Дополнительные материалы о религии кыргызов Енисея: VIII-X вв.

Основное содержание статьи

Н.И. Рыбаков Email: nikolayrybakov@yahoo.com

Аннотация

Рассматриваются две версии первого прихода миссионеров на Енисей во второй половине VIII в. Памятники, о которых идет речь, открыты финской экспедицией в 1887 г. Версия 1. Тибето-енисейские торговые и дипломатические контакты этого периода. Предполагаемые пути продвижения миссионеров со стороны Тибета через территорию карлуков. Версия 2. Приход проповедников из государства древних уйгуров в последнюю четверть VIII в.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Рыбаков , Н. (1). Дополнительные материалы о религии кыргызов Енисея: VIII-X вв. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 93-101. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2264
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
Биография автора

Н.И. Рыбаков , Петровская академия наук и искусств

Петровская академия наук и искусств, Красноярск

Литература

1. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности//Живая старина. СПб., 1897. Вып. III-IV
Контекст: ...По фактам хроник Поднебесной известно, что несто-риане и манихеи после 845 г. императорским указом того же года были изгнаны из Китая (Аристов Н.А., 1897, с. 91).

2. Арутюнов Н.А., Жуковская Н.Л. Бон-синтоистские параллели//Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. Новосибирск. М., 1973
Контекст: ...Какая-то часть бонцев-свастиков эмигрировала в сторону окраин Тибета или ушла в Монголию (Арутюнов С.А., Жуковская Н.Л., 1973, с. 13; Иванова В.А., 2011, с. 48; Hoffman H., 1986, с. 239).

3. Березкин Р.В. Драгоценные свитки (баоцзыюань) в духовной культуре Китая: на примере «Баоцзуань о трех воплощениях Муляна». СПб., 2012
Контекст: ...Начало популярности произведения приходится на VIII-X вв. (Березкин Р.В., 2012, с. 60, 103). (Позднее этот святой приобрел значительную популярность в Монголии, здесь он назывался Молон-Тойн.) Это время раннего или так называемого примитивного ламаизма.

4. Бернштам А. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII вв. М.; Л., 1946. 201 с
5. Иванова В.А. Религиозный и политический аспекты развития буддийской школы ньингма в Тибете в XVII-XVIII вв.: дис.... канд. ист. наук. Краснодар, 2011. 245 с
Контекст: ...Какая-то часть бонцев-свастиков эмигрировала в сторону окраин Тибета или ушла в Монголию (Арутюнов С.А., Жуковская Н.Л., 1973, с. 13; Иванова В.А., 2011, с. 48; Hoffman H., 1986, с. 239).

6. Рыбаков Н.И. Иконографические свидетельства манихейства в памятниках Июсских степей//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2007. Вып. 6. С. 101-106
Контекст: ...Из новых материалов: (рис. 1.-4) памятник (Барстаг) (Рыбаков Н.И., 2007, с. 101106).

7. Рыбаков Н.И. Бодхисатва Маудгальяяна в Июсских петроглифах//Древности Сибири и Центральной Азии. сб. науч. тр./под ред. В.И. Соенова. Горно-Алтайск, 2013. №5(17)
Контекст: ...H., 1931, abb. 100, с. 20) один из персонажей, изображенный на плите (плита вывезена Л.Р. Кызласовым в 1979 г., в запасники Эрмитажа), под мышкой которого трехсоставной жезл, отождествляется с образом (рис. 1.-1-3) бодхисаттвы Маудгальяяны (Рыбаков Н.И., 2013, с. 148, рис. 1).

8. Симс-Вильямс Н. Путешествие в Тибет: согдийские надписи Ладака//ВДИ. 1995. №2. С. 66
Контекст: ...Пангконг иллюстрирует миссионерские контакты представителей мировых религий: буддизма, христианства и манихейства (VIII-IX вв.) (Симс-Вильямс Н., 1995, с. 66; Uraj G., 1983, с. 400).

9. Appelgren-Kivalo H. Alt-Altaische Kunstdenkmaeler. Helsingfors, 1931. Beckwith Chr. I. The Tibetan Empire in Central Asia: A history of the Struggle for Great Power among Tibetans, Turks, Arabs, and Chinese dvring the Early Middle Ages. New Jersey, 1987
10. Demieville P. Ikonography and History/The twin pagodas of zayton//A study of later Buddhist sculpture in China. Cambridge, 1935
Контекст: ...Китай (по: Demieville P., 1935, р. 75, 14E); 2 - персонаж с ваджрой.

11. Hermans M. Das national-epos der Tibeter Gling Konig Gesar. Redensburg, 1965. Hoffman H. Die religion Tibets, Bon und Lamaizmus.Munchen, 1956. Hoffmann H. Tibet a Handbook//Indiana University Oriental Series. Bloomington, Indiana, 1986. Vol. 5
Контекст: ...Школа ньингмапа вобрала в свою доктрину идеи раннего буддизма, который в свою очередь заимствовал волшебство бонского шаманизма (Hermans M., 1965, с. 251).

12. Houston G.W. Wingsofthe White Crane. Delhi; Varanasi; Patra, 1982. Klimkeit H.J. Selected Studies//Heuser M., Klimkeit H.J. Studies in Manichaean, Literture and Art. Brill. Leiden; Boston; Koln, 1998
Контекст: ...Более того, ересь Шестого Далай-ламы, подверженного влиянию секретных тенденций позднего Падмасамбхавы, находит отголоски со своего рода манихейскими инфильтрациями в учении Ньингмапа в виде тантрического сексуального волшебства (Houston G.W., 1982).

13. Uray Geza. Tibet's Connections with Nestorianism and Manicheism in the 8th-10th Centuries//Contributions on Tibetan Language, History and Cultury. Wien, 1983. Vol. 1
Контекст: ...Любопытен факт критики на манихейство в китайских документах VIII в.: в Указе императора от 732 г. манихейство было подвергнуто осуждению за то, что присвоило догматы буддизма и «изображало из себя буддистов» (Uray G., 1983, с. 411).

14. Waddell A.M.B. The Buddhism of Tibet or Lamaism. Cambridge; London, 1964