Вода в традиционном мировоззрении хакасов: образ и символ (конец XIX — середина XX в.)

Основное содержание статьи

В.А. Бурнаков Email: venariy@ngs.ru

Аннотация

Целью статьи является характеристика образа воды в традиционном мировоззрении хакасов. Хронологические рамки работы ограничиваются концом XIX — серединой XX столетия. Выбор указанных временных границ обусловлен возможностями ис-точниковой базы. В качестве основных источников выступают фольклорные и этнографические материалы, а также данные хакасского языка. Вводятся в научный оборот отдельные архивные этнографические сведения. Ведущим в исследовании является принцип историзма. В работе используются историко-этнографические методы: пережитков (реликта) и семантического анализа.


Реконструирован и проанализирован мировоззренческий комплекс хакасов, связанный с водой — суг. Доказывается, что в религиозно-мифологических представлениях народа воде отводилось одно из главных мест. Ее образ наделялся многообразной символикой и высоким семиотическим статусом. В традиционном сознании вода воспринималась в качестве основополагающей стихии, положившей начало жизни на земле. Вода / река осмыслялась в качестве мировой оси, пронизывающей все сферы мироздания. Выполняя функцию пути-дороги в иные миры, вода одновременно с этим воплощала идею границы между бытием и инобытием. Вместе с тем образ воды устойчиво отождествлялся с женским плодотворящим началом, в связи с чем вода семантически сближается с другим аналогом материнского лона и чрева — землей. В миропонимании хакасов образ земли-воды служил не только выражением идеи их сакрально-функционального единства — символа материнства, но и стал олицетворением их Родины.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Бурнаков, В. (2019). Вода в традиционном мировоззрении хакасов: образ и символ (конец XIX — середина XX в.). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 20(3), 86-100. https://doi.org/10.14258/nreur(2019)3-06
Раздел
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

В.А. Бурнаков, Институт археологии и этнографии СО РАН

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН

Литература

Аверинцев С. С. Вода // Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1. С. 240.
Александров М. О религиозном миросозерцании Минусинских инородцев // Енисейские епархиальные ведомости. 1888. № 15. С. 216-218.
Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980. 320 с.
Архив Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета (АМАЭС ТГУ) № 682-3: Этнографическая экспедиция в Хакасию, лето 1976 г. Дневник вели М. С. Усманова и Н. И. Чаптыкова. 78 л.
Бурнаков В. А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006. 197 с.
Бурнаков В. А. Путешествие в «мир мертвых»: мистерия хакасского шамана Макара Томозакова // Проблемы истории, филологии, культуры, 2008. № 22. С. 607-617.
Бурнаков В. А. Атмосферные явления в традиционных представлениях хакасов // Вестник Новосибирского государственного университета. 2013. Т. 12, вып. 3. С. 254-266.
Бурнаков В. А. Традиционные представления хакасов о Нижнем мире (конец XIX — середина XX вв.) // Религиоведение. 2014. Т. 2. С. 30-44.
Бутанаев В. Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. Абакан, 1995. 268 с.
Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999. 240 с.
Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан, 2006. 254 с.
Вода, горы и лес по воззрениям турецких племен Алтайско-Саянского нагорья // Дыренкова Н. П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. СПб., 2012. С. 131-188.
Дьяконова В. П. О значении реки и воды в культуре тюркоязычных народов Сая-но-Алтая // Реки и народы Сибири: сборник научных статей. СПб., 2007. С. 127-150.
Ермолова Н. В. Река в трех мирах эвенкийской вселенной // Реки и народы Сибири: сборник научных статей. СПб., 2007. С. 87-127.
Катанов Н. (священник). Шаманский бубен и его значение // Енисейские епархиальные ведомости. 1889. № 6. С. 112-114.
Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.
Клеменц Д. А. Из поездки в Качинскую степь // Восточное обозрение. 1886. № 47. С. 10-12.
Кононов А. Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник-1975. М., 1978. С.159-179.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995. 408 с.
Орфеев Н. Место обитание душ умерших людей — подземное царство, духи, управляющие им и наказания грешников, по сказаниям минусинских инородцев (Материалы для изучения инородческих вероучений) // Енисейские епархиальные ведомости. 1887. № 15-16. С. 175-181.
Павлинская Л. Р. Реки Сибири // Реки и народы Сибири: сборник научных статей. СПб., 2007. С. 18-55.
Поплинский Ю. К. Вместо предисловия. Речные культуры и становление цивилизации // Реки и народы Сибири: сборник научных статей. СПб., 2007. С. 5-18. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 320 с.
Соломатина С. Н. Река в мифо-ритуальной традиции тувинцев // Реки и народы Сибири: сборник научных статей. СПб., 2007. С. 158-182.
Сунчугашев Р. Д. Топонимия Хакасии. Абакан, 2009. 198 с.
Тадина Н. А. Река как образ родины у алтайцев // Реки и народы Сибири: сборник научных статей. СПб., 2007. С. 151-158.
Топоров В. Н. Река // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1988. С. 374-376.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988. 224 с.
Усманова М. С. Жертвоприношение земле и воде у северных хакасов // Из истории Сибири. Вып. 19. Томск, 1976. С. 240-243.
Хакасско-русский словарь. Новосибирск, 2006. 1114 с.
Шаманство и шаманы // Нива. 1871. № 4. С. 58-62.
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. 488 с.