Влияние ислама на традиционную культуру народов Волго-Камья в эпоху средневековья
Main Article Content
Downloads
Download data is not yet available.
Metrics
Metrics Loading ...
Article Details
How to Cite
Руденко, К. (1). Влияние ислама на традиционную культуру народов Волго-Камья в эпоху средневековья. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 5(5), 113-121. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2326
Section
RELIGIOUS FACTOR IN THE HISTORY OF ANCIENT AND MEDIUM PEOPLES OF EURASIA
References
1. Ал Гарнати Абу Хамид. Путешествие Абу Хамида ал Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1151). М., 1971. 136 с.
2. Березин Я.Б., Савенко С.Н. Бронзовые антропоморфные фигурки с территории Ставропольского края//Российская археология. 2004. №1. С. 149-153.
3. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге (Больше-Тарханский могильник). М., 1964. 200 с.
Контекст: ...Но и в этом случае ключевые памятники ранних булгар на Волге (могильники Кай-бельский, Большетарханский, Танкеевский и недавно открытый Автозаводской) (Генинг В.Ф., Халиков А.Х., 1964; Семыкин Ю.А., Казаков Е.П., 2003, с. 114-138) настолько специфичны, что стало основанием считать это население, сложившимся на основе взаимодействия разных этнокультурных компонентов.
4. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань, 1990. 192 с.
Контекст: ...В искусствоведческой литературе был описан булгарский «звериный стиль», а в исследованиях по духовной культуре домонгольских булгар обозначены и определены появления языческих культов и общетюркских воззрений в мусульманском государстве (Давлетшин Г.М., 1990).
5. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории). М., 1992. 336 с.
Контекст: ...Исламизация булгар было не единым актом, а процессом, который занял не одно десятилетие (Казаков Е.П., 1992).
6. Казаков Е.П. Волжская Булгария и финно-угорский мир//Finno-Ugrica. 1997а. №1. С. 33-53.
Контекст: ...Это были представители финских народов Прикамья и Поволжья и уг-роязычные группы населения со своими традициями, верованиями и ритуалами (Казаков Е.П., 1997а, с. 33-53).
7. Казаков Е.П. Об этнокультурных компонентах народов юговосточной Европы и Волжской Болгарии (по археологическим материалам)//Татарская археология. 1997б. №1. С. 61-77.
Контекст: ...Это были представители финских народов Прикамья и Поволжья и уг-роязычные группы населения со своими традициями, верованиями и ритуалами (Казаков Е.П., 1997а, с. 33-53).
8. Казаков Е.П. Об освоении булгарами Казанско-Марийского Поволжья//Археологическое изучение булгарских городов. Казань, 1999. С. 63-71.
9. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.; Л., 1939. 212 с.
Контекст: ...Эти факторы сказались уже на начальных попытках введения ислама как единой общеплеменной религии - в правление эльтебера Алмуша (первая четверть X в.), когда один из вождей отказался поддержать начинания бул-гарского правителя (Путешествие..., 1939).
10. Путешествия в Восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Алматы, 1993. 248 с.
11. Руденко К.А. Булгарские клады (к вопросу о булгарской металлообработке XI-XIV вв.)//Древние ремесленники Приуралья. Ижевск, 2001. С. 322-348.
Контекст: ...Из Спасского клада 1869 г. происходит серебряная капторга - специальная коробочка, в которую помещались написанные молитвы и суры из Корана (Руденко К.А., 2001, с. 322-348).
12. Руденко К.А. Остров «Мурзиха» и его окрестности. Хронологический атлас археологических коллекций НМ РТ (1991-1999 гг.). Опыт микрорегионального исследования. Каталог археологических коллекций НМ РТ. Казань, 2002. 208 с.
Контекст: ...Если рассматривать погребальные конструкции, то встречаются несколько их типов - от ям простых и с заплечиками без деревянных деталей, так и с таковыми, например, деревянной обкладкой стенок ямы досками, деревянных рам без дна, гробовищ, сколоченных железными гвоздями, и т.п. (Руденко К.А., 2002).
