Динамика коммуникативных норм в современной русской речи
Аннотация
В статье представлены языковые и коммуникативные трансформации в социально значимых сферах современной коммуникации. При помощи историко-сопоставительного метода, методов диахронического описания и интерпретации проанализированы интернет-жанры, жанры медиа, рекламной, деловой и профессиональной коммуникаций. Установлено, что экспрессивная лексика, ориентация на диалогичность, свобода самовыражения личности и равностатусность коммуникантов делают блог наиболее влиятельным жанром интернет-коммуникации. В результате возрастающего влияния устной речи и корпоративных правил в сфере деловой коммуникации отмечена тенденция к аграмматизму фраз. Профессиональная коммуникация строится на взаимодействии акторов коммуникативного общения как конструктивный диалог, в котором эмоциональность, субъективность, этикетность являются его основными конституирующими признаками. Новации в сфере рекламной коммуникации наблюдаются на вербальном уровне слогана и его имплицитном воздействии на адресата.
Скачивания
Metrics
Литература
Барышева С.Ф., Касперова Л.Т., Клушина Н.И., Селезнева Л.В., Смирнова Н.В. Жанровое своеобразие интернет-коммуникации // Филология и человек. 2015. № 4.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2005.
Карасик В.И. Языковое проявление личности. Волгоград, 2014.
Ковалева Н.А. Речевые стереотипы эпистолярного текста // Текст. Структура и семантика. М., 2001. Т. I.
Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988.
Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.
Пелевин В. «Generation “П”». М., 2015.
Радченко И.А. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз. Воронеж, 2007.
Селезнева Л.В. Дискурсивная тональность в PR-текстах // Стилистика сегодня и завтра. 2016.
Сиротинина О.Б. Русский язык: система, узус и создаваемые ими риски. Саратов, 2013.
Столнейкер Р.С. Прагматика // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985. Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект). Барнаул, 2003.
Ширяев Е.Н. Типы норм и вопрос о культурно-речевых оценках // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000. Leech G.N. Principles of Pragmatics. New York, 1983.
Rio A., Vazquez R., Iglesias V. The Effects of Brand Associations on Consumer Response // Journal of Consumer Marketing. 2001. No 18 (5).
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.