Сакральное пространство в культурах кочевников Саяно-Алтая и Западной Монголии раннескифского времени

Основное содержание статьи

Е.В. Шелепова Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Шелепова, Е. (1). Сакральное пространство в культурах кочевников Саяно-Алтая и Западной Монголии раннескифского времени. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 6(6), 166-179. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2309
Раздел
II. САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА И ПАЛЕОАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Литература

1. Атхарваведа: избранное/пер. с санкр. М., 1976. 405 с.
2. Байбурин А. К. Ритуал в системе знаковых средств культуры//Этнознаковые функции культуры. М., 1991. С. 23-42.
Контекст: ...Проводимые мероприятия имели своей целью преодоление смерти - одной из критических точек бытия (Байбурин А.К., 1991, с. 26-27), обеспечивали преемственность (Топоров В.Н., 2005, с. 492-493), безопасность и процветание коллектива.

3. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия: история и культура. СПб., 2001. 288 с.
Контекст: ...Более поздние произведения (самхиты, араньяки, брахманы) относятся к VIII-VI вв. до н.э. (Бонгард-Левин Г.М., 2001, с. 57). «Книга перемен» создана в Китае при Чжоуской династии (XI-III вв. до н.э.) (Шуцкий Ю.К., 1993; Кравцова М.Е., 1994), что по археологической периодизации соотносится с началом раннескифского времени.

4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001. 488 с.
Контекст: ...В эпоху Чжоу в Китае резко возрастает количество обрядов жертвоприношений предкам, богам и духам, Небу и Земле (Васильев Л.С., 2001, с. 73).

5. Волков В.В. Оленные камни Монгольского Алтая//Памятники археологии и древнего искусства Евразии. М., 2004. С. 9-21.
Контекст: ...В.В. Волков (2004, с. 16), проанализировав нахождение «оленных» камней в составе разных памятников, разделил их на несколько типов «жертвенников».

6. Геннеп А. ван. Обряды перехода. М., 1999. 198 с.
Контекст: ...Погребальный ритуал и действия, совершаемые после действительного или символического захоронения тела умершего, относятся к обрядам перехода (Геннеп ван А., 1999, с. 149-150).

7. Дмитриева Т.Н. Жертвоприношение: поиски истоков//Жертвоприношение: ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М., 2000. С. 11-22.
Контекст: ...Цели принесения жертвы могли быть различными: жертва-дар, жертва-посланник, жертва-сопроводитель или транспорт в иной мир (Дмитриева Т.Н., 2000, с. 13, 20, 28).

8. Жуковская Н.Л. Жертвоприношения//Религиозные верования (свод этнографических понятий и терминов). М., 1993. С. 79-82.
Контекст: ...Центральную часть любого ритуала занимает жертвоприношение - способ установления коммуникации, средство связи между миром профанным и сакральным (Новик Е.С., 1984, с. 135-136; Жуковская Н.Л., 1993, с. 79).

9. Косарев М.Ф. Приобщение к внеземным сферам в сибирском язычестве (по жертвенным ритуалам и погребальным обрядам)//Жертвоприношение: ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М., 2000. С. 42-53.
Контекст: ...При доставке жертвы исключительное значение приобретала ритуальная ориентация - направление, по которому жертвенный дар или умерший (его душа) должны были направиться, чтобы попасть в предназначенное им пространство (Косарев М.Ф., 2000, с. 46).

10. Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая: опыт культурологического анализа -антология художественных переводов. СПб., 1994. 544 с.
Контекст: ...Более поздние произведения (самхиты, араньяки, брахманы) относятся к VIII-VI вв. до н.э. (Бонгард-Левин Г.М., 2001, с. 57). «Книга перемен» создана в Китае при Чжоуской династии (XI-III вв. до н.э.) (Шуцкий Ю.К., 1993; Кравцова М.Е., 1994), что по археологической периодизации соотносится с началом раннескифского времени.

11. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984. 304 с.
Контекст: ...Центральную часть любого ритуала занимает жертвоприношение - способ установления коммуникации, средство связи между миром профанным и сакральным (Новик Е.С., 1984, с. 135-136; Жуковская Н.Л., 1993, с. 79).

12. Ольховский В. С. К изучению скифской ритуалистики: посмертное путешествие//Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М., 1999. С. 114-136.
Контекст: ...Используется емкий термин «погребально'-поминальный обряд» (Ольховский В.С., 1999, с. 115).

13. Ольховский В.С. Монументальная скульптура населения западной части евразийских степей эпохи раннего железа. М., 2005. 299 с.
Контекст: ...Вероятнее всего, они олицетворяли «памятный знак» умершему (Ольховский В. С., 2005, с. 51).

14. Подосинов А.В. EX ORIENTE LUX! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999. 720 с.
Контекст: ...Смотреть на восток при жертвоприношениях означало получить духовное очищение (Чхандогья Упанишады, IV, 6-8; Подосинов А.В., 1999, с. 95).

