Обрядовая символика бурханистов
Main Article Content
Downloads
Download data is not yet available.
Metrics
Metrics Loading ...
Article Details
How to Cite
Тадина, Н. А. (1). Обрядовая символика бурханистов. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 3(3), 226-236. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2543
Section
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
References
1. Галданова Г.Р. Структура традиционной бурятской свадьбы//Традиционная культура народов Центральной Азии. Новосибирск, 1986. С. 151154
Контекст: ...У тувинцев ритуальная игра свадьбы называется тухтеп и означает соединение кос молодых или обряд с бараньей губой (Потапов Л.П., 1969, с. 236; Новик Е.С., 1984, с. 188), у бурят хашарагай улдэлгей - гоньба телки (Галданова Г.Р., 1986, с. 153).
2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 350 с
Контекст: ...В мифологическом представлении время воспринималось как повторяющиеся циклы, связанные с неизменным чередованием дня и ночи, лета и зимы (Гуревич А.Я., 1984, с. 47).
3. Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках//Тюркологический сборник. 1977. М., 1981. С. 177-183
4. Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках//Тюркологический сборник. 1975. М., 1978. С. 159-179
5. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984. 304 с
Контекст: ...У тувинцев ритуальная игра свадьбы называется тухтеп и означает соединение кос молодых или обряд с бараньей губой (Потапов Л.П., 1969, с. 236; Новик Е.С., 1984, с. 188), у бурят хашарагай улдэлгей - гоньба телки (Галданова Г.Р., 1986, с. 153).
6. Потапов Л.П. Древнетюркские черты почитания неба//Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 50-65
Контекст: ...К примеру, традиция установления жилища дверями на восток прослеживается с древнетюркских времен (Кляшторный С.Г., 1981, с. 181; Потапов Л.П., 1978, с. 50-65).
7. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. 401 с
Контекст: ...У тувинцев ритуальная игра свадьбы называется тухтеп и означает соединение кос молодых или обряд с бараньей губой (Потапов Л.П., 1969, с. 236; Новик Е.С., 1984, с. 188), у бурят хашарагай улдэлгей - гоньба телки (Галданова Г.Р., 1986, с. 153).
8. Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. М., 1989. 749 с
9. Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев (центральноазиатские влияния). Новосибирск, 1984. 121 с
Контекст: ...Под влиянием бурханизма этот объект поклонения изменился, как и внутреннее пространство жилища алтай-кижи (Сагалаев А.М., 1984. с. 97).
10. Сатлаев Ф.А. Коча-Кан -старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев//Сборник МАЭ. Л., 1971. Т. XXVII. С. 130-141
Контекст: ...У кумандинцев известен ритуал плодородия Коча-Кан, имевший эротические элементы (Сатлаев Н.А., 1971, с. 130-141).
11. Симаков Г.Н. Общественные функции киргизских народных развлечений в конце XIX -начале XX в. Л., 1984. 230 с
Контекст: ...Так, у кыргызов Иссык-Куля и Тянь- Шаня она называлась тoo чечмей (обвязывание верблюда) и заключалась в 231 нападении мужчины, выполнявшего роль жеребца, на женщину, играющую кобылицу, при обвязывании ею верблюда (Симаков Г.Н., 1984, с. 120).
12. Содномпилова М.М. Семантика жилища в традиционной культуре бурят. Иркутск, 2005. 218 с
Контекст: ...Юрта у алтайцев строго ориентирована по сторонам света, причем вход с восточной стороны, что является древней традицией тюркских народов (ср.: у монгольских народов - на южную (Содномпилова М.М., 2005, с. 85)).
13. Спасский Г. Путешествие к алтайским калмыкам//Сибирский вестник. СПб., 1823. С. 28-29
Контекст: ...Запрет наступать на почетное место тoр, где находился семейный алтарь jайык, и проходить между ним и очагом был зафиксирован еще в начале XIX в. (Спасский Г., 1823, с. 28-29).
14. Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность (XIX-XX вв.). Горно-Алтайск, 1995. 214 с
Контекст: ...Если попадет в руки женский предмет (платок, игольник и пр.), то первым ребенком будет девочка, а если мужской (пороховница, ножны и пр.) - значит мальчик (Тадина Н.А., 1995, с. 67-68).
15. Тадина Н.А. Ритуальные игры в традиционном свадебном обряде алтайцев//Материалы к изучению прошлого Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1992. С. 227-242
Контекст: ...А у людей, сохранивших традиционные устои шаманизма, ритуальная игра «сoйкoниш» еще существовала до середины прошлого века (Тадина Н.А., 1992, с. 227-242).
16. Тадина Н.А. Семантика внутреннего пространства традиционного жилища и этикетные предписания у алтайцев//Картина мира (лингвистические и этнокультурные аспекты): Вестник ТГУ. Томск, 2006. №60. С. 122-126
Контекст: ...В наши дни айыл (далее - юрта) во дворе дома алтайцев является одним из этнических маркеров (Тадина Н.А., 2006, с. 122-126).
17. Тадина Н.А. Человек в модели мира как основы культуры общения алтайцев//Культурное наследие народов Сибири и Севера. СПб., 2004. Ч. 2. С. 84-88
Контекст: ...Правилу парности, четности принято следовать в количестве ритуальных действий, подношений, участников церемониала и пр., творимых только для «мира живых» (Тадина Н.А., 2004, с. 84-88).
