Специфика воплощения улыбки, смеха, насмешки в творчестве Б. Канапьянова
Аннотация
АСпецифика воплощения улыбки, смеха, насмешки в творчестве Б. Канапьянова. В статье проанализирована специфика воплощения смеха, улыбки, насмешки в произведениях современного русскоязычного казахстанского поэта и писателя Б. Канапьянова. В исследовании использован комплексный подход к анализу художественного произведения. Улыбки, смех и насмешки в описании внешности, поступков героев произведений обусловлено не только субъективно-авторским мнением, но и всей концепцией образов, в основе которых лежат эстетические и духовно-нравственные идеалы, сложившиеся тысячелетиями в степной культуре казахов. Полученные результаты показали, что производные комического (смех, улыбка, насмешка), во-первых, играют ключевую роль в поэтике произведений казахстанского автора, являясь катализатором важнейших мотивов (дружба, симпатия, радость, любовь, злость, ненависть). Во-вторых, являются средствами передачи эмоций, маркерами поведения лирического героя, позволяющими понять, каковы его реальные переживания, т.е. выполняют характерологическую функцию.
Скачивания
Metrics
Литература
Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе. М.,1993.
Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Екатеринбург, 1989.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековая и Ренессанса. М., 1990.
Бегдаулетова А. Б. Художественное своеобразие русскоязычной литературы Казахстана (К проблеме воздействия русской и тюркской культур) // Языки. Культуры. Перевод. 2013. №1.
Бергсон А. Смех. М., 1992.
Борев Ю.Б. Комическое. М., 1971.
Бутенко И. А., Белянин В. П. Антология черного юмора. М., 1996.
Дмитриев А. В. Социология юмора: Очерки. М., 1996.
Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981.
Иваненко Е.А. Смех как текст. // Mixtura verborum 2001: непредставимое и метаязык. Самара, 2002.
Иванова Е.М. Чувство юмора как маркер одаренности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т.8. № 4.
Ингисимова, А.Б. Основные тенденции развития современной литературы Казахстана // http://www.rusnauka.com/3_snd-2016 (Дата обращения 3.10.2020)
Канапьянов Б. Реальность и отражение. Алматы, 2015 .
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Книга 3:Бытие и быт. Спб., 1990.
Козинцев А. Человек и смех. Спб., 2007.
Кристева Ю. Исследования по семаанализу. // Избранные труды: Разрушения поэтики. – М., 2004.
Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смеховой мир Древней Руси. Л., 1976.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
Пропп В.Я. Проблема комизма и смеха: Ритуальный смех в фольклоре. М., 1999.
Пюрбеев Г.Ц. «Смех» в калмыцком художественном тесте (по роману Эрендженова «Береги огонь») // Исследования по языкам и культуре монгольских народов. Элиста, 2015.
Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М., 2011.
Словарь языка Достоевского. Лексический строй идиолекта / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова; Гл.ред-р чл.-корр. РАНЮ Н. Караулов. М., 2001
Старчеус К.М. Улыбка и смех в художественной литературе: семантические и грамматические особенности языковых конструкций (на материале прозы А.П.Чехова) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 1.
Сычев А.А. Природа смеха или Философия комического. Саранск, 2003.
Уварова О.В., Федоров М.А. Способы актуализации улыбки в английской художественной литературе // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6.
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.: М., 1997.
Шмелева Е.Я., Шмелев, А.Д. Русский анекдот: текст и речевой жанр. М., 2002.
Ямпольский М. Демон и лабиринт. М., 1996.
Luckmann, T. Die unsichtbare Religion. M. 1993.
Raskin, V. Semantic Mechanism of Humor. Dordrech, 1985.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.