15. Полосьмак Н.В. Исследование памятников скифского времени на Укоке//Altaica. Новосибирск, 1993. №2. С. 21-31.
Контекст: ...Памятник уникален тем, что на отдельных скульптурах сочетаются изобразительные реалии, характерные для разных типов «оленных» камней (Полосьмак Н.В., 1993, с. 22).

16. Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989. 758 с.
17. Ригведа. Мандалы IX-X. М., 1999. 560 с.
18. Ригведа. Мандалы V-VIII. М., 1999. 743 с.
19. Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб., 1994. 208 с.
Контекст: ...Д.Г. Савинов (1994, с. 143) соотнес известные типы «оленных» камней с разными памятниками и заключил, что «жертвенникам» соответствуют наиболее ранние изваяния - со стилизованными изображениями животных, а погребениям - саяно-алтайского и «общеевразийского» типов.

20. Савинов Д.Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея (археологические культуры и культурогенез). СПб., 2002. 204 с.
Контекст: ...В обозначенное и более раннее время в Западной Монголии существовала культура, характеризующаяся херексурами и «оленными» камнями (Савинов Д.Г., 2002, с. 82).

21. Тишкин А.А. Погребальные сооружения курганного могильника Бийке в Горном Алтае и культура населения, оставившего их//Погребальный обряд древних племен Алтая. Барнаул, 1996. С. 20-54.
Контекст: ...Гораздо реже человек и лошадь помещались в одну погребальную камеру (Тишкин А. А., 1996).

22. Тишкин А.А. Бийкенское святилище в Горном Алтае//Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. СПб., 2000. С. 210-215.
23. Тишкин А.А. О соотношении бийкенской и майэмирской археологических культур Алтая раннескифского времени//Степи Евразии в древности и средневековье. СПб., 2003. С. 164-166.
Контекст: ...По ряду признаков бийкенская культура близка майэ-мирской культуре, локализованной в Западном и Северо-Западном Алтае и Предалтайской равнине (Тишкин А.А., 2003).

24. Тишкин А. А. Проблема происхождения бийкенской культуры Алтая раннескифского времени и выделение основных этапов ее развития//Социогенез в Северной Азии. Иркутск, 2005. Ч. I. С. 322-327.
Контекст: ...Некоторые из них уже привлекались для анализа семантики погребальных конструкций бийкенской культуры (Тишкин А.А., Леонова И.Ю., 2005).

25. Тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Барнаул, 2007. 356 с.
Контекст: ...Обычно они смещены с места своей первоначальной установки, что могло произойти в результате ограбления кургана или демонстрировать факт надругательства над обычаями «бийкенцев» враждебными им группами населения (Тишкин А.А., 2007). 2.

26. Тишкин А.А. Крупный херексур в Центральном Алтае (Онгудай-ский район Республики Алтай)//Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов. Ховд; Томск, 2009. С. 74-78.
Контекст: ...Его отличают выкладки с запада и «курганчики» с востока (Тишкин А.А., 2009, рис. 1).

27. Тишкин А.А. Погребальная практика носителей бийкенской культуры: семантика археологического комплекса/А. А. Тишкин, И.Ю. Леонова//Структурно-семиотические исследования в археологии. Донецк, 2005. Т. II. С. 179-194.
Контекст: ...Некоторые из них уже привлекались для анализа семантики погребальных конструкций бийкенской культуры (Тишкин А.А., Леонова И.Ю., 2005).

28. Тишкин А. А. Археологические изыскания в Ховдском аймаке (предварительное сообщение)/А.А. Тишкин, Б. Нямдорж, П.К. Дашковский, М. Нямсурен, Ч. Мунхбаяр//Эколого-географические, археологические и социоэтнографические исследования в Южной Сибири и Западной Монголии. Барнаул, 2006. С. 107-114.
Контекст: ...Так, на памятнике Улаан худаг-I (Западная Монголия) ритуальными сооружениями занят только западный сектор херек-сура, отличающегося наличием круглой ограды и радиально расходящихся лучей (Тишкин А.А., 2006, с. 110).

29. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. I: Теория и некоторые частные ее приложения. М., 2005. 816 с.
Контекст: ...Проводимые мероприятия имели своей целью преодоление смерти - одной из критических точек бытия (Байбурин А.К., 1991, с. 26-27), обеспечивали преемственность (Топоров В.Н., 2005, с. 492-493), безопасность и процветание коллектива.

30. Упанишады/пер. с санкр. М., 2000. 782 с.
31. Цыбиктаров А. Д. Центральная Азия в эпоху бронзы и раннего железа (проблемы этнокультурной истории Монголии и Южного Забайкалья середины II -первой половины I тыс. до н.э.)//Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2003. №1(13). С. 80-97.
Контекст: ...Умершие укладывались внутри таких камер, ямах или на древней поверхности, вытянуто на спине, гораздо реже на боку с согнутыми ногами и ориентировались головой на запад или северо-запад (Цыбиктаров А.Д., 2003, с. 83-84).

