Реликты доисламских верований в погребальной обрядности башкир

Основное содержание статьи

Л.А. Ямаева

Аннотация

Рассматриваются особенности погребальной обрядности башкир, те специфические черты, которые отличают их ритуал от ортодоксального мусульманского. На основе этнографических и археологических данных автором исследуются черты башкирского погребального ритуала, тождественные обрядам, традиционным для народов, предками которых были племена древнего Турана. Также утверждается тезис о том, что башкирские обряды, связанные со смертью и похоронами, наиболее типичны для верований маздаистского круга, объединенных идеей сакральной нечистоты мертвого. Отпечаток маздаистской идеологии прослеживается в отношении окружающих к трупу умершего, в традиционных мерах предохранения от осквернения людей, земли, в способах захоронения. Отзвуком доисламских верований башкир являются этнографический праздник «Карга туй» и обряд выкупа грехов умершего «дэуер». В статье делается вывод, что генетические корни традиционного мировоззрения башкир, нашедших отражение в их погребальной обрядности, необходимо искать в традиционном маздаизме. По мнению автора, сохранившиеся в погребальных ритуалах башкир элементы древних верований расширяют представления о хронологических рамках и территории формирования народа.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Ямаева, Л. (1). Реликты доисламских верований в погребальной обрядности башкир. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 202-210. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2275
Раздел
РАЗДЕЛ II ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Биография автора

Л.А. Ямаева, Институт гуманитарных исследований

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан, Уфа

Литература

1. Бабаева Н.С. Давра -обряд выкупа грехов умершего//Этнография Таджикистана. Душанбе, 1985. С. 58-63.
Контекст: ...Этот обычай сохранил архаичные представления о переносе зла, болезней людей на животных, которые были характерны для среднеазиатского маздаизма (Рахимов М., 1953, с. 117-118; Есебергенов Х., 1963, с. 9-10, 13; Писарчик А.К., 1976, с. 125; Бабаева Н.С., 1985, с. 58, 59, 61-63).

2. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX-XX вв. М., 1991. 189 с.
Контекст: ...Исследовательница погребального обряда у башкир Ф.Ф. Фатыхова пишет: «Умершего старались похоронить в тот же день не позднее полудня, если смерть наступала поутру, а если на закате солнца, то покойник хоронился на другой день» (Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф., 1991, с. 119).

3. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002. 248 с.
Контекст: ...Многие башкирские исследователи связывают этот праздник с весенним пробуждением природы и появлением перелетных птиц, в частности грачей7 (Бикбулатов Н.В. и др., 2002, с. 203).

4. Дашевская О.Д. О подбойных могилах у поздних скифов//Древности Евразии в скифо-сарматское время. М., 1984. С. 53-60.
Контекст: ...Для памятников сарматского времени Предуралья и Зауралья наиболее характерными были погребения в могильных ямах с подбоем вдоль длинной продольной стенки (Дашевская О.Д., 1984, с. 53; Таиров А.Д., 2011, с. 420-423; Смирнов К.Ф., 1975, с. 157, 158).

5. Дорошенко А.Р. Зороастрийцы в Иране: (историко-этнографический очерк). М., 1982. 133 с.
Контекст: ...Праведник попадает в рай.» (Дорошенко А.Р., 1982, с. 21).

6. Древняя и средневековая культура юго-восточного Устюрта. Ташкент, 1978. 327 с.
Контекст: ...Определенную роль в сложении данного типа погребений в отдельных районах Средней Азии, по мнению специалистов, сыграли кочевые племена степного Предура-лья (Древняя и средневековая культура., 1978, с. 191, 194, 291, 292).

7. Есебергенов Х. К вопросу об изживании религиозных представлений и обрядов у каракалпаков (на материале погребальной обрядности): автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1963.
Контекст: ...Этот обычай сохранил архаичные представления о переносе зла, болезней людей на животных, которые были характерны для среднеазиатского маздаизма (Рахимов М., 1953, с. 117-118; Есебергенов Х., 1963, с. 9-10, 13; Писарчик А.К., 1976, с. 125; Бабаева Н.С., 1985, с. 58, 59, 61-63).

