Доминантные символы бурятской традиционной культуры: дерево, лес

Основное содержание статьи

М. М. Содномпилова Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Аннотация

ДОМИНАНТНЫЕ СИМВОЛЫ БУРЯТСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ: ДЕРЕВО, ЛЕС

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Содномпилова, М. М. (1). Доминантные символы бурятской традиционной культуры: дерево, лес. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 1(1), 206-220. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2068
Раздел
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Биография автора

М. М. Содномпилова, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Отдел истории, этнологии и социологии (Улан-Удэ)

Литература

1. Абай Гэсэр. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ, 1995. 523 с.
Контекст: ...Три золотые осины являются ключевым сакральным объектом жилищно-поселенческого комплекса Хараабал-Мэргэна - соперника Абай Гэсэра (Абай Гэсэр, 1995, с. 167).

2. Бертагаев Т.А. Этнолингвистические этюды о племенах Центральной Азии//Исследования по истории и филологии монгольских народов. Улан-Удэ, 1976. с. 24-40
Контекст: ...Топоним барга в бурятском языке означает «глухомань», а корневой элемент бар - «глухое, труднопроходимое место» (Бертагаев Т.А., 1976, с. 34).

3. Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999. 236 с.
Контекст: ...Так, например, у хакасов традиция погребения в стволе дерева отразилась в изречении «Стал сердцевиной твердого дерева (т.е. умер, ибо хакасы в прошлом веке хоронили своих покойников в колодах) (Бутанаев В.Я., 1999, с. 77).

4. Бутунаев Б. Повести Желтой степи. Проруха. Пчелиное масло. -Иркутск, 1992. 279 с.
5. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987. 115 с.
Контекст: ...Как отмечает Г.Р. Галданова, «слово “улаан” в бурятском языке не означает в целом цвет, а указывает на присутствие “жизненной субстанции”» (Галданова Г.Р., 1987, с. 16).

6. Галданова Г.Р. Закаменские буряты. -Новосибирск, 1992. 171 с.
Контекст: ...С древних времен в среде бурят соблюдался запрет на вырубку живых деревьев в большом количестве, поскольку интенсивная вырубка леса и особенно деревьев, имеющих статус живых/вечнозеленых, считалась равносильной сокращению годов собственной жизни (Галданова Г.Р., 1992, с. 65).

7. Галданова Г.Р. Похоронно-поминальная обрядность юго-западных бурят//Угсаатан судлал. Улаанбаатар, 1997. с. 36-45
8. Галданова Г.Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее//Сибирь: этносы и культуры (традиционная культура бурят). М. -Улан-Удэ, 1998. Вып. 3. 163 с.
Контекст: ..., чаще всего сосны и дальнейшим его почитанием, которое с этого момента становилось живым воплощением умершего предка. «Поклонение праху шамана обозначалось термином “нарИанда мYргэхэ” - “моление сосне”» (Галданова Г.Р., 1998, с. 32).

9. Галданова Г.Р. Структура традиционной бурятской свадьбы//Традиционная культура народов Центральной Азии. Новосибирск, 1986. С. 131-159
10. Дамдинов Д.Г. О, Прародина монголов! Улан-Удэ, 2005. 258с.
Контекст: ...Архаичным термином, обнаруженным в Сокровенном сказании является слово керу - «лес на северном склоне» (Дамдинов Д.Г., 2005, с. 71).

11. Дампилова Л.С. Шаманские песнопения бурят: символика и поэтика. Улан-Удэ, 2005. 246 с.
Контекст: ...В традиционном сознании с образом божественных графических знаков, очевидно, ассоциировался специфический узор на коре березы: На возвышающиеся деревья Темные письмена нанесшие, На лежачих камнях Резные знаки оставившие (Дампилова Л.С., 2005, с. 91) Анализ бурятских фольклорных материалов, в частности Yлигеров и сказок, обрядовая практика бурят позволяет выявить образ осины уляакан.

12. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. М., 1991. 297 с.
Контекст: ...Основным выводом С.Д. Дугарова является то, что в бурятской традиции почитание огня очага и священного дерева «красной ивы» (аналога мирового дерева) непосредственно связано с индоиранским и индоевропейским культом бога творца и громовержца (Дугаров Д.С., 1991, с. 136).

