ОТ ТАМГИ К ЗАКЯТУ. ТОРГОВЫЕ НАЛОГИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ: МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ПРАВОМ (ОТ ДЕРЖАВЫ ТИМУРИДОВ ДО ПРОТЕКТОРАТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ)

  • ПОЧЕКАЕВ Р.Ю.
Ключевые слова: история средней азии, монгольская империя, тиму-риды, российская империя, налоговая система, торговые налоги, мусульманское право, тамга, закят, религиозное мировоззрение

Аннотация

Предпринята попытка проследить эволюцию торгового налогообложения в государствах Средней Азии со времени существования державы Тимуридов (XIV-XV вв.) до установления российских протекторатов над Бухарским эмиратом и Хивинским ханством во второй половине XIX - начале ХХ в. Анализируется процесс замены имперского тюрко-монгольского налога «тамга» традиционным мусульманским сбором «закят», рассматривая его в контексте сосуществования монгольских имперских и исламских ценностей в регионе. Также выявляются причины, по которым среднеазиатское мусульманское духовенство активно выступало за отмену тамги в XV-XVI вв. и по которым российская администрация в Туркестанском крае сочла целесообразным сохранять закят в качестве основного торгового налога вплоть до последней четверти XIX в., а в ханствах Средней Азии - и до начала ХХ в. (даже после включения их в российскую таможенную черту).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Болдырев А.Н. Еще раз к вопросу о Ходже Ахраре//Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 47-63
Контекст: ...Его усилия с подола веры правильным мнением Клеймо тамги и грязь яргу смыли. (цит. по: Болдырев А.Н., 1985, с. 55).

2. Брегель Ю.Э. Хорезмские туркмены в XIX в. М., 1961. 442 с
Контекст: ...Иногда закят являлся, по сути, единственным налогом, которым ханы облагали родоплеменные подразделения или населенные пункты, лишь недавно признавшие их подданство: как мусульмане, они были обязаны платить такой налог наравне с другим населением того или иного ханства (Брегель Ю.Э., 1961, с. 188-191; Документы архива..., 1967, с. 31, 129).

3. урхануддин Маргинани. Хидоя. Комментарии мусульманского права: в 2 ч./пер. с англ., под ред. Н.И. Гродекова. М., 2008. Ч. 1, т. I-II. 808 с
Контекст: ...Поскольку платили его с торговой прибыли, денег, драгоценных металлов, он в какой-то мере являлся и торговым налогом, составлявшим 1/40 (2,5%) от стоимости товаров (Бурхануддин, 2008, с. 80-81; Керимов Г.М., 2007, с. 244-252).

4. Гандемианский договор между Российской империей и Хивинским ханством//Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М., 1952. С. 129-134
5. Григорьев А.П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв.: Чингизидские жалованные грамоты. Л., 1978. 136 с
Контекст: ...До нас дошел ряд грамот Тимуридов - гератского Султан-Хусейна Байкары, ферганского Омар-шейха (отец знаменитого Бабура), правивших в 1470-1490-е гг., в которых, помимо чисто «мусульманских», упоминаются и «монгольские» налоги, в том числе и тамга (Григорьев А.П., 1978, с. 95, 101, 110).

6. Документы архива хивинских ханов по истории и этнографии каракалпаков/сост. Ю.Э. Брегель. М., 1967. 539 с
Контекст: ...е подразделения или населенные пункты, лишь недавно признавшие их подданство: как мусульмане, они были обязаны платить такой налог наравне с другим населением того или иного ханства (Брегель Ю.Э., 1961, с. 188-191; Документы архива..., 1967, с. 31, 129).

7. Драчук В.С. Системы знаков Северного Причерноморья. Тамгообраз-ные знаки Северопонтийской периферии Античного мира первых веков нашей эры. Киев, 1975. 175 с
Контекст: ...Практика проставления подобных знаков имела широкое распространение не только среди тюрко-монгольских народов, но также в древнем и средневековом Иране и на Кавказе, т.е. была универсальной на всей территории Евразии (см., например: Драчук В.С., 1975; Яценко С.А., 2001; Doerfer G., 1965, s. 554-565).

8. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. М.; СПб., 2007. 512 с
Контекст: ...Поскольку платили его с торговой прибыли, денег, драгоценных металлов, он в какой-то мере являлся и торговым налогом, составлявшим 1/40 (2,5%) от стоимости товаров (Бурхануддин, 2008, с. 80-81; Керимов Г.М., 2007, с. 244-252).

9. Лунев Ю.Ф. Государство и право узбекских ханств с XVI по XIX в. М., 2004. 216 с
Контекст: ...Несмотря на враждебное отношение к тамге влиятельного мусульманского духовенства, еще в XVI в. она продолжала использоваться в Средней Азии в качестве основного торгового налога (Лунев Ю.Ф., 2004, с. 100).

10. Материалы по истории политического строя Казахстана. Алма-Ата, 1960. Т. I. 443 с
Контекст: ...Согласно параграфу 296 «Проекта Положения об управлении Семи-реченской и Сыр-Дарьинской областей» (Материалы по истории..., 1960, №117, с. 282-316), местные торговцы должны были уплачивать закят «в прежнем размере, т. е. 2,5% в год с торгового капитала».

11. Ниязматов М. Поиск консенсуса. Российско-хивинские геополитические отношения в XVI -начале ХХ в. СПб., 2010. 496 с
Контекст: ...Со своей стороны, российские пограничные власти, когда им было сообщено о решении хана, согласились на это при условии, что аналогичным налогом будут облагаться и хивинские купцы в российских владениях (Ниязматов М., 2010, с. 231-233).

12. Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. СПб., 1888. Т. VI. 595 с
13. Проект всеподданнейшего отчета генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана I по гражданскому управлению и устройству в областях Туркестанского генерал-губернаторства. 7 ноября 1867 -25 марта 1881 г. СПб., 1885. 503 с
Контекст: ...Уже в 1875 г., по согласованию с Министерством финансов, ввел в Туркестане действующее в России общее положение о пошлинах, согласно которому вместо закята с торговцев стали взиматься те же сборы, которые действовали на всей остальной территории Российской империи (Проект..., 1885, с. 409; Нива, 1874, №35, с. 560).

14. Рашид ад-Дин. Сборник летописей/пер. с перс. А.К. Арендса. М.; Л., 1946. Т. III. 340 с
Контекст: ...м термином стали обозначать и печать, на которой содержалось изображение того же знака, который, таким образом, означал принадлежность империи и всего имперского имущества правящему роду потомков Чингис-хана (Рашид ад-Дин, 1946, с. 276).

15. Садыков А.С. Экономические связи Хивы с Россией во второй половине XIX -начале ХХ в. Ташкент, 1965. 184 с
16. Семенов А.А. Очерк поземельно-податного и налогового устройства б. Бухарского ханства//Труды Средне-Азиатского государственного университета. Сер. II: Orientalia. Ташкент, 1929. Вып. 1. C. 54
Контекст: ...) стал теперь собираться специальными ханскими налоговыми чиновниками «закетчи» и, соответственно, поступал в распоряжение монархов (а частично и в казну региональных правителей -беков), а не духовенства (Семенов А.А., 1929, с. 43-48).

17. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. 2-е изд., пе-рераб., доп. и испр. СПб., 2013. 384 с
Контекст: ...Поскольку право Чингис-хана и его рода на верховную власть, как считалось, обеспечивало их происхождение и божественное покровительство -харизма (см. подробнее: Скрынникова Т.Д., 2013), то их родовая тамга в какой-то степени символизировала именно эту харизму.