32. Членова Н.Л. Олени, кони и копыта (о связях Монголии, Казахстана и Средней Азии в скифскую эпоху)//РА. 2000. №1. С. 90-108.
Контекст: ...Особое отношение к животному отражено в его реалистичных изображениях на «оленных» камнях, разнообразных предметах декоративного искусства, петроглифах раннескифского времени (Членова Н.Л., 2000).

33. Чугунов К.В. Херексуры Центральной Азии (к вопросу об истоках традиции)//Северная Евразия в эпоху бронзы. Барнаул, 2002. С. 142-149.
Контекст: ...В свою очередь значительное воздействие на формирование облика памятника Аржан в Северной Туве оказала традиция херексуров (Чугунов К.В., 2002, с. 143).

34. Шелепова Е.В. Новые сведения о захоронениях конских черепов (по результатам исследования памятника Тыткескень-VI)//Алтае-Саянская горная страна и история освоения ее кочевниками. Барнаул, 2007. С. 185-188.
Контекст: ...Отдельные части черепов находят в погребальных конструкциях, в том числе под «дополнительными» сооружениями (Шелепова Е.В., 2007, с. 187).

35. Шелепова Е.В. Ритуальные памятники кочевников Алтая поздней древности: систематика и анализ//Известия Алт. гос. ун-та. Сер.: История. 2008. №4/2. С. 223-230.
Контекст: ...Существовало несколько способов их размещения (Шелепова Е.В., 2008). 1.

36. Шелепова Е.В. Изучение морфологии сакрального пространства погребально-поминальных памятников кочевников Алтая раннескифского времени в контексте реконструкции ритуальной практики//Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов. Т. II: Общественные науки. Ховд; Томск, 2009. С. 55-61.
Контекст: ...В настоящей статье, которая продолжает серию публикаций аналогичной тематики (Шелепова Е.В., 2009, 2010), анализируются схемы организации сакрального пространства на погребально-поминальных комплексах раннескифского времени, предлагаются возможные варианты назначения разнообразных «внемогильных» сооружений и объектов («поминальники, «жертвенники» и др.).

37. Шелепова Е.В. Вертикально установленные камни на памятниках кочевников Центральной и Северной Азии в период поздней бронзы и раннескифское время//Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Улан-Удэ, 2010. С. 143-147.
Контекст: ...В настоящей статье, которая продолжает серию публикаций аналогичной тематики (Шелепова Е.В., 2009, 2010), анализируются схемы организации сакрального пространства на погребально-поминальных комплексах раннескифского времени, предлагаются возможные варианты назначения разнообразных «внемогильных» сооружений и объектов («поминальники, «жертвенники» и др.).

38. Шицзин. Книга песен и гимнов/пер. с кит. А. Штукина. М., 1987. 350 с.
39. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. М., 1993. 382 с.
Контекст: ...Более поздние произведения (самхиты, араньяки, брахманы) относятся к VIII-VI вв. до н.э. (Бонгард-Левин Г.М., 2001, с. 57). «Книга перемен» создана в Китае при Чжоуской династии (XI-III вв. до н.э.) (Шуцкий Ю.К., 1993; Кравцова М.Е., 1994), что по археологической периодизации соотносится с началом раннескифского времени.

40. Эрдэнэбаатар Д., Ковалев Д. Археологические культуры Монголии в бронзовом веке//Социогенез в Северной Азии. Иркутск, 2009. С. 70-84.
Контекст: ...Согласно радиоуглеродным датировкам такие комплексы возводились в конце эпохи поздней бронзы и раннескифское время и были широко распространены в Западной Монголии (Эрдэнэбаатар Д., 2009).

41. Goossens R. Satellite imagery and archeology: the example of CORONA in the Altai Mountains/R. Goossens, A. Wulf de, J. Bourgeois, W. Gheyle, T. Willes//Journal of Archeological Science. 2006. №33. P. 745-755
Контекст: ...Среди них имеются курганы с круглой оградой, радиально расходящимися лучами, выкладками в западном и восточном секторах околокурганной площади (Goossens R., 2006, fig. 14).

42. Erdenebaatar H.D. Funeral and sacrifice ritual of the horse in the bronze age of Mongolia//Этноистория и археология Северной Евразии: теория, методология и практика исследования. Иркутск, 2007. С. 201-209.
Контекст: ...В остальных выкладках найдены угольки и фрагменты кальцинированных костей животных. «Курганчики» с захоронениями голов лошадей выявлены на площадях херексуров и с круглой, и с квадратной оградами (Erdenebaatar H.D., 2007, p. 202-203).