The Вопрос о жанре произведения Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели»
Аннотация
В статье обсуждается вопрос жанровой принадлежности произведения Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», дается обзор и анализ существующих точек зрения на проблему жанра, высказывается мысль, что этот художественный текст представляет жанровый эксперимент ссыльного автора. Генетически произведение восходит к жанру комедии. Достоевский действительно учитывает отдельные традиции античной, ренессансной, классицистической комедии, использует частотный для комедийного репертуара матримониальный сюжет. По типу фабулы «Село Степанчиково» сближается с комедией положений, комедией интриги и комедией характеров. В то же время из жанра трагедии автор заимствовал неожиданную развязку и такой компонент фабулы как перипетия, более того, сделал ее постоянным элементом сюжетики. Достоевский отдает предпочтение роману как жанру более соответствующему особенностям его дарования и имеющему возможности полного, внутренне противоречивого изображения «течения» жизни, синтезируя его разные модификации: рыцарский, любовный, усадебный, нравоописательный, семейный, психологический, социальный, философский.
Скачивания
Metrics
Литература
Алекин В.Н. Об одном из прототипов Фомы Опискина // Достоевский и мировая культура. 1998. № 10. С. 243-247.
Алексеев М.П. О драматических опытах Достоевского // Творчество Достоевского: сб. ст. и материалов / под ред. Л.П. Гроссмана. Одесса: Всеукраинское Государственное Издательство, 1921. С. 41-62.
Баршт К.А. Жизнь писателя как предлог сюжета (о криптографическом аспекте «Села Степанчикова» Ф.М. Достоевского) // Русская литература. СПб., 2015. № 4. С. 72-88.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит-ра, 1975.
Виноградов И.А. Литературная проповедь Н.В. Гоголя: pro et contra // Проблемы исторической поэтики. 2018. Т. 16. № 2. С. 49-124.
Владимирцев В.П. Достоевский народный: Ф.М. Достоевский и русская этнологическая культура / под науч. ред. В.Н. Захарова и О.Ю. Юрьевой. Иркутск, 2007.
Габдуллина В.И.Семипалатинские прототипы героев Достоевского // Литература и фольклор Казахстана. Сб. науч. тр. междуведомственый. Караганда. 1983. С. 66-76.
Габдуллина В.И. Сибирский текст Достоевского: образ провинции // Культура и текст. 2016. № 3. C. 93-106.
Захаров В.Н. Имя автора – Достоевский. Очерк творчества. М., 2013.
Захаров В.Н. Система жанров Достоевского (типология и поэтика). Ленинград, 1985.
Кибальник С.А. Проблемы интертекстуальной поэтики Достоевского. СПб., 2013.
Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь (1821-1859). М., 1860.
Михнюкевич В.А. Фольклор как оружие автора в ниспровержении кумира («Село Степанчиково и его обитатели») // Достоевский и современность. Материалы XXI Международных Старорусских чтений 2006 года. Великий Новгород, 2007. С. 204-212.
Назиров Р. Г. Жесты милосердия в романах Достоевского // Назиров Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сб. ст. Уфа, 2005. С. 125-133.
Нестюричева Н.А. Реминисцентное измерение повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» // Вестник Удмурдского университета. 2013. Вып. 4. С. 25-32.
Реизов Б.Г. Достоевский и Диккенс // Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур. Л., 1970. С. 159-169.
Семыкина Р.С.-И. Поэтика хронотопа в повести «Село Степанчиково и его обитатели // Культура и текст. 1997. № 2. С. 14-18.
Семыкина Р.С.. Проза Ф.М. Достоевского 1850-х годов: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели»: (Комическое: мир и характеры). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 1992.
Туниманов В.А. Творчество Достоевского 1854-1862 гг. Л.: Наука, 1980.
Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 198–226.
Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). Тверь, 2002.
Утехин Н.П. Комические повести и рассказы Достоевского // Село Степанчиково и его обитатели. М., 1986. С. 3-32.
Чирков Н.М. О стиле Достоевского: Проблематика, идеи, образы. М., 1967.
Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1987.
Якубова Р.Х. Балаганный текст в повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» // Достоевский и современность: материалы ХХ Международной Старорусских чтений 2006. Великий Новгород, 2007. С. 410-421.
Frye N. Anatomy of Criticism. Princeton, 1967. Princeton University Press, 1957.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.