13. Жамцарано Ц. Путевые дневники 1903-1907 гг. Улан-Удэ, 2001. 380 с.
Контекст: ...В мифологических представлениях бурят лиственница отождествляется с мужчиной, а сосна с женщиной. «По представлениям ольхонских бурят после смерти каадагта хун («человек с колчаном» - мужчина) превращается в лиственницу, каншигта хун (женщина) - в сосну» (Жамцарано Ц., 2001, с. 109).

14. Кычанов Е.И. Властители Азии. М., 2004. 631 с. 220
Контекст: ...И обнажилась гора, и на месте пышного леса торчали свежие пни» (Кычанов Е.И., 2004, с. 47).

15. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988. 224 с.
16. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск, 1990. 208 с.
17. Михайлов В.А. Религиозная мифология. Улан-Удэ, 1996. 110 с.
Контекст: ...В описании местопребывания верховных небожителей Эсэгэ Малаан тэнгэри и Эхэ Юэрэн Материнское желтое дерево Эхын Шара модон на котором находятся души детей, составляет священную триаду с мировой горой - «неувядающим» бугром Хуй-болдог “Пуп-бугор” и незамерзающим озером Энен/Энзыхен (Михайлов В.А., 1996, с. 46-48). «Гора, озеро и дерево как бы взаимно дополняют друг друга - в их ведении находится вся «механика» мира.» (Сагалаев А.М., 1992, с. 87).

18. Нацов Г.Д. Материалы по истории и культуре бурят. Часть 1. Введение, перевод, примечания Г.Р. Галдановой. Улан-Удэ, 1995. 156 с.
Контекст: ...Одним из терминов, которым называли дальний лес, глухую тайгу является многозначное слово хYбшэ (кова) - так называли тайгу бурят, противопоставляя последнюю лесу (Нацов Г.-Д., 1995, с. 22).

19. Небесная дева-лебедь. Бурятские сказки, предания и легенды. Иркутск, 1992. 368 с.
Контекст: ...Жоожи - стал поклонником желтошапочной веры...Став буддистом, он переменил свое старое имя Жоожи на Ошир....Он любил, чтобы в лесу называли по-старому - Жоожи, но по улусу откликался лишь на новое имя -Ошор» (Небесная дева-лебедь, 1992, с. 185). в котором реализуется пример духовной адаптации человека к ценностям буддийской религии, вытесняющей из всех сфер жизни прежнюю веру - шаманизм, границы существования которого уже смещаются из мира человеческого в мир «иной» - лес

20. ПМА, Васильев М.Б., 1935, II абзай, Баяндаевский район Иркутской области.
21. ПМА, Г алданова Ц.Ц. -хонгодор, 1908 г., Закаменский район РБ
22. ПМА, Жалсанов Д.Б., 1923, хонгодор, Закаменский район РБ
23. Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992. 176 с.
Контекст: ...» бугром Хуй-болдог “Пуп-бугор” и незамерзающим озером Энен/Энзыхен (Михайлов В.А., 1996, с. 46-48). «Гора, озеро и дерево как бы взаимно дополняют друг друга - в их ведении находится вся «механика» мира.» (Сагалаев А.М., 1992, с. 87).

24. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX -начало XX в.). Якутск, 1989. 157 с.
Контекст: ...Но селиться в местности, где растут старые деревья, якуты избегали, считая, что они уже «взяли» силу и счастье этой земли (Слепцов П.А., 1989, с. 70).

25. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1958. Т. 1. 442 с.
Контекст: ...Решив избавиться от козней черного шамана, общество уводило его в лес, и там совершало над ним казнь: выкопав глубокую яму, клали в нее шамана лицом вниз, засыпали землей и протыкали осиновым колом (Хангалов М.Н., 1958, с. 133).

26. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1959. Т. 2. 550 с.
Контекст: ...В другом значении, возможно, первоначальном и основном, термин хYбшэ означает «тетива лука», и в переносном значении употребляется как «середина», например хэри хобши - дословно «тетива степи», т.е. «середина степи» (Хангалов М.Н., 1959, с. 211).

27. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1960. Т. 3. 421 с.
Контекст: ...У прибайкальских бурят отмечены поверья в существование деревьев с негативными признаками частного характера: особую опасность представляют деревья, содержащие огонь - галта-модон. «Когда “галта-модон” тешут топором, из него брызжут огненные искры» (Хангалов М.Н., 1960, с. 78).