8. Интервью муфтия Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Н. Нигматуллина//Вечерняя Уфа. 2013. 23-29 ноября. №47 (на башк. яз.).
Контекст: ...К реликтам домусульманских верований относится и сохранившийся до сегодняшнего дня среди башкир-бурзянцев обряд «дав-ра» / «дэуер» (Полевые материалы этнографа З.Г. Аминева; Интервью муфтия., 2013).

9. Лелеков Л.А. Рец. на кн.: Бойс М. Зороастрийцы, их религиозные верования и обряды//Народы Азии и Африки. 1981. №3. С. 225-232.
Контекст: ...У легендарного пророка загробная судьба индивидуума должна была зависеть от него самого, а не от внешних сил, например, обожествленных предков (Лелеков Л.А., 1981, с. 228-230).

10. Писарчик А.К. Смерть. Похороны//Таджики Каратегина и Дарваза. Душанбе, 1976. Вып. 3. С. 118-164.
Контекст: ...Этот обычай сохранил архаичные представления о переносе зла, болезней людей на животных, которые были характерны для среднеазиатского маздаизма (Рахимов М., 1953, с. 117-118; Есебергенов Х., 1963, с. 9-10, 13; Писарчик А.К., 1976, с. 125; Бабаева Н.С., 1985, с. 58, 59, 61-63).

11. Рахимов М. Обычаи и обряды, связанные со смертью и похоронами, у таджиков Кулябской области//Известия Академии наук Таджикской ССР (отделение общественных наук). Душанбе, 1953. Вып. III. С. 107-130.
Контекст: ...Этот обычай сохранил архаичные представления о переносе зла, болезней людей на животных, которые были характерны для среднеазиатского маздаизма (Рахимов М., 1953, с. 117-118; Есебергенов Х., 1963, с. 9-10, 13; Писарчик А.К., 1976, с. 125; Бабаева Н.С., 1985, с. 58, 59, 61-63).

12. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа, 2006. 376 с.
Контекст: ...Нишу прикрывали наискось поставленными досками, лубами, драницей или камышом, чтобы насыпанная земля не касалась трупа (Руденко С.И., 2006, с. 230; Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф., 1991, с. 126).

13. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М., 1975. 180 с.
Контекст: ...Для памятников сарматского времени Предуралья и Зауралья наиболее характерными были погребения в могильных ямах с подбоем вдоль длинной продольной стенки (Дашевская О.Д., 1984, с. 53; Таиров А.Д., 2011, с. 420-423; Смирнов К.Ф., 1975, с. 157, 158).

14. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. 386 с.
Контекст: ...Согласно поверьям древнего Хорезма, этот демон придавал мертвому телу свойства осквернять все окружающее и поражал несчастьями и болезнями тех, кто соприкасался с трупом (Снесарев Г.П., 1969, с. 130).

15. Таиров А.Д. Погребальный обряд населения пограничья степи и лесостепи Южного Зауралья в раннем железном веке//Погребальный обряд ранних кочевников Евразии: материалы и исследования по археологии юга России. Ростов-на-Дону, 2011. Вып. III. С. 420-425.
Контекст: ...Для памятников сарматского времени Предуралья и Зауралья наиболее характерными были погребения в могильных ямах с подбоем вдоль длинной продольной стенки (Дашевская О.Д., 1984, с. 53; Таиров А.Д., 2011, с. 420-423; Смирнов К.Ф., 1975, с. 157, 158).

16. Урал батыр//Башкирское народное творчество. Эпосы. Уфа, 1972. Кн. 1. С. 33-134 (на башк. яз.).
Контекст: ...В башкирском эпосе один из персонажей -старик, выпивший из родника с живой водой и обреченный на бессмертие, озвучивает основное кредо маздаистского учения: вечно только добро, благие дела, благие мысли и благие слова, они не пропадут ни на этом, ни на том свете, не сгорят в огне и не утонут в воде (Урал батыр, 1972, с. 124).

17. Юсупов Р.М. Погребальный обряд//Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика. Уфа, 2008. С. 210-230.
Контекст: ...В этом ракурсе убедительной выглядит точка зрения известного антрополога Р.М. Юсупова (2008, с. 225) о том, что в древности этот башкирский праздник назывался Каргас туй.