Искусители, жертвы, свои и чужие в пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники»

  • Кирилл Валентинович Смирнов Вологодский государственный университет Email: kirill_smirnov_1989@list.ru
Ключевые слова: чужой, пространство, персонажный уровень, конфликт, жертва, прошлое и будущее, статичность, динамика

Аннотация

В данной статье исследуется такое контекстуальное качество героинь А.Н. Островского как жертвенность. Ввиду многогранного анализа героини-жертвы был предложен вариант создания нового понятия – понятия «выведенности» ‒характеристики центрального образа, в основе которого акцентуация на определенного героя, функционирующего в рамках художественной реальности и испытывающего прямое воздействие со стороны других героев, диалоги с которыми выстраивают целостность главной героини, возводя его в статус архетипического. Цель работы состояла в комплексном анализе образов героинь А.Н. Островского как системообразующего аспекта всей идейной модели его произведений. Подходящими для этого методами стали структурно-описательный, описательно-функциональный и сравнительно-исторический. Доказано, что женские образы А.Н. Островского и их функционирование стали одним из основополагающих элементов развития русской литературы, отражающей всю глубину проблемы роли женщины в обществе девятнадцатого столетия. Для написания данной статьи были использованы труды К.Г. Юнга, А.Ф. Лосева, В.Н. Топорова и проч.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Литература

Библиографический список

Буланов А.М. «Ум» и «сердце» в русской классике. Саратов, 1992.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция; Капитолийская волчица. М, 2018.

Краснощекова Е.А. И.А. Гончаров. Мир творчества. СПб, 2012.

Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. – М., 1965.

Строганова Е.Н. Миф о Пигмалионе в романной трилогии И.А. Гончарова // Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Ульяновск, 2008.

Топоров В.Н. Петербургский текст. М., 2009.

Торшилов Д. О. Античная мифография. СПб., 1999.

Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996.

Юнг К.Г. Эон. М., 2009.

Foley J. Albert Camus: From the Absurd to Revolt. Montréal, 2008.

Jong de А. Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin literature. Leiden, 1997.

Masing-Delic I. Exotic Moscow under Western eyes. Boston, 2009.

Список источников

Гончаров И.А. Обломов: роман в четырех частях. СПб., 2012.

Гончаров И. А. Обрыв // Собр. соч. в 8 т. Т.5. М., 1953.

Островский А.Н. Гроза // Островский, А.Н. Собрание сочинений в 10 т. Т.2. М., 1959.

Островский А.Н. Таланты и поклонники // Островский, А.Н. Собрание сочинений в 10 т. Т.8. М., 1960.

Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Собр.соч. в 10 т. Т.3. М., 1978.

Эзоп Басни Эзопа. М., 1968.

Опубликован
2023-05-13
Как цитировать
Смирнов К. В. Искусители, жертвы, свои и чужие в пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники» // Филология и человек, 2023, № 2. С. 80-98 DOI: 10.14258/filichel(2023)2-06. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/12631.
Раздел
Статьи
Bookmark and Share