Тэнгрианство и буддизм в средневековой Монголии

Основное содержание статьи

Ю.И. Дробышев Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Дробышев, Ю. (1). Тэнгрианство и буддизм в средневековой Монголии. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 5(5), 71-90. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2323
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

Литература

1. Базарова Б.З. Монгольские летописи -памятники культуры. М., 2006. 200 с
2. Балданжапов П.Б., Ванчикова Ц.П. Cayan teuke -«Белая история» -монгольский историко-правовой памятник XIII-XIV вв. Улан-Удэ, 2001. 200 с.
Контекст: ...При дворе Юаньских хаганов даже была учреждена должность хранителей фигур, изображавших духов предков (онгонов) - онг сакигчи (Балданжапов П.Б., Ванчи-кова Ц.П., 2001, с. 77).

3. Бира Ш. Монгольская историография (XIII-XVII вв.). М., 1978. 320 с.
Контекст: ...Твое благосостояние зависит от меня, а мое от Неба» (Бира Ш., 1978, с. 83).

4. Бира Ш. Концепция верховной власти в историко-политической традиции монголов//Монголоведные исследования. Улан-Удэ, 2000. Вып. 3. С. 85-90.
Контекст: ...Космологическое значение верховной власти в Центральной Азии показано в ряде работ (Voegelin E., 1941, с. 378-413; Rachewiltz I. de, 1973, с. 21-36; Скрынникова Т.Д., 1997, с. 100-189; Бира Ш., 2000, с. 85-90; Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д., 2006, с. 281-320).

5. Бира Ш. О прототипе символа мира Н.К. Рериха//Монголия сегодня. 2011. 29 мая. С. 20.
Контекст: ...Монгольские ученые полагают, что прототипом для художника послужили наскальные рисунки Монголии (Нагаанбуу Н., 2002, с. 209-212; Дулам С., 2008-2009, с. 110-114; Бира Ш., 2011, с. 20).

6. Галданова Г. Р. К вопросу о верованиях ранних монголов//VI Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, август 1992): докл. российской делегации. М., 1992. Т. II. С. 24-33.
7. Галданова Г.Р. Эволюция представлений о тэнгри (по текстам монголоязычных обрядников)//Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 1995. С. 94-107.
8. Герасимова К.М. Синкретизм культа Далха//Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск, 1981. С. 7-45.
Контекст: ...Да-лха прослеживается тенденция к некоторому абстрагированию, созданию универсальных покровителей, не связанных с определенной местностью и наделенных способностью защищать воинов, живущих походной жизнью, от демонов и злых духов чужих мест» (Герасимова К.М., 1981, с. 32).

9. Герасимова К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан-Удэ, 1999. 138 с.
Контекст: ...Нужно было “убрать”, обесценить и обезличить мифологическую сакрализацию власти, ее символов в образе племенных богов» (Герасимова К.М., 1999, с. 131-132).

10. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. М., 1992. 319 с.
Контекст: ...Однако один из аргументов, приводимых этим неординарным ученым в доказательство своих предположений, крайне сомнителен: «...в древнемонгольской религии было то, чего не могло быть в шаманизме: космическое злое начало» (Гумилев Л.Н., 1992, с. 218)2.

11. Гэрэлбаатар Г. Менх тэнгэрийн ундэс//Менх тэнгэр судлал. Улаанбаатар, 2006.
12. Дробышев Ю.И. Похоронно-поминальная обрядность средневековых монголов и ее мировоззренческие основы//Этнографическое обозрение. 2005. №1. С. 119-140.
13. Дробышев Ю.И. О некоторых сино-монгольских параллелях во взглядах на верховную власть//Сакральный образ правителя на Западе и Востоке. Сер.: Медиевистика. Кемерово, 2011. Вып. V.
Контекст: ...Впрочем, последнее утверждение едва ли верно: при ближайшем рассмотрении выявляется ряд принципиальных различий между тору и дао (Дробышев Ю.И., 2011).

14. Дугаров Б.С. Культ горы Хормуста в Бурятии//Этнографическое обозрение. 2005. №4. С. 103-110.
Контекст: ...Оно дает дождь (Дугаров Б.С., 2005, с. 103).

