Мусульманские святые в творчестве Лиры Якшибаевой сквозь призму религии и фольклора
Аннотация
Данная статья посвящена анализу повестей «Сказание о целителе Мужавире. Мужавир хазрет» и «Габдулла Саиди» Л. Якшибаевой, где рассматривается проблема исследования образов мусульманских святых, отмечена их роль в духовной культуре и жизни народа. Религиозный деятель со своей удивительной судьбой, расширяет и обогащает современную башкирскую прозу откровениями и новыми мотивами, которые были характерны для традиций агиографической литературы и культуры древнего и средневекового Востока. Выявлены способы формирования образа «авлия», при помощи которых автор обобщает своих героев, дополняя черты их характера фольклорными элементами. Писатель открывает в героях духовное начало, наполняя их магической силой религии, органически связывая сущностные компоненты народного творчества, литературную традицию и их видение мира. На первый план ставится не сюжетная завязка, не пересказ той или иной истории, а стремление познать многогранные связи суфиев и Вселенной, соприкоснуться с тайной исламской религии на примере народной жизни.
Скачивания
Metrics
Литература
Аминев З.Г. О поклонении башкирами-мусульманами могилам святых (әүлиә). Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель – философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира. Уфа, 2008.
Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор. Уфа, 1995.
Гогиберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов н/Д., 2009.
Джон А. Субхан. Суфизм. Его святые и святыни. Спб., 2005.
Идрис Шах. Суфизм. Москва, 1994.
Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история / пер. с англ. М.Г. Романов. Спб., 2004.
Рахматуллин Р.Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1.
Сулейманов Ф.М. Биография и родословная известного табиба и мусульманского деятеля Мужавира Сиражетдинова // Проблемы Востоковедения. 2017. № 1.
Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII–XIX века). Уфа, 2007.
Хусаинов Г.Б. Башкирская литература XI–XVIII веков. Уфа, 1996.
Шайтанов И.О. «Мировая литература» как проблема и вызов // Вопросы литературы. 2018. № 6.
Шакур Р.З. Рухиәтебеҙ мираҫы (Наследие духовности) // Башкортостан. 2011. № 130.
Шарафутдинова Л.Р. Традиции суфизма в башкирской литературе: дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2007.
Шарипова З.Я. Башҡорт әҙәби фекере (Башкирская литературная мысль). Уфа, 2008.
Якшибаева Л.А. Йырсыларға ҡалыр ошо йырым, ҡомартҡыға ҡалыр Ҡөрьәнем (Песня моя останется певцам, реликвией будет мой Коран) // Башкортостан. 2015.
Якшибаева Л.А. Сказание о целителе Мужавире. Мужавир Хазрет. Уфа, 2011.
Яҡшибаева Л.А. Габдулла Саиди. Уфа, 2011.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.