13. Руденко К.А. Волжская Булгария, северо-восточная Русь и Прикамье: проблемы исследования этнокультурных контактов и взаимовлияний в XI-XIV вв. (по археологическим материалам)//Взаимодействие культур в Среднем Поволжье в древности и средневековье/АЭМК. Йошкар-Ола, 2004а. Вып. 27. С. 105-115.
Контекст: ...Кроме того, и при господстве ислама в Булгарии сохранялись языческие святилища, часть которых прекратила затем существование (например, Тигашевское городище в Чувашии), часть осталось местом поклонения и совершения различных обрядов (городище Гремячий ключ в Татарстане) (Руденко К.А., 2004а, с. 36-66).
14. Руденко К.А. Булгарские святилища эпохи средневековья XI-XIV вв. (по археологическим материалам)//Культовые памятники Камско-Вятского региона: материалы и исследования. Ижевск, 2004б. С. 33-66.
Контекст: ...Кроме того, и при господстве ислама в Булгарии сохранялись языческие святилища, часть которых прекратила затем существование (например, Тигашевское городище в Чувашии), часть осталось местом поклонения и совершения различных обрядов (городище Гремячий ключ в Татарстане) (Руденко К.А., 2004а, с. 36-66).
15. Руденко К.А. Волжская Булгария в XI -начале XIII в.: поселения и материальная культура. Казань, 2007. 244 с.
Контекст: ...Вместе с тем в булгарских материалах (преимущественно с крупных городищ) встречаются бронзовые идольчи-ки, как правило, цельнолитые (Руденко К.А., 2007, рис. 120.-2, 3).
16. Руденко К.А. Птицевидная привеска из фондов музея Алексеев-ского района Татарстана//Случайные находки: хронология, атрибуция, историко-культурный контекст. СПб., 2008. С. 230-232.
Контекст: ...В булгарских коллекциях имеются птицевидные идольчики, в частности, из Билярского городища (Руденко К. А., 2007, рис. 120.-4) и ряда других памятников (Руденко К.А., 2008, с. 230-232).
17. Семыкин Ю. А. К вопросу о поселениях ранних болгар в Среднем Поволжье//Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. Самара, 1989. С. 66-82.
Контекст: ...Отдельные находки раннебулгарской керамики VIII-IX вв. на булгарских селищах (Семыкин Ю.А., 1989, с. 66-82) в целом общей картины не изменили.
18. Семыкин Ю.А., Казаков Е.П. Исследования новых памятников раннеболгарского времени в Ульяновском Поволжье//Из археологии Поволжья и Приуралья. Казань, 2003. С. 114-138.
Контекст: ...Но и в этом случае ключевые памятники ранних булгар на Волге (могильники Кай-бельский, Большетарханский, Танкеевский и недавно открытый Автозаводской) (Генинг В.Ф., Халиков А.Х., 1964; Семыкин Ю.А., Казаков Е.П., 2003, с. 114-138) настолько специфичны, что стало основанием считать это население, сложившимся на основе взаимодействия разных этнокультурных компонентов.
19. Смирнов А.П. Волжские Булгары//Труды ГИМ. М., 1951. Вып. XIX. 275 с.
Контекст: ...А.П. Смирнов (1951) предполагал единовременный приход булгар и постепенное их слияние с местным населением.
20. Усманов М. А. Этапы исламизации джучиева улуса и мусульманское духовенство в татарских ханствах XIII-XVI вв.//Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 177-185.
Контекст: ...Причем это явление было весьма заметно и в золотоордынскую эпоху (Усманов М.А., 1985, с. 177-185).
21. Халиков А.Х. Изучение археологической культуры ранних болгар на Волге//Плиска-Преслав. София, 1981а. Т. 2. С. 36-42.
Контекст: ...Сторонниками этой гипотезы являются Е.П. Казаков, Т.А. Хлебникова, А.Х. Халиков (1981а, с. 36-42).
22. Халиков А.Х. Отражение космогонических и генеалогических легенд волжских булгар в археологических материалах//Из истории ранних булгар. Казань, 1981б. С. 5-20.
Контекст: ...Сторонниками этой гипотезы являются Е.П. Казаков, Т.А. Хлебникова, А.Х. Халиков (1981а, с. 36-42).