15. Дугаров Р.Н. Религиозное уложение XVI в. «Арбан буяны цааз»//Культура Монголии в средние века и новое время (XVI -начало ХХ в.). Улан-Удэ, 1986. С. 119-126.
Контекст: ...Текст этого указа приводится в «Эрдэнийн тобчи» Саган Сэцэна и в биографии Пятого Далай-ламы (Дугаров Р.Н., 1986, с. 119-120).

16. Дулам С. Монголын гурван ерее онгин тамга дэлхийн соелыг хамгаалах гэрээний бэлгэ тэмдэх болсон нь//The IAMS Bulletin. 2008-2009. №1-2. С. 110-114.
Контекст: ...Монгольские ученые полагают, что прототипом для художника послужили наскальные рисунки Монголии (Нагаанбуу Н., 2002, с. 209-212; Дулам С., 2008-2009, с. 110-114; Бира Ш., 2011, с. 20).

17. Жумаганбетов Т.С. Генезис государственно-религиозной идеологии в древнетюркских каганатах//Этнографическое обозрение. 2006а. №4. С. 119-126.
Контекст: ...Наконец, Т.С. Жумаганбетов (2006а, с. 119-126; 2006б, с. 154-162) разделяет мнение ряда специалистов, что централизация власти в степях требовала усиления монотеистических идей.

18. Жумаганбетов Т. С. Культ Тенгри как основа государственной идеологии древнетюркского каганата//Восток. 2006б. №2. С. 154-162.
Контекст: ...Наконец, Т.С. Жумаганбетов (2006а, с. 119-126; 2006б, с. 154-162) разделяет мнение ряда специалистов, что централизация власти в степях требовала усиления монотеистических идей.

19. История Эрдэни-дзу (факсимиле рукописи): пер. А.Д. Цендиной. М., 1999. 255 с.
Контекст: ...Хор-мустой» назван знаменитый буддийский проповедник Нейджи-тойн (1557-1653) в своем намтаре (Пурбуева Ц.П., 1984, с. 66), а Алтан-хану тумэтскому его племянник Сэцэн хунтайджи якобы поднес титул «могущественного хана, владыки земли - Хормусты» (История Эрдэни-дзу, 1999, с. 60).

20. Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках//Тюркологический сборник-1977. М., 1981. С. 117-137.
21. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л., 1941. 611 с.
Контекст: ...Великий хан не в состоянии самостоятельно справиться с духами - хозяевами «земель и вод кидатских», ему потребовалась помощь шаманов, которые и излечили его, как гласит предание, ценою жизни его брата Толуя (Козин С.А., 1941, §272).

22. Коллмар-Пауленц К. Новый взгляд на религиозную идентичность монголов//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 444-464.
Контекст: ...Оба этих мировоззрения могли уживаться в одном и том же тексте (Коллмар-Пауленц К., 2004, с. 456).

23. Коновалов П. Б. Культ Мунхэ Тэнгри у средневековых монголов и его истоки//Чингис-хан и судьбы народов Евразии. Улан-Удэ, 2003. С. 423-433.
Контекст: ...Считать ли тэнгрианство частью центрально-азиатского шаманизма или, наоборот, шаманизм - частью тэнгрианства? Так, бурятский археолог П.Б. Коновалов (2003, с. 428) полагает, что «концепция тенгризма является натурфилософской составляющей сложной шаманской картины мира, в которой сочетаются как реалистическое, так и ирреалистическое мировоззрение».

24. Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. М., 2006. 557 с.
Контекст: ...Космологическое значение верховной власти в Центральной Азии показано в ряде работ (Voegelin E., 1941, с. 378-413; Rachewiltz I. de, 1973, с. 21-36; Скрынникова Т.Д., 1997, с. 100-189; Бира Ш., 2000, с. 85-90; Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д., 2006, с. 281-320).

25. Кучера С. Проблема преемственности китайской культурной традиции при династии Юань//Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972. С. 276-308.
Контекст: ...Умер он в 1256 г. (Кучера С., 1972, с. 282).

26. Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997. 319 с.
Контекст: ...Е.И. Кычанов (1997, с. 247, 262) также подчеркивает главенство культа Вечного Неба в верованиях народов Центральной Азии.

27. Матузова В. И. Английские средневековые источники. IX-XIII вв. (тексты, перевод, комментарий). М., 1979. 268 с.
Контекст: ...Монголии в 1253-1254 гг., выдающийся мыслитель средневековья Роджер Бэкон в своем трактате «Opus majus» («Великое сочинение», 1260-е гг.) пошел еще дальше: «И хотя татары чтут единого бога, тем не менее они не совсем ушли и от идолопоклонства» (Матузова В.И., 1979, с. 221).

28. Нагаанбуу Н. Тройственная теория у монголов//Мир Центральной Азии. Улан-Удэ, 2002. Т. III. С. 209-212.
Контекст: ...Монгольские ученые полагают, что прототипом для художника послужили наскальные рисунки Монголии (Нагаанбуу Н., 2002, с. 209-212; Дулам С., 2008-2009, с. 110-114; Бира Ш., 2011, с. 20).

29. Ням-Осор Н. Монгольское государство и государственность в XIII-XIV вв. Улан-Удэ, 2003. 386 с.
Контекст: ...Согласно Н. Ням-Осору (2003, с. 164), в идеологических воззрениях кочевников с древности до средневековья можно выделить не менее трех историко-культурных пластов: 1) культ Неба, 2) воинский культ волка, 3) систему воззрений, связанных с

30. Пан Т.А. «Устав шаманской службы маньчжур»: пер. А.В. Гребенщикова из Архива востоковедов//Архивные материалы о монгольских и тюркских народах в академических собраниях России: докл. науч. конф. СПб., 2000. С. 102-109.
Контекст: ...Это напоминает период маньчжурского господства в Китае, когда за конфуцианским фасадом династии Цин стояло мощное здание «государственного шаманизма» (Пан Т.А., 2000, с. 102-109; 2006, с. 68-78).

31. Пан Т.А. Маньчжурские письменные памятники по истории и культуре империи Цин XVII-XVIII вв. СПб., 2006. 228 с.
Контекст: ...Это напоминает период маньчжурского господства в Китае, когда за конфуцианским фасадом династии Цин стояло мощное здание «государственного шаманизма» (Пан Т.А., 2000, с. 102-109; 2006, с. 68-78).

32. Плано Карпини. История могалов//Путешествия в восточные страны. М., 1997. С. 30-85.
Контекст: ...Папский легат Плано Кар-пини (1997, с. 35), совершивший в 1245-1247 гг. путешествие в Монголию, один из параграфов своего отчета посвятил описанию религиозных представлений монголов, которое начал следующими словами: «Они веруют в единого

33. Поппе Н.Н. Описание монгольских «шаманских» рукописей Института востоковедения//ЗИВАН. Л., 1932. Т. 1. С. 151-200.
34. Поппе Н.Н. Квадратная письменность. М.; Л., 1941. 168 с.
Контекст: ...Аналогичная формулировка содержится и в других Юаньских эдиктах (Поппе Н.Н., 1941, с. 61, 65, 69, 73).

35. Пурбуева Ц.П. «Биография Нейджи-тойна» как источник по истории буддизма в Монголии. Новосибирск, 1984. 110 с.
Контекст: ...Чакраварти, тэнгри из тэнгриев, всей вселенной Хормуста, вращающий золотое колесо, владыка учения» (Шара Туджи, 1957, с. 150)8. «Святым Хор-мустой» назван знаменитый буддийский проповедник Нейджи-тойн (1557-1653) в своем намтаре (Пурбуева Ц.П., 1984, с. 66), а Алтан-хану тумэтскому его племянник Сэцэн хунтайджи якобы поднес титул «могущественного хана, владыки земли - Хормусты» (История Эрдэни-дзу, 1999, с. 60).

