Влияние ислама на традиционную культуру народов Волго-Камья в эпоху средневековья

Main Article Content

К.А. Руденко Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Руденко, К. (1). Влияние ислама на традиционную культуру народов Волго-Камья в эпоху средневековья. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 5(5), 113-121. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2326
Section
RELIGIOUS FACTOR IN THE HISTORY OF ANCIENT AND MEDIUM PEOPLES OF EURASIA

References

1. Ал Гарнати Абу Хамид. Путешествие Абу Хамида ал Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1151). М., 1971. 136 с.
2. Березин Я.Б., Савенко С.Н. Бронзовые антропоморфные фигурки с территории Ставропольского края//Российская археология. 2004. №1. С. 149-153.
3. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге (Больше-Тарханский могильник). М., 1964. 200 с.
Контекст: ...Но и в этом случае ключевые памятники ранних булгар на Волге (могильники Кай-бельский, Большетарханский, Танкеевский и недавно открытый Автозаводской) (Генинг В.Ф., Халиков А.Х., 1964; Семыкин Ю.А., Казаков Е.П., 2003, с. 114-138) настолько специфичны, что стало основанием считать это население, сложившимся на основе взаимодействия разных этнокультурных компонентов.

4. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань, 1990. 192 с.
Контекст: ...В искусствоведческой литературе был описан булгарский «звериный стиль», а в исследованиях по духовной культуре домонгольских булгар обозначены и определены появления языческих культов и общетюркских воззрений в мусульманском государстве (Давлетшин Г.М., 1990).

5. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории). М., 1992. 336 с.
Контекст: ...Исламизация булгар было не единым актом, а процессом, который занял не одно десятилетие (Казаков Е.П., 1992).

6. Казаков Е.П. Волжская Булгария и финно-угорский мир//Finno-Ugrica. 1997а. №1. С. 33-53.
Контекст: ...Это были представители финских народов Прикамья и Поволжья и уг-роязычные группы населения со своими традициями, верованиями и ритуалами (Казаков Е.П., 1997а, с. 33-53).

7. Казаков Е.П. Об этнокультурных компонентах народов юговосточной Европы и Волжской Болгарии (по археологическим материалам)//Татарская археология. 1997б. №1. С. 61-77.
Контекст: ...Это были представители финских народов Прикамья и Поволжья и уг-роязычные группы населения со своими традициями, верованиями и ритуалами (Казаков Е.П., 1997а, с. 33-53).

8. Казаков Е.П. Об освоении булгарами Казанско-Марийского Поволжья//Археологическое изучение булгарских городов. Казань, 1999. С. 63-71.
9. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.; Л., 1939. 212 с.
Контекст: ...Эти факторы сказались уже на начальных попытках введения ислама как единой общеплеменной религии - в правление эльтебера Алмуша (первая четверть X в.), когда один из вождей отказался поддержать начинания бул-гарского правителя (Путешествие..., 1939).

10. Путешествия в Восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Алматы, 1993. 248 с.
11. Руденко К.А. Булгарские клады (к вопросу о булгарской металлообработке XI-XIV вв.)//Древние ремесленники Приуралья. Ижевск, 2001. С. 322-348.
Контекст: ...Из Спасского клада 1869 г. происходит серебряная капторга - специальная коробочка, в которую помещались написанные молитвы и суры из Корана (Руденко К.А., 2001, с. 322-348).

12. Руденко К.А. Остров «Мурзиха» и его окрестности. Хронологический атлас археологических коллекций НМ РТ (1991-1999 гг.). Опыт микрорегионального исследования. Каталог археологических коллекций НМ РТ. Казань, 2002. 208 с.
Контекст: ...Если рассматривать погребальные конструкции, то встречаются несколько их типов - от ям простых и с заплечиками без деревянных деталей, так и с таковыми, например, деревянной обкладкой стенок ямы досками, деревянных рам без дна, гробовищ, сколоченных железными гвоздями, и т.п. (Руденко К.А., 2002).