23. Халикова Е.А. Сельские кладбища Волжской Булгарии XII -начала XIII вв.//Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань, 1976а. С. 39-59.
24. Халикова Е.А. Билярские некрополи//Исследования Великого города. М., 1976б. С. 113-168.
25. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии Х -начала XIII в. Казань, 1986. 160 с.
2. Березин Я.Б., Савенко С.Н. Бронзовые антропоморфные фигурки с территории Ставропольского края//Российская археология. 2004. №1. С. 149-153.
3. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге (Больше-Тарханский могильник). М., 1964. 200 с.
Контекст: ...Но и в этом случае ключевые памятники ранних булгар на Волге (могильники Кай-бельский, Большетарханский, Танкеевский и недавно открытый Автозаводской) (Генинг В.Ф., Халиков А.Х., 1964; Семыкин Ю.А., Казаков Е.П., 2003, с. 114-138) настолько специфичны, что стало основанием считать это население, сложившимся на основе взаимодействия разных этнокультурных компонентов.
4. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань, 1990. 192 с.
Контекст: ...В искусствоведческой литературе был описан булгарский «звериный стиль», а в исследованиях по духовной культуре домонгольских булгар обозначены и определены появления языческих культов и общетюркских воззрений в мусульманском государстве (Давлетшин Г.М., 1990).
5. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории). М., 1992. 336 с.
Контекст: ...Исламизация булгар было не единым актом, а процессом, который занял не одно десятилетие (Казаков Е.П., 1992).
6. Казаков Е.П. Волжская Булгария и финно-угорский мир//Finno-Ugrica. 1997а. №1. С. 33-53.
Контекст: ...Это были представители финских народов Прикамья и Поволжья и уг-роязычные группы населения со своими традициями, верованиями и ритуалами (Казаков Е.П., 1997а, с. 33-53).
7. Казаков Е.П. Об этнокультурных компонентах народов юговосточной Европы и Волжской Болгарии (по археологическим материалам)//Татарская археология. 1997б. №1. С. 61-77.
Контекст: ...Это были представители финских народов Прикамья и Поволжья и уг-роязычные группы населения со своими традициями, верованиями и ритуалами (Казаков Е.П., 1997а, с. 33-53).
8. Казаков Е.П. Об освоении булгарами Казанско-Марийского Поволжья//Археологическое изучение булгарских городов. Казань, 1999. С. 63-71.
9. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.; Л., 1939. 212 с.
Контекст: ...Эти факторы сказались уже на начальных попытках введения ислама как единой общеплеменной религии - в правление эльтебера Алмуша (первая четверть X в.), когда один из вождей отказался поддержать начинания бул-гарского правителя (Путешествие..., 1939).
10. Путешествия в Восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Алматы, 1993. 248 с.
11. Руденко К.А. Булгарские клады (к вопросу о булгарской металлообработке XI-XIV вв.)//Древние ремесленники Приуралья. Ижевск, 2001. С. 322-348.
Контекст: ...Из Спасского клада 1869 г. происходит серебряная капторга - специальная коробочка, в которую помещались написанные молитвы и суры из Корана (Руденко К.А., 2001, с. 322-348).
12. Руденко К.А. Остров «Мурзиха» и его окрестности. Хронологический атлас археологических коллекций НМ РТ (1991-1999 гг.). Опыт микрорегионального исследования. Каталог археологических коллекций НМ РТ. Казань, 2002. 208 с.
Контекст: ...Если рассматривать погребальные конструкции, то встречаются несколько их типов - от ям простых и с заплечиками без деревянных деталей, так и с таковыми, например, деревянной обкладкой стенок ямы досками, деревянных рам без дна, гробовищ, сколоченных железными гвоздями, и т.п. (Руденко К.А., 2002).
13. Руденко К.А. Волжская Булгария, северо-восточная Русь и Прикамье: проблемы исследования этнокультурных контактов и взаимовлияний в XI-XIV вв. (по археологическим материалам)//Взаимодействие культур в Среднем Поволжье в древности и средневековье/АЭМК. Йошкар-Ола, 2004а. Вып. 27. С. 105-115.
