Мегалитические культовые объекты Древнего Урала

Основное содержание статьи

Ю.Б. Сериков

Аннотация

Использование мегалитов в культовой практике древности широко известно на разных территориях. Урал - горная страна, поэтому и здесь различные скальные образования - горы, скалы, пещеры, отдельные камни и их скопления - часто служили объектами поклонения. Среди них особый интерес вызывают мегалитические объекты в виде отдельных скал, валунов и их скоплений как естественных, так и рукотворных. В последнее десятилетие на Урале выявлено использование в сакральных целях отдельных валунов (иногда антропоморфных или зооморфных очертаний), «чашечных» камней, «следовиков», менгиров, а также различных скальных образований. Новым видом культовых скальных памятников являются так называемые шиханы. Наибольший интерес вызывают культовые мегалиты Шайтанского озера (Свердловская обл.) и острова Веры на озере Тургояк (Челябинская обл.). Уникальным скальным объектом является геоглиф в виде двухсотметровой фигуры лося, обнаруженный в окрестностях озера Зюраткуль (Саткин-ский р-н Челябинской обл.).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Сериков , Ю. (1). Мегалитические культовые объекты Древнего Урала. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 101-121. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2265
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
Биография автора

Ю.Б. Сериков , Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт

доктор исторических наук, профессор кафедры истории, теории и методики обучения Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

Литература

1. Бадер О.Н. Жертвенное место под ПиСАным камнем на р. Вишере//СА. 1954. Т. XXI. С. 241-258
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

2. Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей//Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 63-87
Контекст: ...Эти точки маркировались помещением в них разнообразных сакральных ценностей или же охранителей границ пространства (Байбурин А.К., 1989, с. 82-86).

3. Балалаева О.Э. Священные места хантов Средней и Нижней Оби//Очерки истории традиционного землепользования хантов: (материалы к атласу). Екатеринбург, 1999. С. 139-156
4. Берс Е.М. Археологическая карта г. Свердловска и его окрестностей//МИА. 1951. Вып. 21. С. 182-248
Контекст: ...Исеть (Берс Е.М., 1951) (Средний Урал).

5. Викторова В.Д. Чаши на скалах горно-лесного Зауралья//Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). Курган, 2007. С. 55-59
Контекст: ...Мелкое, Свердловская обл.) найден тальковый «утюжок» (Викторова В.Д., 2007, с. 55-59).

6. Викторова В.Д. Новации и традиции в культурах древнего населения верховьев реки Исети (эпоха раннего металла)//Наука. Общество. Человек: Вестник Уральского отделения РАН. Екатеринбург, 2008. №1 (23). С. 31-45
Контекст: ...Раскопки вокруг других объектов дали большое количество гранитных обломков, которые, по мнению автора раскопок, являются фигурками зверей и птиц (их количество доходит до нескольких сотен) (Викторова В.Д., 2008, с. 39).

7. Викторова В.Д. Природные и рукотворные мегалитические изваяния//Наука. Общество. Человек: Вестник Уральского отделения РАН. Екатеринбург, 2010. №1 (31). C. 119-125
Контекст: ...Космический снимок геоглифа на хребте Зюраткуль К сожалению, чрезмерная увлеченность некоторых исследователей изучением мегалитов привела к тому, что на Урале стали находить и камни зооморфных очертаний, и менгиры, и дольмены, и цисты, и тоннели (Викторова В.Д., 2010, с. 119-125).

8. Викторова В.Д., Колмакова В.В., Федорова Ф.Ю. И разные народы побывали здесь...//Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург, 2003. С. 9-20
Контекст: ...На острове Каменные Палатки (окрестности Екатеринбурга) крупный валун (длиной 2,4 м) в виде головы лося находился на границе жилой площадки памятника Палатки-I (Викторова В.Д. и др., 2003, с. 9).

9. Викторова В.Д., Чаиркин С.Е. Останец Старинный -новый памятник петрогромской культуры//Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Екатеринбург, 1999. Вып. 3. С. 166-174
Контекст: ...Нейве (Викторова В.Д., Чаиркин С.Е., 1999), на скале Адуйский камень на р.

10. Волков Р.Б., Ерохин Н.Г, Тихонова Н.Р. Гранитный грот (навес) Шай-таноозерский Каменный Остров-1//Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Екатеринбург, 1999. Вып. 3. С. 110-116
Контекст: ...Оригинальными находками из этого комплекса можно считать 915 фрагментов костяных пластин от панциря, 149 из которых украшены циркульным орнаментом (Волков Р.Б. и др., 1999, с. 110-116).

