Слово как символ в традиционной культуре кыргызов
Основное содержание статьи
Аннотация
На основе анализа широкого круга философских, фольклористских и этнографических источников раскрыта символическая функция и социальная роль слова как символа в традиционной культуре кыргызов. Слово как символ рассмотрено не только как основное средство хранения и передачи сакральной информации, но и проанализировано как неотъемлемый способ познания и освоения мира, посредством которого человек традиционного общества моделировал реальность. Раскрыта специфика мифологического мышления как нерасчлененного синкретического единства части и целого, общего и частного, вещи и слова, субъекта и объекта, породившего мифологический изоморфизм и «вербальную магию» (веру в магическую действенность слова). Подвергнут анализу феномен сказительного творчества манасчи, через призму теории архетипов К.Г. Юнга, а также рассмотрена проблема о мифоритуальной взаимосвязи деятельности шамана и творчества сказителя-манасчи, предстающих создателями, творцами мира в слове.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Литература
Контекст: ...Так, например, М. Ауэзов (1961, с. 18) приводит легенду о знаменитом кыргызском манасчи первой половины XIX в.
2. Афанасьев А.Н. Сказка и миф//Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986. С. 142-196
Контекст: ...По поводу этого выдающийся русский фольклорист А.Н. Афанасьев (1986, с. 142) говорит следующее: «В эпоху своего создания слово является не техническим обозначением известного понятия, а живописующим, наглядным эпитетом, выражающим ту или другую особенность, видимость п
3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов//Афанасьев А.Н. Соч.: в 3 т. М., 1865-1869б. Т. 1. 640 с
Контекст: ...Отсюда, по утверждению А.Н. Афанасьева (1865-1869, с. 15), «зерно, из которого вырастает мифическое сказание, кроется в первозданном слове».
4. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984. 121 с
Контекст: ...Вот что пишет современный исследователь шаманизма В.Н. Басилов (1984, c. 53) по поводу «шаманской болезни»: «Проявления ее были самыми разными, но всегда человек выглядел, потерявшим рассудок.
5. Веселовский А.Н. Миф и символ//Русский фольклор: Вопросы теории фольклора. Л., 1979. Т. 19. С. 186-199
Контекст: ...Акцентируя внимание на целостности впечатления, другой известный русский историк литературы А.Н. Веселовский (1979, с. 194) пишет: «Синтез общего, целостного впечатления - вот главное отличие и в известном смысле преимущество первобытной мысли.
6. Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX -начала XX в.). Л., 1983. 174 с
Контекст: ...В этом смысле слова, звуки мыслятся живыми и действенными, так как они, будучи результатом человеческого творчества, являются продолжением самого человека, его воплощением и столь же вещественны, как и предметы его материальной деятельности (Грачева Г.Н., 1983, с. 52-75).
7. Жирмунский В.М. Введение в изучение эпоса «Манас»//Киргизский героический эпос «Манас». М., 1961. С. 85-196
Контекст: ...Для несчастного же, кто покинул свой калык, лучше всего поскорее умереть» (Жирмунский В.М., 1961, с. 85).
8. Жирмунский В.М. Легенда о призвании певца//Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979. С. 397-407
Контекст: ...Там, где эта связь еще существует, возникает и получает широкое распространение представление о поэтическом вдохновении как чудесном пророческом даре, порождаемом наитием - вдохновением свыше» (Жирмунский В.М., 1979, c. 400401).
9. Киргизско-русские пословицы, поговорки и изречения. Фрунзе, 1979. 339 с. Кожожаш: эпос. Бишкек, 1996. 110 б. (на кыргыз. яз.)
10. Кыргыз макал-лакаптары. Фрунзе, 1970. 175 б. (на кыргыз. яз.)
11. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996. 416 с
Контекст: ...Пространственные, ограниченные внешней зрительной данностью, однократные и неподвижные представления порождали «образы», в которых при всей их сум-марности не содержалось ни доли обобщения» (Маковский М.М., 1996, с. 17).
12. Манас: киргизский героический эпос: в 4 кн. М., 1995. Кн. 4. 598 с. Манас: эпос (Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча): 4-китеп. Фрунзе, 1972-1982. 3-китеп. 365 б. (на кыргыз. яз.)
13. Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания. Киев, 1988. 210 с. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. 622 с
14. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1970. 614 с
Контекст: ...Между тем процесс освоения мира есть также процесс активного моделирования реальности, который связан с развитием языковосимволических форм, т.е. с созданием мира символов человеческой культуры. «При помощи слова, - отмечает А.А. Потебня (1970, с. 302), - человек снова узнает то, что уже было в его сознании.
15. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск, 1990. 209 с
Контекст: ...Совокупность этих признаков определяла место человека в сакральной иерархии» (Сагалаев А.М., Октябрьская И.В., 1990, с. 98).
16. Топоров В.Н. О некоторых предпосылках формирования категории посессивности//Славянское и балканское языкознание: Проблема диалектологии. Категория посессивности. М., 1986. С. 140-158
Контекст: ...Такое представление, по мнению В.Н. Топорова (1986, с. 146), «сохраняется в тех культурах, где еще не полностью утрачена ритуальная функция языка. и где, следовательно, каждое высказывание с ритуальной функцией по идее является перформативным (словом-делом или даже в первую очередь делом, а не словом)».
17. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма. Сергиев Посад, 1909. 295 с
Контекст: ...Чем глубже мы постигаем вещь, тем больше мы можем» (Флоренский П.А., 1909, с. 22-23).
18. Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь. М., 1965. Кн. 1. 504 с
19. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтическому художественному творчеству//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 214-231
Контекст: ...Архетипы, согласно К.Г. Юнгу (1987, c. 229), находясь в глубинах коллективного бессознательного, составляя своеобразный коллективный осадок исторического прошлого, рассматриваются им как своего рода глубинные, изначальные образы, в которых «
20. Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказке//Культурология. XX в.: антология. М., 1995. С. 331-378
Контекст: ...о он имеет архетипическую природу, т.е. феномен, который называют духом, основывается на существовании автономного прообраза, досознательно всесторонне присутствующего в структуре человеческой психики» (Юнг К.Г., 1995, c. 338).