Контекст: ...Кроме того, и при господстве ислама в Булгарии сохранялись языческие святилища, часть которых прекратила затем существование (например, Тигашевское городище в Чувашии), часть осталось местом поклонения и совершения различных обрядов (городище Гремячий ключ в Татарстане) (Руденко К.А., 2004а, с. 36-66).
14. Руденко К.А. Булгарские святилища эпохи средневековья XI-XIV вв. (по археологическим материалам)//Культовые памятники Камско-Вятского региона: материалы и исследования. Ижевск, 2004б. С. 33-66.
Контекст: ...Кроме того, и при господстве ислама в Булгарии сохранялись языческие святилища, часть которых прекратила затем существование (например, Тигашевское городище в Чувашии), часть осталось местом поклонения и совершения различных обрядов (городище Гремячий ключ в Татарстане) (Руденко К.А., 2004а, с. 36-66).
15. Руденко К.А. Волжская Булгария в XI -начале XIII в.: поселения и материальная культура. Казань, 2007. 244 с.
Контекст: ...Вместе с тем в булгарских материалах (преимущественно с крупных городищ) встречаются бронзовые идольчи-ки, как правило, цельнолитые (Руденко К.А., 2007, рис. 120.-2, 3).
16. Руденко К.А. Птицевидная привеска из фондов музея Алексеев-ского района Татарстана//Случайные находки: хронология, атрибуция, историко-культурный контекст. СПб., 2008. С. 230-232.
Контекст: ...В булгарских коллекциях имеются птицевидные идольчики, в частности, из Билярского городища (Руденко К. А., 2007, рис. 120.-4) и ряда других памятников (Руденко К.А., 2008, с. 230-232).
17. Семыкин Ю. А. К вопросу о поселениях ранних болгар в Среднем Поволжье//Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. Самара, 1989. С. 66-82.
Контекст: ...Отдельные находки раннебулгарской керамики VIII-IX вв. на булгарских селищах (Семыкин Ю.А., 1989, с. 66-82) в целом общей картины не изменили.
18. Семыкин Ю.А., Казаков Е.П. Исследования новых памятников раннеболгарского времени в Ульяновском Поволжье//Из археологии Поволжья и Приуралья. Казань, 2003. С. 114-138.
Контекст: ...Но и в этом случае ключевые памятники ранних булгар на Волге (могильники Кай-бельский, Большетарханский, Танкеевский и недавно открытый Автозаводской) (Генинг В.Ф., Халиков А.Х., 1964; Семыкин Ю.А., Казаков Е.П., 2003, с. 114-138) настолько специфичны, что стало основанием считать это население, сложившимся на основе взаимодействия разных этнокультурных компонентов.
19. Смирнов А.П. Волжские Булгары//Труды ГИМ. М., 1951. Вып. XIX. 275 с.
Контекст: ...А.П. Смирнов (1951) предполагал единовременный приход булгар и постепенное их слияние с местным населением.
20. Усманов М. А. Этапы исламизации джучиева улуса и мусульманское духовенство в татарских ханствах XIII-XVI вв.//Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 177-185.
Контекст: ...Причем это явление было весьма заметно и в золотоордынскую эпоху (Усманов М.А., 1985, с. 177-185).
21. Халиков А.Х. Изучение археологической культуры ранних болгар на Волге//Плиска-Преслав. София, 1981а. Т. 2. С. 36-42.
Контекст: ...Сторонниками этой гипотезы являются Е.П. Казаков, Т.А. Хлебникова, А.Х. Халиков (1981а, с. 36-42).
22. Халиков А.Х. Отражение космогонических и генеалогических легенд волжских булгар в археологических материалах//Из истории ранних булгар. Казань, 1981б. С. 5-20.
Контекст: ...Сторонниками этой гипотезы являются Е.П. Казаков, Т.А. Хлебникова, А.Х. Халиков (1981а, с. 36-42).
23. Халикова Е.А. Сельские кладбища Волжской Булгарии XII -начала XIII вв.//Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань, 1976а. С. 39-59.
24. Халикова Е.А. Билярские некрополи//Исследования Великого города. М., 1976б. С. 113-168.
25. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии Х -начала XIII в. Казань, 1986. 160 с.