36. Пурэвжав С. К вопросу о стадиях развития и идеологической концепции древнемонгольского шаманизма//Туухийн судлал. Улаан-баатар, 1974. Т. Х, №10. С. 123-144.
Контекст: ...Тэнгрианство можно определять как развитый шаманизм в его региональной центрально-азиатской форме (ранее эту мысль высказывал монгольский исследователь С. Пурэвжав (1974, с. 133)), причем его возникновение напрямую связано с социально-политическим прогрессом кочевых обществ.

37. Скрынникова Т.Д. О политической организации Халхи (вторая половина XVI-XVII в.)//Mongolica. Памяти академика Б.Я. Влади-мирцова. 1884-1931. М., 1986. С. 201-212.
38. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М., 1997. 216 с.
Контекст: ...Т.Д. Скрынникова (1997, с. 196) ставит резонный вопрос: «Можно ли называть генеральным мировоззрением монгольского общества, где шаманы действовали в сакральной периферии, шаманизм? Не является ли более точным термин тэнгризм3, предложенный ранее Ж.-П. Ру?».

39. Скрынникова Т.Д. Восточноазиатская традиция и буддизм у монголов//Методологические и теоретические аспекты изучения традиционной духовной культуры Востока. Улан-Удэ, 1998. Вып. 3. С. 3-25.
Контекст: ...Тору синонимичен индийскому рита и китайскому дао (Скрынникова Т.Д., 1998, с. 6-8; 2005, с. 107-108).

40. Скрынникова Т.Д. Сакральность правителя в средневековом монгольском обществе//Сакрализация власти в истории цивилизаций. М., 2005. Ч. II-III. С. 98-125.
Контекст: ...Тору синонимичен индийскому рита и китайскому дао (Скрынникова Т.Д., 1998, с. 6-8; 2005, с. 107-108).

41. Тугутов А.И. Прорицание будущего в «Сокровенном сказании монголов»//Altaica X. М., 2005. С. 239-260.
Контекст: ...Концепция прорицания здесь ближе к принципам монотеистических религий (Тугутов А.И., 2005, с. 244).

42. Тугушева Л.Ю. Каким богам поклонялись древние тюрки?//Altaica IV. М., 2000. С. 144-156.
Контекст: ...В то же время этот автор поддерживает предположение Г. Дерфера и Э. Эсин, что тэнгрианство проистекает из древнекитайского универсализма с его учением о трех космических силах -Небо, Земля, Человек (Тугушева Л.Ю., 2000, с. 144 и сл.).

43. Хазанов А.М. Мухаммед и Чингис-хан в сравнении: роль религиозного фактора в создании мировых империй//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 382-406.
Контекст: ...Специалисты сходятся во мнении, что оно не обещало своим адептам спасения и не несло никакого «универсального призыва» (Хазанов А.М., 2004, с. 398).

44. Хормуста//Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2. С. 595-596.
45. Чулууны Далай. Монголия в XIII-XIV веках. М., 1983. 233 с.
Контекст: ...Для шаманских жертвоприношений устраивались специальные пункты, которые назывались «ситуэн» (Чулууны Далай, 1983, с. 165-168).

46. Шарипов Р.Г. Менталитет древних тюрков: философско-мировоззренческий очерк. Уфа, 2001.117 с.
Контекст: ...Для этой системы была характерна трехчленная модель мироздания, т.е. наличие Верхнего, Среднего и Нижнего миров4, а в ее основе лежал миф. «Мы можем с уверенностью называть тен-грианство религиозно-философской доктриной, на которой зиждилась мировоззренческая парадигма древнетюркского общества» (Шарипов Р.Г., 2001, с. 21-23).

47. «Шара Туджи» -монгольская летопись XVII в.: сводный текст, пер., введ. и прим. Н.П. Шастиной. М.; Л., 1957. 198 с.
48. Bira Sh. Mongolian Theory of Tenggrism//Abstracts of the 8th International Congress of Mongolists. Ulaanbaatar, 2002.
49. Fletcher J. The Mongols: ecological and social perspectives//Harvard Journal of Asiatic Studies. 1986. Vol. 46, №1. Р. 11-50.
50. Franke H. From tribal chieftain to universal emperor and God: The legitimating of the Yuan dynasty. Munchen, 1978. 84 р.
Контекст: ...Для них различные способы легитимации были подобны разнообразным многочисленным одеяниям, которые они могли носить согласно тому, что казалось подходящим для конкретного случая» (Franke H., 1978, с. 79).

