Лингвоэвокационное исследование педагогической межперсонажной коммуникации: на материале фрагмента художественного текста

  • Элеонора Владимировна Малыгина Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, г. Санкт-Петербург Email: ehleonoramalygina@yandex.ru
Ключевые слова: эвокативность, интерпретативность, ежперсонажная педагогическая коммуникация, вербальный коммуникативный акт, художественный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме лингвоэвокационного исследования педагогической (школьной) межперсонажной коммуникации, воспроизведенной во фрагменте текста романа  О. Камаевой «Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы». Основу методики составляет параметр двуплановости лингвоэвокационного исследования текста. Первичный план связан с категорией эвокативности художественного текста. В статье исследуются средства воспроизведения модели педагогической коммуникации как продукта эвокации. Описание модели изображенного межперсонажного взаимодействия производится по параметрам вербального коммуникативного акта Б.Ю. Городецкого. Вторичный план изучения педагогической коммуникации связан с категорией интерпретативности текста. Результаты исследования, полученные в ходе лингвоэвокационного описания межперонажной коммуникации первичного плана, позволяют читателю усмотреть компоненты объекта интерпретации, установить взаимосвязь проблемы речевого имиджа преподавателя и процесса эффективизации взаимодействия персонажей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Литература

Городецкий Б.Ю. Моделирование вербального общения и топология коммуникативных актов // Доклады международной конференции. Диалог. – 2003. – С. 2–6.

Иссерс О. С. Стратегия речевой провокации в публичном диалоге // Русский язык в научном освещении. – М., 2009. – № 2 (18). – С. 92–104

Камаева О. Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы. – М.: АСТ, 2013.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.

Криштофик И.С. Основы педагогической коммуникации: курс лекций. – М.: МГПУ, 2017. – 184 с.

Малыгина Э.В., Чувакин А.А. Внутритекстовая коммуникация в малой прозе В.М. Шукшина: эвокационное исследование кризисной коммуникации в рассказе «Генерал Малафейкин» // Экология языка и коммуникативная практика. – 2016. – №1. – С. 84–103.

Михальская А.К. Педагогическая риторика: учебное пособие. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 379 с.

Михальская А.К. Профессиональная речь: культурная, публичная, деловая. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 359 с.

Позитивная коммуникация: коллективная монография. – М.: Гнозис, 2019. – 296 с.

Скребцова Т.Г. Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика. Курс лекций. – М.: Издательский дом ЯСК, 2020. – 312 с.

Чувакин А.А. Филолого-коммуникативные исследования: избранные труды. – М.: ФЛИНТА, 2020. – 860 с.

Чувакин А.А., Малыгина Э.В. К построению филологической теории коммуникации: статья третья // Экология языка и коммуникативная практика. – 2018. –№1. – С. 77–88.

Опубликован
2021-09-10
Как цитировать
Малыгина Э. В. Лингвоэвокационное исследование педагогической межперсонажной коммуникации: на материале фрагмента художественного текста // Филология и человек, 2021, № 3. С. 15-29 DOI: 10.14258/filichel(2021)3-03. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/9900.
Выпуск
Раздел
Филология: люди, факты, события
Bookmark and Share