О системных признаках интерактивности словесно-художественного текста
Аннотация
Статья посвящена системно и целостно обнаруживаемым признакам обратной связи с читателем-адресатом, всегда естественно и органично запечатлеваемым в структуре словесно-художественного текста. Задача осмысления системных признаков интерактивности художественного текста диктуется, в том числе, и практикой приобщения начинающего читателя к тайнам полноценного восприятия художественной литературы. Признаки, способы ожидания текстом своего читателя мы определяем через психологически значимую и самому тексту присущую интерактивную понятийную триаду внимания – соучастия – открытия. Естественный переход от внимания к соучастию, а затем к открытию – наше читательское продвижение от внешнего к внутреннему в тексте, проникновение вглубь текста. В совершенном тексте все три уровня предстают в неделимой целостности и существуют в доминантных отношениях по законам формо-содержательного единства, предполагающего многозначное и многоступенчатое художественно-образное восприятие. В статье рассматриваемая психолого-филологической триада анализируется на материале произведений русских поэтов.
Скачивания
Metrics
Литература
Барт Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. Работы 1940-х – 1950-х годов. М., 1996.
Веселовская Т.С., Купрещенко О.Ф. Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и её дидактический потенциал. // Мир русского слова. 2021. № 2.
Выготский Л.С. Психология искусства. М. 1968. 576 с.
Гаспаров М. Л. Семантический ореол метра // Лингвистика и поэтика. М., 1979.
Гадамер Г.-Г. Семантика и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Гадамер Г.-Г. Введение к «Истоку художественного творения» // Хайдеггер Мартин. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
Кайда Л.Г. Диалог «читатель — автор»: стилистическая концепция. В кн.: Мысль. Текст. Стиль. СПб., 2011.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1984.
Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.
Мандельштам О.Э. О собеседнике. В кн.: Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: В 4 т. Т 1. Проза. М., 1993.
Недзвецкий В.А. Тургеневские стихотворения в прозе // Недзвецкий В.А. Статьи о русской литературе Х1Х-ХХ веков. Научная публицистика. Воспоминания. 2011.
Пищальникова ВА.А. Понимание текста как междисциплинарная проблема // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2018. Выпуск 9 (801).
Прозоров В.В. Интерактивные ресурсы художественного текста // Прозоров В.В. До востребования… Избранные статьи о литературе и журналистике. Саратов, 2010.
Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения. М., 2007.
Тамарченко Н.Д. (автор – составитель) Теоретическая поэтика: Понятия и определения. М., 2001.
Тюпа В.И. Анализ художественного текста в отечественном литературоведении ХХ века // Русское литературоведение ХХ века: имена, школы, концепции. М.; СПб., 2012.
Формановская Н.И. Коммуникативный контакт. М., 2012.
Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. 1994. № 2
Список источников
Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 томах. Т. 2. Л., 1989.
Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Изд. 4-е. Т.2. Стихотворения.. 1820-1826. Л., 1977.
Рубцов Н.М. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1. Стихотворения. 1942-1967. М., 2000..
Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 12 т. Т. 10. М., 1982.
Хармс Даниил. Цирк Шардам: собрание художественных произведений. СПб., 2001.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.