Трансформация русского ориентализма в позднеимперских и раннесоветских произведениях А. Сорокина.

  • Дамир Нурулланович Дюсекенев ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» Email: dyusekenev81@mail.ru
Ключевые слова: русский ориентализм, казахи-кочевники, «дети степи», цивилизация, советская модернизация

Аннотация

В статье описываются способы репрезентации казахов-кочевников в позднеимперских и раннесоветских произведениях А. Сорокина в дискурсе русского ориентализма. В рамках постколониальных исследовании показаны наиболее существенные признаки русского ориентализма, такие как романтизированный образ «детей степи» и духовного обнищания «русского человека», противопоставление модерна и естественности, Города и Степи, где немаловажную роль играет и конструирование собственного авторского мифа А. Сорокиным. Утверждается, что в новых реалиях раннесоветского периода образы казахов и степи так и не смогли избавиться от стереотипа экзотики Востока, от парадигмы «свой - чужой» и все еще рассматривались как полигон для апробации «цивилизаторской миссии», советской модернизации, где авторы отводили себе роль подобную «просвещенному европейцу». Художественные проявления русского ориентализма в контексте концепции «Европа – Россия – Азия» в текстах раннесоветского периода подтверждают тот факт, что даже вне имперской парадигмы базовые стратегии изобретения степи как Востока основаны на дискурсе русского ориентализма.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Литература

Абашин С. Н. Советское = колониальное? (За и против) // Понятия о советском в Центральной Азии. Альманах Штаба № 2. Бишкек, 2016.

Алексеев П.В. Концептосфера ориентального дискурса в русской литературе первой половины XIX в.: от А.С. Пушкина к Ф.М. Достоевскому. Томск, 2015.

Жданов С.С. Образы немецкой военной элиты в русской словесности конца XVIII–начала ХХ века // Филология и человек. 2020 № 3.

Савицкий Е. Как купец Калинцов в Вене в 1882 году самоедов показывал: покорность и сопротивление «все равно что животных» // Новое литературное обозрение. 2020. №1.

Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006.

Шастина Т.П. Творение мира и смерть богов в мотивном комплексе повести Антона Сорокина «Алтай и города» // Мир науки, культуры, образования. Вып. 2. Горно-Алтайск, 2015.

Хомяков В.А. «Киргизская» тема в прозе А. Сорокина // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Вып. 2. 2015.

Хомяков В.А. Евразийское начало в творчестве А. Сорокина // Мат-лы Междунар. науч. конф. «Культурное наследие Северной Евразии: проблемы и перспективы освоения». Якутск, 2012.

Список источников

Сорокин А. Голос Степного края. Омск, 2014.

Опубликован
2021-07-21
Как цитировать
Дюсекенев Д. Н. Трансформация русского ориентализма в позднеимперских и раннесоветских произведениях А. Сорокина. // Филология и человек, 2021, № 2. С. 126-133 DOI: 10.14258/filichel(2021)2-11. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/8728.
Выпуск
Раздел
Научные сообщения
Bookmark and Share