К вопросу о культе огня в погребально-поминальной обрядности средневековых жителей Семиречья (по материалам археологии)
Основное содержание статьи
Аннотация
Цель исследования - определение функционального назначения и предполагаемых архитектурных форм памятника IX-X(XI) вв., вскрытого в окрестности средневекового города Кулан на территории Юго-Западного Семиречья (Жетысу). Внутри постройки зафиксирована кольцевидная суфа, в центре которой отмечены следы огня, возжигаемого длительное время. Для решения поставленных задач привлекаются сооружения, связанные с погребально-поминальной обрядностью и культом огня из Семиречья, Южного Казахстана и Средней Азии. Памятники рассматриваются в исторической ретроспективе с первых веков нашей эры до этнографического времени. Культ предков составляет основу всех религий, он ведет начало от поклонения останкам умерших. Этнографические материалы демонстрируют наличие реликтов в погребально-поминальной обрядности, сохранившихся в некоторых местах Средней Азии и Казахстана, несмотря на приход ислама. Примером служат «дома для духов предков», которые встречаются в ряде районов до настоящего времени. Изучение погребальных сооружений является продуктивным для выяснения некоторых особенностей дому-сульманских религий и ислама.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Литература
Контекст: ...По мнению С.П. Толстова, эти слои предохраняли землю от контакта с телом покойника, согласно предписанию «Видевдата» II.5,8 (Авеста., 2008, с. 157-158).
2. Байпаков К.М. Исследования некрополя Джамуката в Таласской долине//Вестник КазГУ. Сер.: История. Алматы, 1999. №12. С. 36-46.
Контекст: ...Горячева заметила, что большинство наусов подтверждает бытующую гипотезу о возможности совмещения в зороастрийских наусах функций дахм и вместилищ костей, наус одновременно мог совмещать функции ката и дахмы (Горячева В.Д., 1989; Байпаков К.М., 1999; Байпаков К.М., Горячева В.Д., 1999, с. 159).
3. Байпаков К.М., Горячева В.Д. Семиречье//Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С. 151-162.
Контекст: ...Горячева заметила, что большинство наусов подтверждает бытующую гипотезу о возможности совмещения в зороастрийских наусах функций дахм и вместилищ костей, наус одновременно мог совмещать функции ката и дахмы (Горячева В.Д., 1989; Байпаков К.М., 1999; Байпаков К.М., Горячева В.Д., 1999, с. 159).
4. Байпаков К.М., Смагулов Е.А., Ержигитова А.А. Раннесредневековые некрополи Южного Казахстана. Алматы, 2005. 224 с.
5. Байпаков К.М., Терновая Г.А. «Парадиз» в загородном дворцовом комплексе владетелей средневекового Кулана//Известия МОН РК, НАН РК. Сер.: Обществ. науки. Алматы, 2002. №1(236). С. 244-268.
Контекст: ...В северо-восточной нише была передана родословная правителей (Байпаков К.М., Терновая Г.А., 2002; 2004; Bajpakov K.M., Ternovaja G.A., 2005; Ternovaya G.A., 2013).
6. Байпаков К.М., Терновая Г.А. Резная глина Жетысу. Алматы, 2004. 164 с.
Контекст: ...В северо-восточной нише была передана родословная правителей (Байпаков К.М., Терновая Г.А., 2002; 2004; Bajpakov K.M., Ternovaja G.A., 2005; Ternovaya G.A., 2013).
7. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана//Сочинения. М., 1963. Т. II. C. 169-546.
Контекст: ...Ал-Макдиси писал, что этот город находился на большой таразской дороге (Ибн Хордадбех, 1986, с. 65, 180-181; Бартольд В.В., 1963, с. 230; Волин С., 1960, с. 74, 76, 82-83).
8. Брыкина Г.А. Культы и культовые места в Фергане//Приаралье в древности и средневековье. М., 1998. С. 96-115.
Контекст: ...Считается, что культ предков ведет начало от поклонения останкам умерших, которое сопровождалось жертвоприношением на кладбищах (Брыкина Г.А., 1998, с. 108, 110-112).