18. Тадина Н.А. Этническая консолидация и преемственность поколений в осмыслении бурханизма//ЭО. 2005. №4. С. 38-44
Контекст: ...Этот некий эталон «алтайского» основан на традиционном мировоззрении (Тадина Н.А., 2005, с. 38-44).
Контекст: ...У тувинцев ритуальная игра свадьбы называется тухтеп и означает соединение кос молодых или обряд с бараньей губой (Потапов Л.П., 1969, с. 236; Новик Е.С., 1984, с. 188), у бурят хашарагай улдэлгей - гоньба телки (Галданова Г.Р., 1986, с. 153).
2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 350 с
Контекст: ...В мифологическом представлении время воспринималось как повторяющиеся циклы, связанные с неизменным чередованием дня и ночи, лета и зимы (Гуревич А.Я., 1984, с. 47).
3. Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках//Тюркологический сборник. 1977. М., 1981. С. 177-183
4. Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках//Тюркологический сборник. 1975. М., 1978. С. 159-179
5. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984. 304 с
Контекст: ...У тувинцев ритуальная игра свадьбы называется тухтеп и означает соединение кос молодых или обряд с бараньей губой (Потапов Л.П., 1969, с. 236; Новик Е.С., 1984, с. 188), у бурят хашарагай улдэлгей - гоньба телки (Галданова Г.Р., 1986, с. 153).
6. Потапов Л.П. Древнетюркские черты почитания неба//Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 50-65
Контекст: ...К примеру, традиция установления жилища дверями на восток прослеживается с древнетюркских времен (Кляшторный С.Г., 1981, с. 181; Потапов Л.П., 1978, с. 50-65).
7. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. 401 с
Контекст: ...У тувинцев ритуальная игра свадьбы называется тухтеп и означает соединение кос молодых или обряд с бараньей губой (Потапов Л.П., 1969, с. 236; Новик Е.С., 1984, с. 188), у бурят хашарагай улдэлгей - гоньба телки (Галданова Г.Р., 1986, с. 153).
8. Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. М., 1989. 749 с
9. Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев (центральноазиатские влияния). Новосибирск, 1984. 121 с
Контекст: ...Под влиянием бурханизма этот объект поклонения изменился, как и внутреннее пространство жилища алтай-кижи (Сагалаев А.М., 1984. с. 97).
10. Сатлаев Ф.А. Коча-Кан -старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев//Сборник МАЭ. Л., 1971. Т. XXVII. С. 130-141
Контекст: ...У кумандинцев известен ритуал плодородия Коча-Кан, имевший эротические элементы (Сатлаев Н.А., 1971, с. 130-141).
11. Симаков Г.Н. Общественные функции киргизских народных развлечений в конце XIX -начале XX в. Л., 1984. 230 с
Контекст: ...Так, у кыргызов Иссык-Куля и Тянь- Шаня она называлась тoo чечмей (обвязывание верблюда) и заключалась в 231 нападении мужчины, выполнявшего роль жеребца, на женщину, играющую кобылицу, при обвязывании ею верблюда (Симаков Г.Н., 1984, с. 120).
12. Содномпилова М.М. Семантика жилища в традиционной культуре бурят. Иркутск, 2005. 218 с
Контекст: ...Юрта у алтайцев строго ориентирована по сторонам света, причем вход с восточной стороны, что является древней традицией тюркских народов (ср.: у монгольских народов - на южную (Содномпилова М.М., 2005, с. 85)).
13. Спасский Г. Путешествие к алтайским калмыкам//Сибирский вестник. СПб., 1823. С. 28-29
Контекст: ...Запрет наступать на почетное место тoр, где находился семейный алтарь jайык, и проходить между ним и очагом был зафиксирован еще в начале XIX в. (Спасский Г., 1823, с. 28-29).
14. Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность (XIX-XX вв.). Горно-Алтайск, 1995. 214 с
Контекст: ...Если попадет в руки женский предмет (платок, игольник и пр.), то первым ребенком будет девочка, а если мужской (пороховница, ножны и пр.) - значит мальчик (Тадина Н.А., 1995, с. 67-68).
15. Тадина Н.А. Ритуальные игры в традиционном свадебном обряде алтайцев//Материалы к изучению прошлого Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1992. С. 227-242
Контекст: ...А у людей, сохранивших традиционные устои шаманизма, ритуальная игра «сoйкoниш» еще существовала до середины прошлого века (Тадина Н.А., 1992, с. 227-242).
16. Тадина Н.А. Семантика внутреннего пространства традиционного жилища и этикетные предписания у алтайцев//Картина мира (лингвистические и этнокультурные аспекты): Вестник ТГУ. Томск, 2006. №60. С. 122-126
Контекст: ...В наши дни айыл (далее - юрта) во дворе дома алтайцев является одним из этнических маркеров (Тадина Н.А., 2006, с. 122-126).
17. Тадина Н.А. Человек в модели мира как основы культуры общения алтайцев//Культурное наследие народов Сибири и Севера. СПб., 2004. Ч. 2. С. 84-88
Контекст: ...Правилу парности, четности принято следовать в количестве ритуальных действий, подношений, участников церемониала и пр., творимых только для «мира живых» (Тадина Н.А., 2004, с. 84-88).
18. Тадина Н.А. Этническая консолидация и преемственность поколений в осмыслении бурханизма//ЭО. 2005. №4. С. 38-44
Контекст: ...Этот некий эталон «алтайского» основан на традиционном мировоззрении (Тадина Н.А., 2005, с. 38-44).