Л. Горалик. Текст будущего (структурные и жанроречевые особенности)

  • Елена Владимировна Соколова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: текст, жанр, речевой жанр, ситуация, сюжет, концепт

Аннотация

В статье описываются особенности прозаической миниатюры Л. Горалик: сжатый объем (вплоть до 1-2 предложений), сворачивание сюжета до исходного концепта, усиление роли читателя как соавтора текста, ключевая роль названия, способного либо полностью изменять лежащую в основе произведения ситуацию, либо задавать несколько вариантов понимания ее смысла.

Рассказы Л. Горалик могут представлять собой отдельный речевой жанр. Информативные речевые жанры используются для объективации повествования. Авторская оценка может передаваться с помощью совмещения в одном высказывании информативного и оценочного речевых жанров. Для передачи типизированных вербальных реакций коммуникантов Л. Горалик использует готовые речевые жанры. Определяющей в выборе языковых средств оказывается не жанроречевая специфика высказываний, а авторская концепция изображаемого, характеризующаяся принципиальной незавершенностью. Анализ произведений Л. Горалик дает представление о тенденциях развития современной русскоязычной литературы, разрушающих традиционные представления о жанре рассказа.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Елена Владимировна Соколова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания

Литература

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной линвистике. М., 1985. Вып.16

Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985

ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989

Горалик Линор. Короче: очень короткая проза. М., 2008

Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. № 1

Жеребило Т.В. Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Назрань, 2011.

Кожина М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 1999.

Косицкая Ф.Л. Письменно-речевые жанры рекламного дискурса моды в аспекте межязыковой контрастивности (на материале французских и русских каталогов моды). Томск, 2005.

Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. М., 1998.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М., 2006.

Панченко Н.В. От единиц текста к единицам композиции // Филология и человек. 2007. № 1.

Плешакова А.В. Исследование фреймов «происшествие» на материале русских и английских текстов жанра «информационное сообщение». Саратов, 1998.

Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

Сёрль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной линвистике. М., 1986. Вып. 17.

Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр»// Жанры речи. Саратов, 1999. Вып. 2.

Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов, 1997.

Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5.

Хлыстова А.В. Психолингвистический анализ суггестивной образности художественного текста// Филология и человек. 2014. № 3.

Цапина Е.А. Прагматическая схематика обозначения речевых тактик в диалогической речи // Армия и общество. М., 2008. Вып. 3.

Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997.

Шмелева Т.В. Речевой жанр: опыт общефилологического осмысления // Collegium. Киев,1995.

Опубликован
2020-06-07
Как цитировать
1. Соколова Е. В. Л. Горалик. Текст будущего (структурные и жанроречевые особенности) // Филология и человек, 2020. № 2. С. 44-57. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/7341.
Выпуск
Раздел
Статьи