Image of Church and Architectural Ekphrasis in V. M. Shukshin’s Stories.
Abstract
. Architectural ecphrasis in the poetics of Shukshin's stories, on the one hand, adjoins the anthropocentric chronotope of Russian literature. The locus, and with it the building, becomes an essential part of the semiotics of the landscape or urban environment here: the buildings perform the function of psychological parallelism, responding to the state and experiences of the central characters, completing their portraits as a mandatory frame. On the other hand, architecture in Shukshin's work serves as a kind of means of verbal visualization of the socio-ethical and aesthetic problems of the writer's work that took shape by the end of the 1960s. Shukshin's image of the church is not only anthropological, but also uncommonly physiological. It helps the author partly to sublimate, partly to comprehend his own "cursed" questions: the problem of a break with a small homeland, "progressive" mobility; the problem of "historical" nostalgia, a painful connection with tradition; the problem of creative search, overcoming the disproportions of the professional's "educated" aesthetic taste and naive, direct impression of the layman, continuity and innovation, freedom the artistic idea and the inertia of the material, the technical possibilities of its implementation.
Downloads
Metrics
References
Библиографический список
Акунин Б. Кладбищенские истории. М., 2004.
Богумил Т.А. Геопоэтика В.М. Шукшина. Барнаул, 2017.
Воеводина А.В. Архитектурный экфрасис в художественной прозе Н.В. Гоголя // Восточнославянская филология. Литературоведение. 2017. № 4 (28).
Голованова Г.С., Бакалова З.Н. Контраст как способ концептуальной организации художественного пространства (опыт анализа рассказа В.М. Шукшина «Крепкий мужик» в вузе) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1 (5).
Жилина Н.П. Храм и икона в художественном мире рассказов В. Шукшина // Слово.ру: Балтийский акцент. 2013. № 2.
Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.
Куляпин А.И. Кладбищенские мотивы в прозе В. М. Шукшина // VII Кирилло-Мефодиевские чтения «Славянское слово в контексте времени», Ишим, 2015.
Проломова Л., Бочкарева Н. С. Функции архитектурного экфрасиса в романе Мэтью Грегори Льюиса «Монах» // Мировая литература в контексте культуры. 2008. № 3.
Ротенберг Е.И. Искусство Голландии XVII века. М., 1971. URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000024/index.shtml
Сапченко Л. А. Пространственный образ церкви в произведениях Н. В. Гоголя // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013. № 1 (39).
Стахорский С. Нарративы театральной драматургии и их экранные отражения (диегезис и экфрасис) // Вопросы театра. 2019. № 3-4.
Шалагинова Ю., Бочкарева Н. С. Функция архитектурного экфрасиса в новелле Э. Т. А. Гофмана «Церковь иезуитов в Г.» // Мировая литература в контексте культуры. 2008. № 3.
Список источников
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 6. М., 1951.
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 7. М., 1951а.
Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 7 т. Т. 6. М., 1986.
Гюго В. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1, М., 1988.
Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 т. Т. 2.: Некуда. М., 1956.
Одоевцева И. На берегах Невы. На берегах Сены: Рассказы. СПб., 2016.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга вторая. Верую! М., 1998.
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга шестая. Я пришел дать вам волю. М., 1998.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.