Мусульманские святые в творчестве Лиры Якшибаевой сквозь призму религии и фольклора

  • Гульнур Мирзаевна Набиуллина Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Ключевые слова: Аулия, память народа, фольклорные жанры, караматы, народный целитель

Аннотация

Данная статья посвящена анализу повестей «Сказание о целителе Мужавире. Мужавир хазрет» и «Габдулла Саиди» Л. Якшибаевой, где рассматривается проблема исследования образов мусульманских святых, отмечена их роль в духовной культуре и жизни народа. Религиозный деятель со своей удивительной судьбой, расширяет и обогащает современную башкирскую прозу откровениями и новыми мотивами, которые были характерны для традиций агиографической литературы и культуры древнего и средневекового Востока. Выявлены способы формирования образа «авлия», при помощи которых автор обобщает своих героев, дополняя черты их характера фольклорными элементами. Писатель открывает в героях духовное начало, наполняя их магической силой религии, органически связывая сущностные компоненты народного творчества, литературную традицию и их видение мира. На первый план ставится не сюжетная завязка, не пересказ той или иной истории, а стремление познать многогранные связи суфиев и Вселенной, соприкоснуться с тайной исламской религии на примере народной жизни.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Гульнур Мирзаевна Набиуллина, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

кандидат филологических наук, доцент кафедры башкирской литературы и культуры

Литература

Аминев З.Г. О поклонении башкирами-мусульманами могилам святых (әүлиә). Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель – философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира. Уфа, 2008.

Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор. Уфа, 1995.

Гогиберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов н/Д., 2009.

Джон А. Субхан. Суфизм. Его святые и святыни. Спб., 2005.

Идрис Шах. Суфизм. Москва, 1994.

Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история / пер. с англ. М.Г. Романов. Спб., 2004.

Рахматуллин Р.Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1.

Сулейманов Ф.М. Биография и родословная известного табиба и мусульманского деятеля Мужавира Сиражетдинова // Проблемы Востоковедения. 2017. № 1.

Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII–XIX века). Уфа, 2007.

Хусаинов Г.Б. Башкирская литература XI–XVIII веков. Уфа, 1996.

Шайтанов И.О. «Мировая литература» как проблема и вызов // Вопросы литературы. 2018. № 6.

Шакур Р.З. Рухиәтебеҙ мираҫы (Наследие духовности) // Башкортостан. 2011. № 130.

Шарафутдинова Л.Р. Традиции суфизма в башкирской литературе: дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2007.

Шарипова З.Я. Башҡорт әҙәби фекере (Башкирская литературная мысль). Уфа, 2008.

Якшибаева Л.А. Йырсыларға ҡалыр ошо йырым, ҡомартҡыға ҡалыр Ҡөрьәнем (Песня моя останется певцам, реликвией будет мой Коран) // Башкортостан. 2015.

Якшибаева Л.А. Сказание о целителе Мужавире. Мужавир Хазрет. Уфа, 2011.

Яҡшибаева Л.А. Габдулла Саиди. Уфа, 2011.

Опубликован
2019-06-01
Как цитировать
1. Набиуллина Г. М. Мусульманские святые в творчестве Лиры Якшибаевой сквозь призму религии и фольклора // Филология и человек, 2019. № 2. С. 88-99. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/5374.
Выпуск
Раздел
Статьи