Метаязык мифов и матричный принцип

Основное содержание статьи

С.В. Горюнков Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Горюнков , С. (1). Метаязык мифов и матричный принцип. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 5(5), 11-20. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2320
Раздел
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНИХ И ТРАДИЦИОНЫХ ОБЩЕСТВ

Литература

1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем -обзор проблем и результатов//Системные исследования. М., 1969. С. 36-37.
Контекст: ...Похоже, что именно здесь перед нами впервые открывается настоящая перспектива реализации программы Л. фон Берталанфи (1969, с. 36-37) по выявлению изоморфизмов понятий и законов в различных областях науки для их перенесения из одной области в другую, - поскольку структура мифологической модели мира оказывается выстроенной в соответствии со структурой важнейшего естественно-научного принципа.

2. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения. М., 1987.
Контекст: ...А второй обращал внимание на то, что любые теории о происхождении Вселенной, Земли и Жизни имеют своим подлинным первоисточником не объективную логику вещей, а мифорелигиозную идею «Начала Мира», унаследованную позднейшей философией и наукой (Вернадский В.И., 1987, с. 313-314).

3. Горюнков С.В. В рабстве у слов: к проблеме качества гуманитарных экспертиз //Знание. Понимание. Умение: электрон. журнал. 2011. №2. Сер.: Философия. Политология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Goriunkov_Expert_ Evalua-tion_Quality/(дата обращения: 20.03.2011).
Контекст: ...и (а именно в рамки языковой презумпции «происхождения»), и в силу этого оказывается принципиально неспособным давать ответы на вопросы, порождаемые возможным несоответствием реальности указанным рамкам (Горюнков С.В., 2011).

4. Горюнков С.В. Критерий научности и ранние формы ментальности //Homo eurasicus. 2010. URL: http://homo. eurasicus.land.ru/names_years.htm (дата обращения: 22.04.2011).
Контекст: ...) мифологические представления отличаются от более поздних форм мировоззрения не упрощенной, как это ожидалось, организацией, а своей качественно иной и необычайно сложно устроенной семантической структурой (Горюнков С.В., 2010).

5. Горюнков С.В. Введение в мифологическую теорию культуро-генеза. Ч. I: Проблема предпосылочных оснований //Знание. Понимание. Умение: электрон. журнал. 2010. №4. Сер.: Культурология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Goriunkov_Culture_Genesis/(дата обращения: 16.03.2011).
Контекст: ...) мифологические представления отличаются от более поздних форм мировоззрения не упрощенной, как это ожидалось, организацией, а своей качественно иной и необычайно сложно устроенной семантической структурой (Горюнков С.В., 2010).

6. Зеленин А.В. Н.К. Кольцов и современные представления о передаче и реализации генетической информации//Кольцов Н.К. Избранные труды. М., 2006. С. 168-170.
Контекст: ...Думать так приходится потому, что структура матричного принципа не исчерпывается последовательностью процессов «удвоения» и «деления» (Зеленин А.В., 2006, с. 168-170), и точно так же содержание мифологической системы представлений далеко не исчерпывается классами текстов, описывающих последовательность фазовых изменений мифологической модели мира.

7. Кассирер Э. Философия символических форм: в 3 т. М.; СПб., 2002. Т. 1.
Контекст: ...Первый писал: «Вместо того чтобы подразумевать под “происхождением” мифологическую потенцию, мы начинаем видеть в нем научный принцип и именно как таковой учимся его понимать» (Кассирер Э., 2002, с. 32).

8. Кольцов Н.К. Избранные труды. М., 2006.
Контекст: ...А объяснение в данном случае лежит на поверхности, так как алгоритм «удвоение-деление» представляет собой упрощенную форму выражения структуры самовоспроизводственного, или матричного, принципа (Кольцов Н.К., 2006, с. 164).

9. Лосев А.Ф. Хаос//Мифы народов мира: в 2-х т. М., 1980. Т. 2.
Контекст: ...Сюда же относятся представления о первичности «водяного хаоса», из недр которого возникает или создается «земля» (при этом сам «хаос» отождествляется нередко на текстовом уровне с «небом», а на теоретикоконцептуальном - с «принципом становления» (Лосев А.Ф., 1980, с. 589)), а также те, наиболее архаичные, мифы о всемирном потопе, в которых ситуация после потопа означает не высаживание на прежнюю землю (это вторичная рационализация мифа), а создание новой (имеющей в

10. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928.
Контекст: ...Метаязык мифов Налицо очередная разновидность того же самого явления, которое в свое время применительно к структуре волшебной сказки описал В.Я. Пропп (1928, с. 29) и суть которого сводится к выявлению некоего общего для изучаемого класса традициональных текстов метатекста, где функции действия инвариантны, а носители функций действия - величины переменные.

11. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.
Контекст: ...Как раз наоборот: формальное изучение, точное систематическое описание изучаемого материала есть первое условие, предпосылка исторического изучения и вместе с тем первый шаг его» (Пропп В.Я., 1976, с. 139).

12. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976.
Контекст: ...Не случайно некоторые из этих работ заканчиваются недоуменным вопросом: «Что такое историческая точка зрения в изучении мифов?» (Стеблин-Каменский М.И., 1976, с. 95). 2.

13. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология//Мифы народов мира: в 2-х т. М., 1980. Т. I.
Контекст: ...с практическими рекомендациями искать ответ на вопрос о происхождении мифов «в общих для того уровня культурно-исторического развития особенностях мышления», т.е. в структуре самих мифологических представлений (Токарев С.А., Мелетинский Е.М., 1980, с. 12).

14. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд)//Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М., 1982.
Контекст: ...А тем самым получает подтверждение и справедливость прогнозов, выглядевших до сих пор экзотическими: «...современная наука приходит к исключительно высокой оценке операционной ценности и познавательной силы первобытного знания именно в самые последние годы» (Топоров В.Н., 1982, с. 37); «.онтологические предпосылки историографического познания принципиально превосходят идею строгости самых точных наук» (Хайдеггер М., 2006, с. 153).

15. Топоров В.Н. История и мифы//Мифы народов мира: в 2-х т. М., 1980. Т. I.
Контекст: ...т постепенно статус хрестоматийной, т.е. отраженной справочниками энциклопедического характера («...связь исторического начала с мифологическим, истории и мифа, несомненна уже для космологических текстов» (Топоров В.Н., 1980, с. 572)).

16. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., 2006.
Контекст: ...й и последней задачей остается не позволять всякий раз догадкам и расхожим понятиям диктовать себе предвзятие, предусмотрение и предрешение, но в их разработке из самих вещей обеспечить научность темы» (Хайдеггер М., 2006, с. 153).