Динамика коммуникативных норм в современной русской речи

  • Наталья Ивановна Клушина Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • Анна Викторовна Люликова Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
  • Анастасия Владимировна Николаева Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • Лариса Васильевна Селезнева Российский государственный социальный университет и Международный университет в Москве
Ключевые слова: коммуникация, речевые практики, языковая норма, коммуникативная сфера, жанр

Аннотация

В статье представлены языковые и коммуникативные трансформации в социально значимых сферах современной коммуникации. При помощи историко-сопоставительного метода, методов диахронического описания и интерпретации проанализированы интернет-жанры, жанры медиа, рекламной, деловой и профессиональной коммуникаций. Установлено, что экспрессивная лексика, ориентация на диалогичность, свобода самовыражения личности и равностатусность коммуникантов делают блог наиболее влиятельным жанром интернет-коммуникации. В результате возрастающего влияния устной речи и корпоративных правил в сфере деловой коммуникации отмечена тенденция к аграмматизму фраз. Профессиональная коммуникация строится на взаимодействии акторов коммуникативного общения как конструктивный диалог, в котором эмоциональность, субъективность, этикетность являются его основными конституирующими признаками. Новации в сфере рекламной коммуникации наблюдаются на вербальном уровне слогана и его имплицитном воздействии на адресата.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Наталья Ивановна Клушина, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики русского языка

Анна Викторовна Люликова, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и украинской филологии с методикой преподавания

Анастасия Владимировна Николаева, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка

Лариса Васильевна Селезнева, Российский государственный социальный университет и Международный университет в Москве

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы

Литература

Барышева С.Ф., Касперова Л.Т., Клушина Н.И., Селезнева Л.В., Смирнова Н.В. Жанровое своеобразие интернет-коммуникации // Филология и человек. 2015. № 4.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2005.

Карасик В.И. Языковое проявление личности. Волгоград, 2014.

Ковалева Н.А. Речевые стереотипы эпистолярного текста // Текст. Структура и семантика. М., 2001. Т. I.

Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988.

Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.

Пелевин В. «Generation “П”». М., 2015.

Радченко И.А. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз. Воронеж, 2007.

Селезнева Л.В. Дискурсивная тональность в PR-текстах // Стилистика сегодня и завтра. 2016.

Сиротинина О.Б. Русский язык: система, узус и создаваемые ими риски. Саратов, 2013.

Столнейкер Р.С. Прагматика // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985. Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект). Барнаул, 2003.

Ширяев Е.Н. Типы норм и вопрос о культурно-речевых оценках // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000. Leech G.N. Principles of Pragmatics. New York, 1983.

Rio A., Vazquez R., Iglesias V. The Effects of Brand Associations on Consumer Response // Journal of Consumer Marketing. 2001. No 18 (5).

Опубликован
2018-12-05
Как цитировать
1. Клушина Н. И., Люликова А. В., Николаева А. В., Селезнева Л. В. Динамика коммуникативных норм в современной русской речи // Филология и человек, 2018. № 3. С. 58-77. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/4670.
Выпуск
Раздел
Статьи