11. Генинг В.Ф. Наскальные изображения ПиСАного камня на р. Вишере//СА. 1954. Т. XXI. С. 241-258; 259-280
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

12. Григорьев С.А., Котов В.Г., Куприянов В.А. Геоглиф на хребте Зюрат-куль и его культурно-хронологический контекст//Уфимский археологический вестник. 2013. Вып. 13. С. 13-39
Контекст: ...На территории России это единственное мегалитическое сооружение подобного рода (Григорьев С.А. и др., 2013, с. 13-39).

13. Григорьев С.А., Меньшенин Н.М. Мегалитические сооружения острова Веры на озере Тургояк в Южном Зауралье//Известия Челябинского научного центра. 2004. Вып. 1 (22). С. 209-213
Контекст: ...Турго-як, Челябинская обл.) (Григорьев С.А., Меньшенин Н.М., 2004, с. 209-213).

14. Гурвич И.С. Культ священных камней в тундровой зоне Евразии//Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М., 1968. С. 230-239
Контекст: ...Причем их использование известно на разных территориях (Священные камни., 2005; Гурвич И.С., 1968; Уртанс Ю.В., 1987).

15. Дэвлет М.А. Священные скалы//Сибирь в панораме тысячелетий: (мат. междунар. симпозиума). Новосибирск, 1998. Т. 1. С. 187-193
Контекст: ...М.А. Дэвлет (1998, с. 192) считает, что «лицо камня» первобытный художник только доработал: нос личины совпал с выступающим изгибом скальной поверхности.

16. Канивец В.И. Канинская пещера. М., 1964. 136 с
Контекст: ...С давних времен эти каменные идолы служили местом поклонения духам (Канивец В.И., 1964, с. 40).

17. Короткевич Б.С. Воловжа: уникальное святилище -типичный культовый памятник Псковской области//Европа -Азия: Проблемы этнокультурных контактов. СПб., 2002. С. 220-227
18. Косменко М.Г. Древности приморской зоны южного и западного Бе-ломорья. Проблемы происхождения и адаптации культуры древнего населения//Комплексные гуманитарные исследования в бассейне Белого моря. Петрозаводск, 2007. С. 6-42
Контекст: ...Вот что пишет по этому поводу М.Г. Косменко (2007, с. 3132): «Как правило, интерпретаторы опираются на собственные догадки и предвзятые убеждения и не приводят оснований для определения назначения и хронологии сооружений, кроме поверхностных сопоставлений с памятниками северной Фенноскандии, наподобие сейдов.

19. Ленц Г.Т. Сакральные камни Севера//Тверской археологический сборник. 2011. Т. 2, вып. 8. С. 175-185
Контекст: ...Слудки, также в Вологодской области, находится гранитный валун, на котором «читается изображение лица старца с длинным носом и глубоко запавшими пронзительными глазами» (Ленц Г.Т., 2011, с. 175).

20. Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н. Сакральные объекты в системе жизнеобеспечения (по мегалитическим объектам Сибири и Северо-Запада России)//Экология древних и традиционных обществ: сб. докл. конф. Тюмень, 2011. Вып. 4. С. 111-114
Контекст: ...Этот факт может свидетельствовать в пользу того, что и менгиры, и утюжки использовались для астрономических наблюдений (Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н., 2011, с. 111-114; Сериков Ю.Б., 2013а, с. 4-11).

21. Мельников И.В. Святилища древней Карелии: (палеоэтнографические очерки о культовых памятниках). Петрозаводск, 1998. 133 с
Контекст: ...С двух сторон изображение «хозяина» ограничивают «идолы» в виде каменных останцев высотой до 2 м, на которых присутствуют углубления, напоминающие глаза, нос и рот человека (Мельников И.В., 1998, с. 79-80).

22. Мищенко О.П. Святилище на скалах Три Сестры//Четвертые исторические чтения памяти М.П. Грязнова: мат. науч. конф. Омск, 1997. С. 106-108
Контекст: ...Следы жертвоприношений выявлены на вершинах скал Три Сестры под Новоуральском (Мищенко О.П., 1997), на камне Старичный на р.

23. Никитинский И.Ф. Тиуновское святилище -школа кокшаров XV в.? Вологда, 2007. 64 с
Контекст: ...Центральным объектом Тиуновского святилища XIV-XV вв. в Вологодской области служил трехметровый валун, на который были нанесены различные знаки и рисунки (Никитинский И.Ф., 2007, с. 24-29).