9. Борисов А.Я. О значении слова «наус»//Труды Отдела истории культуры и искусства Востока Государственного Эрмитажа. Л., 1940. Т. 3. С. 301-311.
Контекст: ...В археологической и востоковедческой литературе зороастрий-ские погребальные сооружения - сырцово-пахсовые склепы принято называть наусами (Борисов А.Я., 1940).
10. Волин С. Сведения арабских источников IX-XVI вв. о долине р. Талас и смежных районах//ТИаЭ. Алма-Ата, 1960. Т. 8. С. 72-92.
Контекст: ...Ал-Макдиси писал, что этот город находился на большой таразской дороге (Ибн Хордадбех, 1986, с. 65, 180-181; Бартольд В.В., 1963, с. 230; Волин С., 1960, с. 74, 76, 82-83).
11. Гордлевский В.А. Избранные сочинения. М., 1960. Т. 1. 552 с.
Контекст: ...В.А. Гордлевский (1960, с. 198, прим. 8) писал о захоронениях в старой Бухаре: «...в невысоких кирпичных склепах оставлялось отверстие для того, чтобы “дух” покойника мог выйти наружу».
12. Горячева В.Д. Наусы некрополя Краснореченского городища//Красная Речка и Бурана. Фрунзе, 1989. С. 85-95.
Контекст: ...По мнению исследователей, сочетание в некоторых наусах трупоположения и захоронения костей в оссуариях свидетельствует о том, что они выполняли функции дахмы - места выставления трупов и астодана - костехранилища (Дальверзинтепе..., 1978, с. 112-113; Горячева В.Д., 1989, с. 95; Рас-попова В.И., Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Мейтарчиян М.Б., 2001, с. 70-82).
13. Гудкова А.В. Ток-кала. Ташкент, 1964. 174 с.
Контекст: ...Здесь возле юго-восточной стены имелось сильно прокаленное пятно - след длительного горения огня (Гудкова А.В., 1964, с. 88-89).
14. Гудкова А.В. Новые материалы по погребальному обряду VII-VIII вв. в Кердере (Северный Хорезм)//История, археология и этнография в Средней Азии. М., 1968. С. 214-224.
Контекст: ...Кроме следов интенсивного горения в большой камере науса 2, она отметила большое количество древесных угольков в заполнении наусов, а также пятно от горения и оссуарий с обожженным черепом в наусе 3 (Гудкова А.В., 1968, с. 223).
15. Дальверзинтепе -Кушанский город на юге Узбекистана. Ташкент, 1978. 238 с.
Контекст: ...По мнению исследователей, сочетание в некоторых наусах трупоположения и захоронения костей в оссуариях свидетельствует о том, что они выполняли функции дахмы - места выставления трупов и астодана - костехранилища (Дальверзинтепе..., 1978, с. 112-113; Горячева В.Д., 1989, с. 95; Рас-попова В.И., Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Мейтарчиян М.Б., 2001, с. 70-82).
16. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Баку, 1986. 428 с.
Контекст: ...Ал-Макдиси писал, что этот город находился на большой таразской дороге (Ибн Хордадбех, 1986, с. 65, 180-181; Бартольд В.В., 1963, с. 230; Волин С., 1960, с. 74, 76, 82-83).
17. Левина Л.М. Этнокультурная история Восточного Приаралья. М., 1996. 398 с.
Контекст: ...Очаги имели круглую, прямоугольную и нишеобразную форму (Левина Л.М., 1996, с. 370-371).
18. Кошеленко Г.А. Культура Парфии. М., 1966. 220 с.
19. Максимова А.Г. Гробницы типа науса у с. Чага (Шага)//В глубь веков. Алма-Ата, 1974. С. 95-118.
Контекст: ...о был ведущий и наиболее распространенный тип погребальных сооружений, и связанный с ним тип погребального обряда господствовал в среде городского и оседло-земледельческого населения Южного Казахстана (Максимова А.Г., 1974; Байпаков К.М., Смагулов Е.А., Ержигитова А.А., 2005, с. 139, 141, 146-148).
