Reminiscences and Autoreminiscences in Three Early Editions of the Poem by M.Yu. Lermontov "Demon"
Abstract
The article is devoted to the first three early editions of the poem by M.Yu. Lermontov "Demon", in which the author uses reminiscences from the poetic stories of V.A. Zhukovsky and A.S. Pushkin, traditionally referred to as romantic poems, as well as non-genre poems (elegies) by V.A. Zhukovsky. Interest in non-genre poems is not accidental and extremely productive, since they include lyrical, epic, and dramatic beginnings. The comparative analysis carried out in the study showed that in connection with reminiscences in Lermontov's poem, we can talk not only about individual lines, motifs, images, but also about the invariant complex of techniques for incarnating the images of a demon and an angel, characteristic of Russian literature of this period, concerning, in particular, motifs of water (tears) and fire, as well as the traditional group of themes-plots: "demon" - "small demon" - "demonic hero". Already in these initial versions of the poem, quoting lines from his own lyrical and dramatic works of 1829–1831, as well as plays (1830) and "People and Passions" (1830), Lermontov also uses the technique of autoreminiscence.
Downloads
Metrics
References
Библиографический список
Акимова Е.А., Ермоленко С.И. Феномен «самоповторений» в творчестве М.Ю. Лермонтова: к проблеме изучения // Филологический класс. 2017. № 3(49).
Аринштейн Л.М. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики // Лермонтовский сборник. Л., 1985.
Багрий А.В. М.Ю. Лермонтов в юбилейной литературе 1914 года: Библиографический обзор с указателем. Петроград, 1915.
Благой Д.Д. «Бездна пространства» (О некоторых художестваенных приемах Пушкина) // Проблемы теории и истории литературы: сб. ст. М., 1971.
Благой Д.Д. Лермонтов и Пушкин (Проблема историко-литературной преемственности) // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. М., 1941. Сб. 1.
Борисова И.М. О композиционных функциях графических формантов в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 11.
Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940.
Гребнева М.П. Виды эквивалентов текста в редакциях поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» // Культура и текст. 2022. № 1.
Гребнева М.П. О роли скрытых эквивалентов текста в редакциях поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» // Филология и человек. 2021. № 4.
Гребнева М.П. Поэтика демонической темы в романе М.Ю. Лермонтова «Вадим» // Филология и человек. 2017. № 1.
Гребнева М.П. Пушкинский замысел о влюбленном бесе: сквозной образ и жанровая тенденция // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: сб. науч. ст. Барнаул, 2018.
Гребнева М.П., Николаева О.Е. Динамика образа главного героя в редакциях (первой, третьей и шестой) поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2019. № 4(35).
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.
Дурылин С.Н. Как работал Лермонтов. М., 1934.
Ефимова М.Т. Традиции Пушкина в реалистических поэмах Лермонтова // Пушкинский сборник. Псков, 1962.
Журавлев М.С. Существующие трактовки поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» // Вопросы русской литературы. 2019. № 1.
Закруткин В. Пушкин и Лермонтов. Исследования и статьи. Ростов-на-Дону, 1941.
Краткая литературная энциклопедия. М., 1971. Т. 6.
Лебедева О.Б. Жанровые функции автореминисценций в творчестве А.С. Пушкина первой половины 1820-х гг. // Проблемы метода и жанра. Томск, 1990. Вып. 16.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
Медведева И. Пушкинская элегия 1820-х годов и «Демон» // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.-Л., 1941.
Паперный В. Сюжеты Лермонтова в типологической перспективе // Мир Лермонтова. СПб, 2015.
Подгаецкая И.Ю. «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле (Жуковский – Лермонтов – Тютчев) // Смена литературных стилей (на материале русской литературы XIX – XX веков). М., 1974.
Семенко И. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.
Словарь поэтических терминов. М., 1940.
Томашевский Б.В. Работы разных лет. М., 1990.
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000.
Ходасевич В. Поэтическое хозяйство Пушкина. Кн. 1. Л., 1924.
Штайн К.Э., Петренко Д.И. Графическая фактура прозаического и поэтического текста М.Ю. Лермонтова // Лермонтовский текст: Ставропольские исследования о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Т. 2. М., 2016.
Эйхенбаум Б.М. О литературе: работы разных лет. М., 1987.
Янушкевич А.С. Философия и поэтика лермонтовского палимсеста // Мир Лермонтова. СПб, 2015.
Источники
Жуковский В.А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 1. М., 1980.
Жуковский В.А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 2. М., 1980.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 1. М.-Л., 1961.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 2. М.-Л., 1962.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 3. М.-Л., 1962.
Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10-ти т. Т. 1. М., 1974.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.