24. Окладников А.П. Исторические рассказы и легенды Нижней Лены//Сборник МАЭ. 1949. Т. XI. С. 73-109
Контекст: ...На ее вершине стоят камни, очень похожие на человека: «...нос, глаза и все человеческие черты видны» (Окладников А.П., 1949, с. 84).

25. Петрин В.Т., Нохрина Т.И., Кулик Н.А., Усачева И.В. Верхнепалеолитический комплекс из горного хрусталя с юго-восточного побережья озера Большие Аллаки (Южный Урал)//Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. №4 (52). С. 28-40
Контекст: ...Заметная их часть была изготовлена из горного хрусталя (Петрин В.Т. и др., 2012, с. 28-30).

26. Петров Ф.Н., Полякова Е.Л. Археологические памятники массива горы Чека//Вестник общества открытых исследований. Челябинск, 2002. Вып. 2. С. 81-113
Контекст: ...Исследователи относят их к бронзовому веку (Петров Ф.Н., Полякова Е.Л., 2002).

27. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана//Сборник МАЭ. Т. XI. М.; Л., 1949. С. 335-375
Контекст: ...Тым (правый приток Оби) возле каждого селения на столбах находились черепа медведей, охранявшие селение от злых духов (Прокофьева Е.Д., 1949, с. 368-369).

28. Священные камни Гипербореи. Петрозаводск, 2005. 96 с
Контекст: ...Причем их использование известно на разных территориях (Священные камни., 2005; Гурвич И.С., 1968; Уртанс Ю.В., 1987).

29. Сериков Ю.Б. К вопросу о семантике наконечников стрел с пещерного святилища на Камне Дыроватом//Этнографическое обозрение. 2007а. №6. С. 142-155
Контекст: ...Судя по расположению, количеству (25,5 тыс.) и составу (21,8 тыс. наконечников стрел) находок, данная скала занимала особое место среди культовых памятников Урала (Сериков Ю.Б., 2007а, с. 142-155; 2009, с. 68-121).

30. Сериков Ю.Б. Скальные культовые памятники Шайтанского озера//Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). Курган, 2007б. С. 42-49
Контекст: ...Судя по расположению, количеству (25,5 тыс.) и составу (21,8 тыс. наконечников стрел) находок, данная скала занимала особое место среди культовых памятников Урала (Сериков Ю.Б., 2007а, с. 142-155; 2009, с. 68-121).

31. Сериков Ю.Б. Пещерные святилища реки Чусовой. Нижний Тагил, 2009. 368 с
Контекст: ...Судя по расположению, количеству (25,5 тыс.) и составу (21,8 тыс. наконечников стрел) находок, данная скала занимала особое место среди культовых памятников Урала (Сериков Ю.Б., 2007а, с. 142-155; 2009, с. 68-121).

32. Сериков Ю.Б. Скальное святилище на северном острове Шайтанского озера//Ученые записки. Общественные науки/Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. Нижний Тагил, 2011а. С. 113-140
Контекст: ...На Шайтанском шихане - самом крупном скальном святилище Шайтан-ского озера - обнаружено свыше 4,5 тыс. находок, которые представляют все археологические эпохи: от мезолита до раннего железного века (Сериков Ю.Б., 2011а, с. 113-140).

33. Сериков Ю.Б. Новое энеолитическое погребение с Шайтанского озера (Среднее Зауралье)//Вопросы археологии Урала. Екатеринбург; Сургут, 2011б. Вып. 26. С. 145-150
Контекст: ...На Шайтанском шихане - самом крупном скальном святилище Шайтан-ского озера - обнаружено свыше 4,5 тыс. находок, которые представляют все археологические эпохи: от мезолита до раннего железного века (Сериков Ю.Б., 2011а, с. 113-140).

34. Сериков Ю.Б. Скальные святилища западного берега Шайтанского озера//AB ORIGINE: археолого-этнографический сборник Тюменского государственного университета. Тюмень, 2011в. Вып. 3. С. 33-50
Контекст: ...На Шайтанском шихане - самом крупном скальном святилище Шайтан-ского озера - обнаружено свыше 4,5 тыс. находок, которые представляют все археологические эпохи: от мезолита до раннего железного века (Сериков Ю.Б., 2011а, с. 113-140).