20. Мейтарчиян М. Погребальные обряды зороастрийцев. М.; СПб., 2001. 248 с.
Контекст: ...и функции дахмы - места выставления трупов и астодана - костехранилища (Дальверзинтепе..., 1978, с. 112-113; Горячева В.Д., 1989, с. 95; Рас-попова В.И., Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Мейтарчиян М.Б., 2001, с. 70-82).
21. Неразик Е.Е. Сельские поселения афригидского Хорезма. М., 1966. 153 с.
Контекст: ...Это здание, поставленное на невысокий пахсовый цоколь, аналогично купольной погребальной постройке, раскопанной в некрополе Мерва (Неразик Е.Е., 1966, с. 85-89; 1999, с. 41, табл. 9.-9, 10; Кошелен-ко Г.А., 1966, с. 88-89).
22. Неразик Е.Е. Купольная постройка в Якке-Парсанском оазисе раннесредневекового Хорезма//Градостроительство и архитектура. Ташкент, 1989. С. 52-60.
Контекст: ...Кирпичи на верхушке купола были сильно прокалены, что предполагает длительное горение огня, не связанного с пожаром (Неразик Е.Е., 1989; 1999, с. 34, табл. 9.-1-6; 2013, с. 93-96, рис. 28-35).
23. Неразик Е.Е. Хорезм в IV-VIII вв.//Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С. 30-49.
Контекст: ...Это здание, поставленное на невысокий пахсовый цоколь, аналогично купольной погребальной постройке, раскопанной в некрополе Мерва (Неразик Е.Е., 1966, с. 85-89; 1999, с. 41, табл. 9.-9, 10; Кошелен-ко Г.А., 1966, с. 88-89).
24. Неразик Е.Е. Формирование раннесредневекового общества в низовьях Амударьи. М., 2013. 374 с.
Контекст: ...Открытие купольного здания в окрестностях Якке-Парса-на свидетельствует, что подобная архитектурная форма использовалась не только для возведения погребальных построек, но и «храмов огня» (Неразик Е.Е., 2013, с. 95-96; Рапопорт Ю.А., 1971, с. 63).
25. Нуржанов А.А., Терновая Г.А., Акымбек Е.Ш. Святилище огня в окрестности средневекового города Кулан//Восхождение к вершинам археологии. Алматы, 2014. С. 498-511.
26. Поляков С.П., Черемных А.И. Погребальные сооружения населения долины Зеравшана//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 261-280.
Контекст: ...Такие надгробия устанавливаются над захоронениями, расположенными рядом с могилами святых (Поляков С.П., Черемных А.И., 1975, с. 272-273).
27. Рапопорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма. М., 1971. 127 с.
Контекст: ...Открытие купольного здания в окрестностях Якке-Парса-на свидетельствует, что подобная архитектурная форма использовалась не только для возведения погребальных построек, но и «храмов огня» (Неразик Е.Е., 2013, с. 95-96; Рапопорт Ю.А., 1971, с. 63).
28. Распопова В.И., Шишкина Г.В. Согд//Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С. 50-77.
Контекст: ...В этом помещении обнаружены оссуарии и крупные бытовые сосуды, видимо, также содержавшие кости, которые были сброшены с суфы и раздавлены (Распопова В.И., Шишкина Г.В., 1999, с. 76).
29. Ремпель Л.И. Некрополь древнего Тараза//КСИИМК. М., 1957. Вып. 69. С. 102-110.
Контекст: ...В Таразе в IX-X вв. обычай захоронения костей в оссуариях был вытеснен захоронениями в хумах и «склепиках». «Склепики» представляли собой сооружения из сырцовых кирпичей, положенных плашмя, на них устанавливались кирпичи, поставленные на ребро и соединенные вершинами (Ремпель Л.И., 1957, с. 109-110, рис. 42.-3, 4).
30. Ртвеладзе Э.В. Культовые и погребальные памятники кушанского времени из Кампыр-тепе//Ученые записки Комиссии по изучению памятников цивилизации древнего и средневекового Востока. М., 1989. С. 209-250.
