Читатель и завеса: событийность в рассказе «Смерть Долгушова»
Аннотация
В статье исследуется событийность в рассказе И.Э. Бабеля «Смерть Долгушова» из цикла «Конармия». В рассказе средствами формы, опосредованно конструируется ментальное событие — эпифания героя-рассказчика, сталкивающегося с катастрофической реальностью войны и «перевернутой» системой ценностей. Такой эффект создается благодаря специфической двухчастной структуре рассказа, где первая часть нарратива является фрагментированной, а вторая — цельной. Герой как бы «блуждает» в первой части рассказа, чтобы во второй подвергнуться эпифании. Подобное же событие — эпифания, откровение — моделируется для читателя. В результате этого события читатель проживает опыт, подобный опыту героя, и оказывается перед необходимостью самоопределения: создается, по формулировке В.И. Тюпы, «этос личной ответственности». Некоторые результаты анализа текста подтверждаются экспериментом, проведенным автором статьи. Респонденты, прочитавшие «Смерть Долгушова», запоминают, понимают и пересказывают вторую часть рассказа значительно лучше, чем первую. Двухчастная структура рассказа дала возможность смоделировать для читателей опыт «блуждания» по тексту и последующего осознания его смысла.
Скачивания
Metrics
Литература
Вайскопф М.Я. Между огненных стен. М., 2017
Жижек С. Событие. М., 2019
Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996
Жолковский А.К., Ямпольский М.Б. Бабель. М., 1994
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970
Петровский М.А. Морфология новеллы // Ars Poetica. М., 1927
Тюпа В.И. Этос нарративной интриги // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2015 № 2
Шмид В. Нарратология. М., 2003
Craps S. Beyond Eurocentrism: Trauma Theory in the Global Age // The Future of Trauma Theory. Abington, NY, 2014
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.