Концепция времени в стихотворении Б. Поплавского «За стеною жизни ходит осень…»
Аннотация
В статье рассматривается концепция времени в творчестве Б. Поплавского и ее реализация в миниатюре «За стеною жизни ходит осень…», вошедшей в цикл произведений, ставший «Дополнением» к книге стихов «Флаги» (1931). Данное произведение изучается в связи с теоретическими взглядами поэта на природу времени, категориями текучести, эпизодичности, проблемой памяти и воспоминаний, а также с античными и современными поэту философами. В стихотворении темпоральная мотивика становится центральной и объединяется с темами музыки, стихии, религии, антиномиями жизни и смерти, вечности и скоротечности. Время представляется бесконечной сферой, в которой благодаря особому звучанию духа музыки слиты эпохи и пространства. С этим соотносится и существование двух темпоральных парадигм: земное-жизненное и космическое-божественное. Образ стены — порог бытия и инобытия, переход через который равнозначен покиданию границ телесной формы и временного мира в царствие небесное. С этим движением-развоплощением связано развитие образной структуры от ограниченности и узости к бесконечности.
Скачивания
Metrics
Литература
Библиографический список
Бердяев Н.А. Смысл истории: опыт философии человеческой судьбы. Париж, 1969.
Болтовский Е.О. К календарной мифологии Бориса Поплавского // Вестник Костромского государственного университета. 2012. № 3.
Витгенштейн Л. Избранные работы. М., 2005.
Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М., 2001.
Гуссерль Э. Собрание сочинений. В 3 т. Т.1. М., 1994.
Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 2010.
Компарелли Р. Лирика Б.Ю. Поплавского: мотивы, сюжеты, образы: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2015.
Кругликова А.Д. Экзистенциальное “Я” поэзии Бориса Поплавского // Известия Белорусского государственного университета. 2006. № 3.
Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. СПб., 2007.
Милькович Н. Три разговора о Поплавском. Белград, 2022.
Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.
Откровения Бориса Поплавского // Наше наследие. 1935. [Электронный ресурс] http://az.lib.ru/p-/poplawskij_b_j/text_1935_otkrovenia.shtml.
Роман С.Н. Пути воплощения религиозно-философских переживаний в поэзии Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского: канд. … филол. наук. М., 2007.
Силантьева М.В. Феноменологическая редукция Э. Гуссерля и экзистенциальная диалектика Н. Бердяева как историко-философская параллель // Antropology. 2001. Вып. 7.
Тарановский К.Ф. Вдаль влекомые. Один случай поэтической полемики Блока и Белого с Вяч. Ивановым // Magnes press. 1981. Vol. 5–6.
Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. М., 2000.
Токарев Д.В. Между Индией и Гегелем Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. М., 2011.
Шакирова М.Р. Дилогия Б.Ю. Поплавского «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес»: столкновение экзистенциальных направлений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2010. № 2 (6)..
Earle W. Christianity and Existentialism (Studies in Phenomenology and Existential Philosophy). Evanston, 1967.
Felicity J., Reynolds J., Woodward A. The Continuum Companion to Existentialism. New-York, 2011.
Ferraris M., Terrone E.Like giants immersed in time. Ontology, phenomenology, and Marcel Proust // Rivista di estetica. 2019. No. 70.
Список источников
Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. М., 1997. Т. 2.
Верлен П. Собрание стихотворений: в 2 т. СПб., 2014. Т. 2.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений и писем: в 4 т. СПб., 2014. Т. 1.
Поплавский Б.Ю. Из дневников 1928–1935. Париж, 1938.
Поплавский Б.Ю. Неизданное. М., 1996.
Поплавский Б.Ю. Орфей в Аду. М., 2009.
Поплавский Б.Ю. Полное собрание сочинений: в 3 т. М., 2009. Т. 1., Т. 3.
References
Berdjaev N.A. Smysl istorii: opyt filosofii chelovecheskoj sud'by [The meaning of history: experience of human fate]. Paris, 1969.
Boltovskij E.O. K kalendarnoj mifologii Borisa Poplavskogo [To calendar mythology of Boris Poplavsky] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Kostroma State University]. 2012. № 3.
Vitgenshtejn L. Izbrannye raboty [Selected works]. Moscow, 2005.
