще раз к вопросу о Ходже Ахраре//Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 47-63
Контекст: ...Его усилия с подола веры правильным мнением Клеймо тамги и грязь яргу смыли. (цит. по: Болдырев А.Н., 1985, с. 55).

2. Брегель Ю.Э. Хорезмские туркмены в XIX в. М., 1961. 442 с
Контекст: ...Иногда закят являлся, по сути, единственным налогом, которым ханы облагали родоплеменные подразделения или населенные пункты, лишь недавно признавшие их подданство: как мусульмане, они были обязаны платить такой налог наравне с другим населением того или иного ханства (Брегель Ю.Э., 1961, с. 188-191; Документы архива..., 1967, с. 31, 129).

3. урхануддин Маргинани. Хидоя. Комментарии мусульманского права: в 2 ч./пер. с англ., под ред. Н.И. Гродекова. М., 2008. Ч. 1, т. I-II. 808 с
Контекст: ...Поскольку платили его с торговой прибыли, денег, драгоценных металлов, он в какой-то мере являлся и торговым налогом, составлявшим 1/40 (2,5%) от стоимости товаров (Бурхануддин, 2008, с. 80-81; Керимов Г.М., 2007, с. 244-252).

4. Гандемианский договор между Российской империей и Хивинским ханством//Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М., 1952. С. 129-134
5. Григорьев А.П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв.: Чингизидские жалованные грамоты. Л., 1978. 136 с
Контекст: ...До нас дошел ряд грамот Тимуридов - гератского Султан-Хусейна Байкары, ферганского Омар-шейха (отец знаменитого Бабура), правивших в 1470-1490-е гг., в которых, помимо чисто «мусульманских», упоминаются и «монгольские» налоги, в том числе и тамга (Григорьев А.П., 1978, с. 95, 101, 110).

6. Документы архива хивинских ханов по истории и этнографии каракалпаков/сост. Ю.Э. Брегель. М., 1967. 539 с
Контекст: ...е подразделения или населенные пункты, лишь недавно признавшие их подданство: как мусульмане, они были обязаны платить такой налог наравне с другим населением того или иного ханства (Брегель Ю.Э., 1961, с. 188-191; Документы архива..., 1967, с. 31, 129).

7. Драчук В.С. Системы знаков Северного Причерноморья. Тамгообраз-ные знаки Северопонтийской периферии Античного мира первых веков нашей эры. Киев, 1975. 175 с
Контекст: ...Практика проставления подобных знаков имела широкое распространение не только среди тюрко-монгольских народов, но также в древнем и средневековом Иране и на Кавказе, т.е. была универсальной на всей территории Евразии (см., например: Драчук В.С., 1975; Яценко С.А., 2001; Doerfer G., 1965, s. 554-565).

8. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. М.; СПб., 2007. 512 с
Контекст: ...Поскольку платили его с торговой прибыли, денег, драгоценных металлов, он в какой-то мере являлся и торговым налогом, составлявшим 1/40 (2,5%) от стоимости товаров (Бурхануддин, 2008, с. 80-81; Керимов Г.М., 2007, с. 244-252).

9. Лунев Ю.Ф. Государство и право узбекских ханств с XVI по XIX в. М., 2004. 216 с
Контекст: ...Несмотря на враждебное отношение к тамге влиятельного мусульманского духовенства, еще в XVI в. она продолжала использоваться в Средней Азии в качестве основного торгового налога (Лунев Ю.Ф., 2004, с. 100).

10. Материалы по истории политического строя Казахстана. Алма-Ата, 1960. Т. I. 443 с
Контекст: ...Согласно параграфу 296 «Проекта Положения об управлении Семи-реченской и Сыр-Дарьинской областей» (Материалы по истории..., 1960, №117, с. 282-316), местные торговцы должны были уплачивать закят «в прежнем размере, т. е. 2,5% в год с торгового капитала».

11. Ниязматов М. Поиск консенсуса. Российско-хивинские геополитические отношения в XVI -начале ХХ в. СПб., 2010. 496 с
Контекст: ...Со своей стороны, российские пограничные власти, когда им было сообщено о решении хана, согласились на это при условии, что аналогичным налогом будут облагаться и хивинские купцы в российских владениях (Ниязматов М., 2010, с. 231-233).

12. Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. СПб., 1888. Т. VI. 595 с
13. Проект всеподданнейшего отчета генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана I по гражданскому управлению и устройству в областях Туркестанского генерал-губернаторства. 7 ноября 1867 -25 марта 1881 г. СПб., 1885. 503 с
Контекст: ...Уже в 1875 г., по согласованию с Министерством финансов, ввел в Туркестане действующее в России общее положение о пошлинах, согласно которому вместо закята с торговцев стали взиматься те же сборы, которые действовали на всей остальной территории Российской империи (Проект..., 1885, с. 409; Нива, 1874, №35, с. 560).

14. Рашид ад-Дин. Сборник летописей/пер. с перс. А.К. Арендса. М.; Л., 1946. Т. III. 340 с
Контекст: ...м термином стали обозначать и печать, на которой содержалось изображение того же знака, который, таким образом, означал принадлежность империи и всего имперского имущества правящему роду потомков Чингис-хана (Рашид ад-Дин, 1946, с. 276).

15. Садыков А.С. Экономические связи Хивы с Россией во второй половине XIX -начале ХХ в. Ташкент, 1965. 184 с
16. Семенов А.А. Очерк поземельно-податного и налогового устройства б. Бухарского ханства//Труды Средне-Азиатского государственного университета. Сер. II: Orientalia. Ташкент, 1929. Вып. 1. C. 54
Контекст: ...) стал теперь собираться специальными ханскими налоговыми чиновниками «закетчи» и, соответственно, поступал в распоряжение монархов (а частично и в казну региональных правителей -беков), а не духовенства (Семенов А.А., 1929, с. 43-48).

17. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. 2-е изд., пе-рераб., доп. и испр. СПб., 2013. 384 с
Контекст: ...Поскольку право Чингис-хана и его рода на верховную власть, как считалось, обеспечивало их происхождение и божественное покровительство -харизма (см. подробнее: Скрынникова Т.Д., 2013), то их родовая тамга в какой-то степени символизировала именно эту харизму.

18. Фазлуллах ибн Рузбихан Хунджи. Тарих-и алам-ара-йи амини/пер. В.Ф. Минорского. Баку, 1987. 169 с
Контекст: ...й шариату, правители предпочитали идти на компромисс с ним: не отменяя этот сбор окончательно (хотя и обещая сделать это), они снизили его ставку с 10 до 5%, а также освободили от его уплаты паломников (Фазлуллах, 1987, с. 70; Эфендиев О.А., 1979, с. 171).

19. Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Проект «Зеркала» (Zerrspiegel) . URL: zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de
20. Шестаков А. Бухара в 1917 г.//Красный архив. №1(20). 1927. С. 78-122
Контекст: ...И-1, о. 2, д. 715/49, № 878, сскр. 12/IX/94 г., копия), а в манифесте, изданном в марте 1917 г. (т.е. уже после Февральской революции в России), - «справедливо» взимать закят и остальные налоги (Шестаков А., 1927, с. 82).

21. Эфендиев О.А. Институт «суйургал» и централистская политика правителей Ак-Койунлу и первых Сефевидов//Формы феодальной земельной собственности и владения на Ближнем и Среднем Востоке (Бартольдовские чтения 1975 г.). М., 1979. С. 168-175
22. Яценко С.А. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. М., 2001. 190 с
Контекст: ...Практика проставления подобных знаков имела широкое распространение не только среди тюрко-монгольских народов, но также в древнем и средневековом Иране и на Кавказе, т.е. была универсальной на всей территории Евразии (см., например: Драчук В.С., 1975; Яценко С.А., 2001; Doerfer G., 1965, s. 554-565).

23. Doerfer G. Turkische und Mongolische Elemente im Neupersischen. Bd. II. Wiesbaden, 1965. 672 s. (на нем. яз.)
Контекст: ...Практика проставления подобных знаков имела широкое распространение не только среди тюрко-монгольских народов, но также в древнем и средневековом Иране и на Кавказе, т.е. была универсальной на всей территории Евразии (см., например: Драчук В.С., 1975; Яценко С.А., 2001; Doerfer G., 1965, s. 554-565).

24. Mas Latrie L. de. Privileges commerciaux accordes a la Republique de Venice par les princes de Crimee et les Emperors Mongoles du Kiptchak//Biblioteque de l”Ecole des charts, 6-e ser. 1868. T. 4. P. 580-595 (на фр. яз.)
Контекст: ...Тамга как основной торговый налог взималась во всех улусах Монгольской империи (Золотая Орда, Государство ильханов в Иране, Чагатайский улус в Средней Азии, империя Юань в Китае), различаясь по ставке, составлявшей в разное время и в разных регионах - от 3 до 10% (Mas Latrie L. de, 1868, р. 588; 1870, р. 21; Petrushevsky I.P., 1968, р. 170).

25. Mas Latrie L. de. Privilege commercial accorde en 1320 a la Republique de Venise par un roi de Perse, faussement attribute a un roi de Tunis, Extrait de la Biblioteque de l’Ecole des Chartes (Extrait). Paris, 1870. 31 р. (на фр. яз.)
Контекст: ...Тамга как основной торговый налог взималась во всех улусах Монгольской империи (Золотая Орда, Государство ильханов в Иране, Чагатайский улус в Средней Азии, империя Юань в Китае), различаясь по ставке, составлявшей в разное время и в разных регионах - от 3 до 10% (Mas Latrie L. de, 1868, р. 588; 1870, р. 21; Petrushevsky I.P., 1968, р. 170).

26. Messurier A. le. From London to Bokhara and ride through Persia. London, 1889. 318 р. (на англ. яз.)
Контекст: ...Так, согласно сообщениям западных путешественников, в Бухарском эмирате еще в 1870-1880-е гг. существовал ряд специальных (по сути -таможенных) постов - на Амударье, в Ташкургане и в самой Бухаре, на которых особые чиновники взимали закят с ввозимых в эмират товаров и иного имущества (Messurier A. le, 1889, р. 178).

27. Petrushevsky I.P. The socio-economic conditions of Iran under the Il-Khans//The Cambridge History of Iran, Vol. 5: The Saljuq and Mongol Periods. Cambridge, 1968. 709 р. (на англ. яз.)
Контекст: ...Государство ильханов в Иране, Чагатайский улус в Средней Азии, империя Юань в Китае), различаясь по ставке, составлявшей в разное время и в разных регионах - от 3 до 10% (Mas Latrie L. de, 1868, р. 588; 1870, р. 21; Petrushevsky I.P., 1968, р. 170).

28. Ratchnevsky P. Un code des Yuan. Vol. 2. Paris, 1972. 202 р. (на фр. яз.)
Контекст: ...Впрочем, в течение длительного времени никакой упорядоченной системы торгового налогообложения в Средней Азии не существовало, она стала формироваться лишь в эпоху Монгольской империи, когда на ее территории был введен универсальный налог «тамга», сохранившийся в отдельных улусах и после ее распада (Ratchnevsky Р., 1972, р. 170).