Контекст: ...Они расположены компактными группами к востоку и западу от укрепленной части Кампыртепа (Ртвеладзе Э.В., 1989; 2001).
31. Ртвеладзе Э. Погребально-культовые сооружения Кампыртепа//Материалы Тохаристанской экспедиции. Вып. 2: Археологические исследования Кампыртепа. Ташкент, 2001. С. 65-94.
Контекст: ...Они расположены компактными группами к востоку и западу от укрепленной части Кампыртепа (Ртвеладзе Э.В., 1989; 2001).
32. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. 236 с.
Контекст: ...Возле некоторых мазаров такие «домики» занимали значительный участок земли (Снесарев Г.П., 1969, с. 111).
33. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э. -VII в. н.э. Самарканд; Ташкент, 2000. 342 с.
Контекст: ...В храме Еркургана пепел находился на специальной открытой площадке к западу от постройки и периодически замазывался или засыпался глиной (Сулейманов Р.Х., 2000, с. 95, 112-115, 271).
34. Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 5-93.
Контекст: ...Число и форма светильников, посвящаемых момо, и места, где их ставили, неодинаковы (Сухарева О.А., 1975, с. 17-19). «Дома для духов предков» сохранились до настоящего времени в ряде районов Средней Азии.
35. Толстов С.П. Древний Хорезм: опыт историко-археологического исследования. М., 1948. 440 с.
Контекст: ...В комнате №3, в северном углу верхнего этажа донжона, были обнаружены прямоугольные алебастровые ос-суарии на высоких ножках (Толстов С.П., 1948, с. 149).
36. Филанович М.И. Ташкент. Зарождение и развитие города и городской культуры. Ташкент, 1983. 231 с.
Контекст: ...Другие помещения предположительно предназначались для поминальных жертв и обитания обслуживавшего храм священнослужителя (Филанович М.И., 1983, с. 109).
37. Хисматулин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. СПб., 1997. 267 с.
Контекст: ...В разновременных редакциях «Видевдата» временная могила в одном случае названа «ямой», а в другом - «домом» (kata) (Хисматулин А.А., Крюкова В.Ю., 1997, с. 216-217).
38. Чвырь Л.А. Судьба одного обряда (о бактрийско-таджикских соответствиях в похоронно-погребальной обрядности)//Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. М., 1991. С. 141-158.
Контекст: ...Они были встречены на северо-западе Ферганы, на Верхнем Зеравшане, в Дарвазе и Гиссарской долине, Ленинабаде и Исфаре (Чвырь Л.А., 1991, с. 196).
39. Шоназаров Ш.Б. Миниатюрный светильник из Каратепе эпохи Кара-ханидов (по археологическим материалам Кашкадарьи)//Новые исследования по археологии Казахстана: тр. науч.-практ. конф. «Маргулановские чтения-15». Алматы, 2004. С. 113-116.
Контекст: ...Ш.Б Шоназаров (2004) соотнес этот предмет с культом огня и с заупокойным культом.
40. Bajpakov K.M., Ternovaja G.A. Tonerne Architekturornamentik aus Zetysu//BAND 37-2005. Archaologische Mitteilungen aus Iran und Turan. Deutsches Archaologisches Institut. Eurasien-Abteilung AuBenstelle Teheran. Berlin, 2005. S. 377-421 (на немец. яз.).
Контекст: ...В северо-восточной нише была передана родословная правителей (Байпаков К.М., Терновая Г.А., 2002; 2004; Bajpakov K.M., Ternovaja G.A., 2005; Ternovaya G.A., 2013).
41. Ternovaya G.A. Medieval city Kulan in Kazakhstan on the Great silk way//Global Science and Innovation: materials of the international scientific conference. December 17-18th, 2013. Chicago, 2013. Vol. I. Р. 26-1266.
Контекст: ...В северо-восточной нише была передана родословная правителей (Байпаков К.М., Терновая Г.А., 2002; 2004; Bajpakov K.M., Ternovaja G.A., 2005; Ternovaya G.A., 2013).