Репрезентация пространства Германии в «Путешествии» В.К. Кюхельбекера
Аннотация
В статье анализируются пространственные образы Германии, представленные в «Путешествии» В.К. Кюхельбекера в контексте традиции ее изображения в русской литературе рубежа XVIII–XIX веков. Общими с данной традицией элементами немецкого пространства в тексте В.К. Кюхельбекера являются лиминальность Прибалтики и Эльзаса, мотив скучного путешествия по Пруссии, изображение Саксонии как идиллии, а Пруссии как антиидиллии, маркирование Германии как места, связанного с культурными деятелями Европы. При этом, по сравнению с сентименталистским дискурсом, романтик В.К. Кюхельбекер в большей мере тяготеет к изображению контрастов в образе Германии. Необычен его образ Кенигсберга, в котором сочетаются традиционные немецкие (средневеково-готические) и негерманские черты. Характерно-романтическими элементами в репрезентации локусов Германии в «Путешествии» выступают неприятие механистической цивилизации и культ дикой природы. Кроме того, В.К. Кюхельбекер изображает Германию как место сражений за свободу Европы.
Скачивания
Metrics
Литература
Литература
Горемыкина М. В. Жанровая специфика художественной прозы В.К. Кюхельбекера 1820-х годов // Филология и культура. 2015. № 1 (39).
Жданов С. С. Образ Германии в отечественных травелогах рубежа XVIII-XIX вв.: при-родное и человеческое пространства (к постановке проблемы) // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 49. DOI: 10.17223/19986645/49/11
Ильченко Н. М., Пепеляева С. В. Дрезден как культурный хронотоп в картине мира В. К. Кюхельбекера и В. А. Жуковского // Вестник Вятского государственного гуманитарного уни-верситета. 2015. № 4.
Ильченко Н. М. Французские впечатления В.К. Кюхельбекера и А.И. Тургенева: к про-блеме специфики романтического путевого очерка // Французская литература в контексте мировой культуры: коллективная монография. Нижний Новгород, 2012.
Москвина Н. М. Экфрасис в "Путешествии" В. К. Кюхельбекера // Научные труды. 2016. № 39.
Мусий В. Три путешествия Вильгельма Кюхельбекера // Вісник ОНУ. Серия: Філологія. 2014. Т. 19, вип. 2(8).
Оболенская С. В. Германия глазами русских военных путешественников 1813 года // Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М., 1994.
Пауткин А. А. Кенигсберг А.Т. Болотова. Оптика самопознания // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2017. № 4.
Тынянов Ю. Н. Французские отношения Кюхельбекера // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969.
Фарафонова О. А. Специфика изображения «чужого» в «Похождении прапорщика Климова» // Филология и человек. 2017. № 1.
Список источников
Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984.
Кюхельбекер В.К. Избранные произведения: в 2 т. М., Л., 1967. Т. 1.
Кюхельбекер В.К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979.
Лубяновский Ф.П. Путешествие по Саксонии, Австрии и Италии в 1800, 1801 и 1802 годах: в 3 ч. СПб., 1805. Ч. 1.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.