«Мы все соборно виноваты»: эксплуатация христианского дискурса в эпистолярии и публицистике А.Н. Толстого 1917–1923 гг.

  • Викентий Владимирович Чекушин Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Email: vikesha@bk.ru
Ключевые слова: А.Н. Толстой, христианский дискурс, революция, эмиграция, Ф.М. Достоевский

Аннотация

В статье исследуются прагматический и идеологический аспекты использования А.Н. Толстым христианской топики. Этот процесс предельно интенсифицировался в пореволюционное время, а затем непосредственно перед возвращением писателя в СССР. Данный мотивный комплекс эксплуатировался писателем с целью выражения его историософских взглядов: он использовал образ государства-Левиафана, которое во время революции распалось на составные части и, обновленное после Гражданской войны, должно соединиться в единое «тело». Большевики же прямо сравнивались с бесами, а их критика ориентируется на философские построения Достоевского. Позднее, незадолго до отъезда в СССР Толстой с помощью христианской образности обосновывал перемену идеологической позиции: тогда он обращался к категории соборности и метафорам «смерти» и «воскрешения». Для усиления аргументации Толстой имплицитно сравнивал свои злоключения в эмиграции с крестными муками Христа. Использование христианской образности как в бытовой речи, так и в публицистике помогало придать неоднозначному поступку мессианский окрас.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Викентий Владимирович Чекушин, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

аспирант кафедры мировой литературы и методики ее преподавания

Литература

Варламов А.Н. Алексей Толстой. Биография. М., 2009.

Воронцова Г.Н. Роман А.Н. Толстого «Хождение по мукам» (1919–1921): творческая история и проблемы текстологии. М., 2014.

Русская литература XX века: 1917–1920-е годы: в 2 кн. Кн. 1 / Под ред. H.Л. Лейдермана. М., 2012.

Русский Берлин. 1921–1923. Париж, 1983.

Толстая Е.Д. Деготь или мед: Алексей Н. Толстой как неизвестный писатель (1917–1922). М., 2006.

Толстая Е.Д. Ключи счастья: Алексей Толстой и литературный Петербург. М., 2013.

Опубликован
2019-12-07
Как цитировать
Чекушин В. В. «Мы все соборно виноваты»: эксплуатация христианского дискурса в эпистолярии и публицистике А.Н. Толстого 1917–1923 гг. // Филология и человек, 2019, № 4. С. 160-168 DOI: 10.14258/filichel(2019)4-14. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/6289.
Выпуск
Раздел
Научные сообщения
Bookmark and Share