Gerver L.L. Muzyka i muzykal'naja mifologija v tvorchestve russkih pojetov (pervye desjatiletija XX veka) [Music and musical mythology in creativity of Russian poets (first decades of XX centuries)]. Moscow, 2001.
Gusserl' Je. Sobranie sochinenij. [Complete works] in 3 vols. Moscow, 1994. Vol. 1.
Gusserl' Je. Kartezianskie meditacii [Cartesian meditations]. Moscow, 2010.
Komparelli R. Lirika B.Ju. Poplavskogo: motivy, sjuzhety, obrazy [Lyric of B.Yu. Poplavsky: motives, plots, images]. Thesis of Philol. Cand. Diss. Tomsk, 2015.
Kruglikova A.D. Jekzistencial'noe “Ja” pojezii Borisa Poplavskogo [Existential “I” in poetry of Boris Poplavsky] // Izvestija Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Belorussian State University]. 2006. № 3.
Losev A.F. Iz rannih proizvedenij [From early works]. Moscow, 1990.
Lotman Ju.M. O pojetah i pojezii [About poets and poetry]. Saint-Petersburg, 1996.
Menegal'do E. Pojeticheskaja vselennaja Borisa Poplavskogo [Poetical space of Boris Poplavsky]. Saint-Petersburg, 2007.
Mil'kovich N. Tri razgovora o Poplavskom [Three conversations about Poplavsky]. Belgrade, 2022.
Oblomievskij D.D. Francuzskij simvolizm [French Symbolism]. Moscow, 1973.
Otkrovenija Borisa Poplavskogo [Revelations of Boris Poplavsky] // Nashe nasledie [Our legasy]. 1935. URL: http://az.lib.ru/p-/poplawskij_b_j/text_1935_otkrovenia.shtml.
Silant'eva M.V. Fenomenologicheskaja redukcija Je. Gusserlja i jekzistencial'naja dialektika N. Berdjaeva kak istoriko-filosofskaja parallel' [Phenomenology reduction of E. Husserl and existential dialectic of N. Berdyayev as historic and philosophical parallel] // Antropology. 2001. No. 7.
Taranovskij K.F. Vdal' vlekomye. Odin sluchaj pojeticheskoj polemiki Bloka i Belogo s Vjach. Ivanovym [Drawn into the distance. One case of the poetic polemic of Bloсk and Bely with Vyach. Ivanov] // Magnes press. 1981. Vol. 5–6.
Taranovskij K.F. O pojezii i pojetike [About poetry and poetic]. Moscow, 2000.
Tokarev D.V. Mezhdu Indiej i Gegelem Tvorchestvo Borisa Poplavskogo v komparativnoj perspective [Between India and Hagel: creativity of Boris Poplavsky in comparative perspective]. Moscow, 2011.
Shakirova M.R. Dilogija B.Ju. Poplavskogo “Apollon Bezobrazov” i “Domoj s nebes”: stolknovenie jekzistencial'nyh napravlenij [Dilogy of B.Yu. Poplavsky “Apollo Bezobrazov” and “Home from Heaven”: conflict of existential trends] // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice]. 2010. № 2 (6).
Earle W. Christianity and Existentialism (Studies in Phenomenology and Existential Philosophy). Evanston, 1967.
Felicity J., Reynolds J., Woodward A. The Continuum Companion to Existentialism. New-York, 2011.
Ferraris M., Terrone E.Like giants immersed in time. Ontology, phenomenology, and Marcel Proust // Rivista di estetica. 2019. No. 70.
List of sources
Blok A.A. Polnoe sobranie sochinenij i pisem [Complete works and letters] in 20 vols. Moscow, 1997. Vol. 2.
Verlaine P. Sobranie stihotvorenij [Complete of poems] in 2 vols. Saint-Petersburg, 2014. Vol. 2.
Lermontov M.Ju. Sobranie sochinenij i pisem [Complete poems and letters] in 4 vols. Vol. 1. Saint-Petersburg, 2014.
Poplavskij B.Ju. Iz dnevnikov 1928–1935 [From diaries 1928–1935]. Paris, 1938.
Poplavskij B.Ju. Neizdannoe [Unpublishing]. Moscow, 1996.
Poplavskij B.Ju. Orfej v Adu [Orpheus in Hell]. Moscow, 2009.
Poplavskij B.Ju. Polnoe sobranie sochinenij [Complete works] in 3 vols. Moscow, 2009. Vol. 1., Vol. 3.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.