Западное Ляо (1125–1218) как результат этнокультурного трансфера Данная статья является третьей из серии статей, посвященных судьбе киданьской элиты после крушения империи Ляо [Пиков, 2018а; 20186].

Основное содержание статьи

Геннадий Геннадьевич Пиков Email: gennadij-pikov@yandex.ru

Аннотация

В истории киданьской элиты одним из самых замечательных является период существования западнокиданьского государства Западное (Си) Ляо (1125-1218), когда представители киданьской элиты во главе с членом императорского рода Елюй Даши осуществили уникальный эксперимент переноса политического центра империи на запад. Эта история стала результатом этнокультурного трансфера, одного из механизмов переноса культуры в иное пространство. Понятие «культурный трансфер» ввели в 1980-е гг. М. Эспань и М. Вернер в ходе изучения влияния немецкой философии и литературы на интеллектуальную мысль Франции XVIII-XIX вв. Исторический материал свидетельствует, что данный термин не только возможен, но и необходим. Разного рода перемещения происходили в период цивилизаций если и не регулярно, то часто, следовательно, должны быть осмыслены системно как проявление действия общеци-вилизационных закономерностей. В статье это понятие используется для осмысления истории возникновения государства Си Ляо. Новая «страна», по выражению самого Елюй Даши, возникла как клон империи Ляо (907-1125) и стала местом, где шел сложный синтез различных культурных потоков.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Пиков, Г. Г. (2019). Западное Ляо (1125–1218) как результат этнокультурного трансфера. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 18(1), 50-60. https://doi.org/10.14258/nreur(2019)1-05
Раздел
АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ
Биография автора

Геннадий Геннадьевич Пиков, Новосибирский государственный университет

доктор исторических наук, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории гуманитарного института Новосибирского государственного университета

Литература

Березин И. Н. Рашид-Эддин. История Чингиз-хана от восшествия его на престол до кончины // Труды Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Ч. XV. СПб., 1888.

Караев О. К. История Караханидского каганата. Фрунзе, 1983. 301 с.

Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып. 1. М., 1973. 280 с.

Пиков Г. Г. Судьба элиты кочевой империи после крушения государства (на примере восточноазиатской империи Ляо, 90-1125) // Народы и религии Евразии. 2018а. № 3(16). С. 39-47.

Пиков Г. Г. Проект Бэй Ляо (Северная Ляо, 1122-1141) // Народы и религии Евразии. 2018б. № 4 (17). С. 32-43.

Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М. ; Л., 1952. Т. 1, кн. 2. 281 с.

Фишер И. Э. Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием. СПб., 1774. 631 с.

Чингисхан. История завоевателя мира, записанная Ала-ад-Дином Ата-Меликом Джувейни / пер. с англ. Е. Е. Харитоновой. М., 2004. 688 с.

Bretschneider E. Mediaeval Researches from Eastern Asiatic Sources. Fragments towards the knowledge of the geography and history of Central and Western Asia from the 13th to 17th century. Vol.1. London, 1888. 324 p. (на англ. яз.).

D'Ohsson. Histoire des Mongols. La haye. Amsterdam, 1834. T. I. 626 р. (на фр. яз.).

Vasary I. The origin of the institution of Basqaqs // Acta orientalia Academiae scientiarium Hungaricae. T. XXXII. Fasc. 2. Budapest, 1978. P. 201-206 (на венгр. яз.).