13. Руденко К.А. Волжская Булгария, северо-восточная Русь и Прикамье: проблемы исследования этнокультурных контактов и взаимовлияний в XI-XIV вв. (по археологическим материалам)//Взаимодействие культур в Среднем Поволжье в древности и средневековье/АЭМК. Йошкар-Ола, 2004а. Вып. 27. С. 105-115.
Контекст: ...Кроме того, и при господстве ислама в Булгарии сохранялись языческие святилища, часть которых прекратила затем существование (например, Тигашевское городище в Чувашии), часть осталось местом поклонения и совершения различных обрядов (городище Гремячий ключ в Татарстане) (Руденко К.А., 2004а, с. 36-66).

14. Руденко К.А. Булгарские святилища эпохи средневековья XI-XIV вв. (по археологическим материалам)//Культовые памятники Камско-Вятского региона: материалы и исследования. Ижевск, 2004б. С. 33-66.
Контекст: ...Кроме того, и при господстве ислама в Булгарии сохранялись языческие святилища, часть которых прекратила затем существование (например, Тигашевское городище в Чувашии), часть осталось местом поклонения и совершения различных обрядов (городище Гремячий ключ в Татарстане) (Руденко К.А., 2004а, с. 36-66).

15. Руденко К.А. Волжская Булгария в XI -начале XIII в.: поселения и материальная культура. Казань, 2007. 244 с.
Контекст: ...Вместе с тем в булгарских материалах (преимущественно с крупных городищ) встречаются бронзовые идольчи-ки, как правило, цельнолитые (Руденко К.А., 2007, рис. 120.-2, 3).

16. Руденко К.А. Птицевидная привеска из фондов музея Алексеев-ского района Татарстана//Случайные находки: хронология, атрибуция, историко-культурный контекст. СПб., 2008. С. 230-232.
Контекст: ...В булгарских коллекциях имеются птицевидные идольчики, в частности, из Билярского городища (Руденко К. А., 2007, рис. 120.-4) и ряда других памятников (Руденко К.А., 2008, с. 230-232).

17. Семыкин Ю. А. К вопросу о поселениях ранних болгар в Среднем Поволжье//Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. Самара, 1989. С. 66-82.
Контекст: ...Отдельные находки раннебулгарской керамики VIII-IX вв. на булгарских селищах (Семыкин Ю.А., 1989, с. 66-82) в целом общей картины не изменили.

18. Семыкин Ю.А., Казаков Е.П. Исследования новых памятников раннеболгарского времени в Ульяновском Поволжье//Из археологии Поволжья и Приуралья. Казань, 2003. С. 114-138.
Контекст: ...Но и в этом случае ключевые памятники ранних булгар на Волге (могильники Кай-бельский, Большетарханский, Танкеевский и недавно открытый Автозаводской) (Генинг В.Ф., Халиков А.Х., 1964; Семыкин Ю.А., Казаков Е.П., 2003, с. 114-138) настолько специфичны, что стало основанием считать это население, сложившимся на основе взаимодействия разных этнокультурных компонентов.

19. Смирнов А.П. Волжские Булгары//Труды ГИМ. М., 1951. Вып. XIX. 275 с.
Контекст: ...А.П. Смирнов (1951) предполагал единовременный приход булгар и постепенное их слияние с местным населением.

20. Усманов М. А. Этапы исламизации джучиева улуса и мусульманское духовенство в татарских ханствах XIII-XVI вв.//Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 177-185.
Контекст: ...Причем это явление было весьма заметно и в золотоордынскую эпоху (Усманов М.А., 1985, с. 177-185).

21. Халиков А.Х. Изучение археологической культуры ранних болгар на Волге//Плиска-Преслав. София, 1981а. Т. 2. С. 36-42.
Контекст: ...Сторонниками этой гипотезы являются Е.П. Казаков, Т.А. Хлебникова, А.Х. Халиков (1981а, с. 36-42).

22. Халиков А.Х. Отражение космогонических и генеалогических легенд волжских булгар в археологических материалах//Из истории ранних булгар. Казань, 1981б. С. 5-20.
Контекст: ...Сторонниками этой гипотезы являются Е.П. Казаков, Т.А. Хлебникова, А.Х. Халиков (1981а, с. 36-42).

23. Халикова Е.А. Сельские кладбища Волжской Булгарии XII -начала XIII вв.//Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань, 1976а. С. 39-59.
24. Халикова Е.А. Билярские некрополи//Исследования Великого города. М., 1976б. С. 113-168.
25. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии Х -начала XIII в. Казань, 1986. 160 с.