35. Сериков Ю.Б. К вопросу о функциональном и сакральном назначении так называемых утюжков//Уфимский археологический вестник. 2013а. Вып. 13. С. 4-12
Контекст: ...Этот факт может свидетельствовать в пользу того, что и менгиры, и утюжки использовались для астрономических наблюдений (Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н., 2011, с. 111-114; Сериков Ю.Б., 2013а, с. 4-11).

36. Сериков Ю.Б. Шайтанское озеро -священное озеро древности. Нижний Тагил, 2013б. 408 с
Контекст: ...Этот факт может свидетельствовать в пользу того, что и менгиры, и утюжки использовались для астрономических наблюдений (Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н., 2011, с. 111-114; Сериков Ю.Б., 2013а, с. 4-11).

37. Сериков Ю.Б. Природные объекты в культах и обрядах древнего населения Урала//Тверской археологический сборник. Тверь, 2013. Вып. 9. С. 31-44
Контекст: ...Этот факт может свидетельствовать в пользу того, что и менгиры, и утюжки использовались для астрономических наблюдений (Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н., 2011, с. 111-114; Сериков Ю.Б., 2013а, с. 4-11).

38. Уртанс Ю.В. Культовые камни с углублениями в Латвии//КСИА. 1987. Вып. 190. С. 69-72
Контекст: ...Причем их использование известно на разных территориях (Священные камни., 2005; Гурвич И.С., 1968; Уртанс Ю.В., 1987).

39. Хомич А.В. Ненцы: историко-этнографические очерки. М.; Л., 1966. 330 с
Контекст: ...Жертвенные места ненцев обычно располагались возле камня какой-нибудь особенной формы, на вершине сопки, которая в разную погоду «меняет» свои очертания (Хомич А.В., 1966, с. 200).

40. Чаиркин С.Е. Святилище Ушминское-1/Кадастр культовых памятников//Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004
Контекст: ...По наблюдениям С.Е. Чаиркина (2004, с. 317), трещины скалы при определенном освещении «рисуют» голову лося.

41. Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. М., 1971. 120 с
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

42. Шарапов В.Э. О почитании священных камней в традиционной культуре коми//Археоминералогия и ранняя история минералогии: мат. Между-нар. семинара. Сыктывкар, 2005. С. 156-157
Контекст: ...Некоторые исследователи отмечают, что культовые камни обычно располагаются на границе освоенной и неосвоенной территории (Корот-кевич Б.С., 2002, с. 222, 227; Шарапов В.Э., 2005, с. 156).

43. Шимаковская К.В. Чаши на скалах Шайтанского озера (Среднее Зауралье)//Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. V: Университет и историко-культурное наследие региона. Пермь, 2008. С. 126-130
Контекст: ...Раскопки в районе одиночной большой чаши (рис.) выявили керамику бронзового века, отще-пы и несколько костей животных (Шимаковская К.В., 2008, с. 128-130).

44. Шимаковская К.В. Культовые скальные объекты восточного берега Шайтанского озера (Среднее Зауралье)//III Северный археологический конгресс: тез. докл. Ханты-Мансийск; Екатеринбург, 2010. С. 216-217
Контекст: ...Основная часть находок относится к раннему железному веку, отдельные каменные изделия и фрагменты керамики датируются энеолитом и поздней бронзой (Шимаковская К.В., 2010, с. 216).

45. Широков В.Н. Древние образы священных скал//Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004. С. 63-83
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

46. Широков В.Н. Композиции с рисунками птиц, копытных и змей в наскальных изображениях Урала//Уральский исторический вестник. 2010. №1 (26). С. 92-99
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

47. Широков В.Н. Уральские писаницы. Южный Урал. Екатеринбург, 2009. 128 с
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

48. Широков В.Н. Уральские писаницы: Реки Реж и Ирбит. Екатеринбург, 2007. 80 с
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

49. Широков В.Н., Чаиркин С.Е. Наскальные изображения Северного и Среднего Урала. Екатеринбург, 2011. 182 с
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

50. Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П. Уральские писаницы: река Нейва. Екатеринбург, 2000. 52 с
51. Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А. Уральские писаницы: река Тагил. Екатеринбург, 2005. 110 с
Контекст: ...Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

52. Шутова Н.И., Капитонов В.И., Кириллова Л.Е., Останина Т.И. Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона. Ижевск, 2009. 244 с
Контекст: ...До настоящего времени почитается огромный известняковый камень на горе Чумбулат (Кировская обл.) (Шутова Н.И. и др., 2009, с. 28).