Л. Горалик. Текст будущего (структурные и жанроречевые особенности)
Аннотация
В статье описываются особенности прозаической миниатюры Л. Горалик: сжатый объем (вплоть до 1-2 предложений), сворачивание сюжета до исходного концепта, усиление роли читателя как соавтора текста, ключевая роль названия, способного либо полностью изменять лежащую в основе произведения ситуацию, либо задавать несколько вариантов понимания ее смысла.
Рассказы Л. Горалик могут представлять собой отдельный речевой жанр. Информативные речевые жанры используются для объективации повествования. Авторская оценка может передаваться с помощью совмещения в одном высказывании информативного и оценочного речевых жанров. Для передачи типизированных вербальных реакций коммуникантов Л. Горалик использует готовые речевые жанры. Определяющей в выборе языковых средств оказывается не жанроречевая специфика высказываний, а авторская концепция изображаемого, характеризующаяся принципиальной незавершенностью. Анализ произведений Л. Горалик дает представление о тенденциях развития современной русскоязычной литературы, разрушающих традиционные представления о жанре рассказа.
Скачивания
Metrics
Литература
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной линвистике. М., 1985. Вып.16
Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985
ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989
Горалик Линор. Короче: очень короткая проза. М., 2008
Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. № 1
Жеребило Т.В. Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Назрань, 2011.
Кожина М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 1999.
Косицкая Ф.Л. Письменно-речевые жанры рекламного дискурса моды в аспекте межязыковой контрастивности (на материале французских и русских каталогов моды). Томск, 2005.
Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.
Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. М., 1998.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М., 2006.
Панченко Н.В. От единиц текста к единицам композиции // Филология и человек. 2007. № 1.
Плешакова А.В. Исследование фреймов «происшествие» на материале русских и английских текстов жанра «информационное сообщение». Саратов, 1998.
Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
Сёрль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной линвистике. М., 1986. Вып. 17.
Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр»// Жанры речи. Саратов, 1999. Вып. 2.
Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов, 1997.
Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5.
Хлыстова А.В. Психолингвистический анализ суггестивной образности художественного текста// Филология и человек. 2014. № 3.
Цапина Е.А. Прагматическая схематика обозначения речевых тактик в диалогической речи // Армия и общество. М., 2008. Вып. 3.
Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997.
Шмелева Т.В. Речевой жанр: опыт общефилологического осмысления // Collegium. Киев,1995.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.