51. Hayashi Toshio. Uigur Policies toward Tang China//Memories of the Research Department of the Toyo Bunko. Tokyo, 2002. Р. 87-116.
Контекст: ...Уйгуры в эпоху своего владычества в степях (745840 гг.) склонились к манихейству, по-видимому, под давлением чисто экономических, а не политических обстоятельств (Hayashi Toshio, 2002, с. 87-116).

52. Heissig W. The Religions of Mongolia. Berkeley and Los Angeles, 1980. 158 р.
Контекст: ...Хормуста - царь богов (Heissig W., 1980, с. 49-50).

53. Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-TUrken (T’u-kUe). Wiesbaden, 1958. Bd. I-II. 831 р.
Контекст: ...Могилянь принял это предостережение и отказался от своего замысла (Liu Mau-tsai, 1958, с. 173).

54. Rachewiltz I. de. Some remarks on the ideological foundations of Chingis khan’s empire//Papers on Far Eastern history. 1973. №7. Р. 21-36.
Контекст: ...Космологическое значение верховной власти в Центральной Азии показано в ряде работ (Voegelin E., 1941, с. 378-413; Rachewiltz I. de, 1973, с. 21-36; Скрынникова Т.Д., 1997, с. 100-189; Бира Ш., 2000, с. 85-90; Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д., 2006, с. 281-320).

55. Roux J.-P. Tangri. Essai sur le Ciel-Dieu des peuples altaiques//Revue de I’Histoire des Religions. 1956. Vol. 149, №1. Р. 49-82; №2. Р. 197-230.
Контекст: ...Культ Неба у древних тюрков послужил предметом скрупулезного изучения известного французского ориенталиста Жана-Поля Ру, осветившего его в серии публикаций (Roux J.-P., 1956, с. 49-82, 197-230; 1957, с. 27-54, 173-212; 1958, с. 32-66; 1959, с. 231-241; 1962, с. 1-24).

56. Roux J.-P. Tangri. Essai sur le Ciel-Dieu des peuples altaiques//Revue de I’Histoire des Religions. 1957. Vol. 150, №1. Р. 27-54; №2. Р. 173-212.
57. Roux J.-P. Notes additionnelles a Tangri, le Ciel-Dieu des peuples altaiques//Revue de I’Histoire des Religions. 1958. Vol. 154, №1. Р. 32-66.
58. Roux J.-P. L’origine celeste de la souverainete dans les inscriptions paleo-turques de Mongolie et de Siberie//Studies in the History of Religions. Supplement to Numen. Leiden, 1959. Р. 231-241.
59. Roux J.-P. La religion des Turcs de l’Orkhon des VIIe et VIIIe siecles//Revue de I’Histoire des Religions. 1962. Vol. 161, №1-2. Р. 1-24.
Контекст: ...При распаде государства культ Тэнгри слабеет и также распадается (Roux J.-P., 1962, с. 7, 20)6.

60. Sarkozi A. Political Prophecies in Mongolia in the 17-20th centuries. Budapest, 1992. 164 р.
Контекст: ...Правитель Автономной Монголии (19111921 гг.) Богдо-гэгэн (VIII Джебцзун-Дамба-хутухта) в одном из своих наставлений обещал превратиться в Хана Хормусту и спасти искренне верующих (Sarkozi A., 1992, с. 118).

61. Voegelin E. The Mongol Orders of Submission to the European Powers, 1245-1255//Byzantion. Boston, 1941. Vol. XV. Р. 378-413.
Контекст: ...Космологическое значение верховной власти в Центральной Азии показано в ряде работ (Voegelin E., 1941, с. 378-413; Rachewiltz I. de, 1973, с. 21-36; Скрынникова Т.Д., 1997, с. 100-189; Бира Ш., 2000, с. 85-90; Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д., 2006, с. 281-320).