18. Фазлуллах ибн Рузбихан Хунджи. Тарих-и алам-ара-йи амини/пер. В.Ф. Минорского. Баку, 1987. 169 с
Контекст: ...й шариату, правители предпочитали идти на компромисс с ним: не отменяя этот сбор окончательно (хотя и обещая сделать это), они снизили его ставку с 10 до 5%, а также освободили от его уплаты паломников (Фазлуллах, 1987, с. 70; Эфендиев О.А., 1979, с. 171).

19. Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Проект «Зеркала» (Zerrspiegel) . URL: zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de
20. Шестаков А. Бухара в 1917 г.//Красный архив. №1(20). 1927. С. 78-122
Контекст: ...И-1, о. 2, д. 715/49, № 878, сскр. 12/IX/94 г., копия), а в манифесте, изданном в марте 1917 г. (т.е. уже после Февральской революции в России), - «справедливо» взимать закят и остальные налоги (Шестаков А., 1927, с. 82).

21. Эфендиев О.А. Институт «суйургал» и централистская политика правителей Ак-Койунлу и первых Сефевидов//Формы феодальной земельной собственности и владения на Ближнем и Среднем Востоке (Бартольдовские чтения 1975 г.). М., 1979. С. 168-175
22. Яценко С.А. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. М., 2001. 190 с
Контекст: ...Практика проставления подобных знаков имела широкое распространение не только среди тюрко-монгольских народов, но также в древнем и средневековом Иране и на Кавказе, т.е. была универсальной на всей территории Евразии (см., например: Драчук В.С., 1975; Яценко С.А., 2001; Doerfer G., 1965, s. 554-565).

23. Doerfer G. Turkische und Mongolische Elemente im Neupersischen. Bd. II. Wiesbaden, 1965. 672 s. (на нем. яз.)
Контекст: ...Практика проставления подобных знаков имела широкое распространение не только среди тюрко-монгольских народов, но также в древнем и средневековом Иране и на Кавказе, т.е. была универсальной на всей территории Евразии (см., например: Драчук В.С., 1975; Яценко С.А., 2001; Doerfer G., 1965, s. 554-565).

24. Mas Latrie L. de. Privileges commerciaux accordes a la Republique de Venice par les princes de Crimee et les Emperors Mongoles du Kiptchak//Biblioteque de l”Ecole des charts, 6-e ser. 1868. T. 4. P. 580-595 (на фр. яз.)
Контекст: ...Тамга как основной торговый налог взималась во всех улусах Монгольской империи (Золотая Орда, Государство ильханов в Иране, Чагатайский улус в Средней Азии, империя Юань в Китае), различаясь по ставке, составлявшей в разное время и в разных регионах - от 3 до 10% (Mas Latrie L. de, 1868, р. 588; 1870, р. 21; Petrushevsky I.P., 1968, р. 170).

25. Mas Latrie L. de. Privilege commercial accorde en 1320 a la Republique de Venise par un roi de Perse, faussement attribute a un roi de Tunis, Extrait de la Biblioteque de l’Ecole des Chartes (Extrait). Paris, 1870. 31 р. (на фр. яз.)
Контекст: ...Тамга как основной торговый налог взималась во всех улусах Монгольской империи (Золотая Орда, Государство ильханов в Иране, Чагатайский улус в Средней Азии, империя Юань в Китае), различаясь по ставке, составлявшей в разное время и в разных регионах - от 3 до 10% (Mas Latrie L. de, 1868, р. 588; 1870, р. 21; Petrushevsky I.P., 1968, р. 170).

26. Messurier A. le. From London to Bokhara and ride through Persia. London, 1889. 318 р. (на англ. яз.)
Контекст: ...Так, согласно сообщениям западных путешественников, в Бухарском эмирате еще в 1870-1880-е гг. существовал ряд специальных (по сути -таможенных) постов - на Амударье, в Ташкургане и в самой Бухаре, на которых особые чиновники взимали закят с ввозимых в эмират товаров и иного имущества (Messurier A. le, 1889, р. 178).

27. Petrushevsky I.P. The socio-economic conditions of Iran under the Il-Khans//The Cambridge History of Iran, Vol. 5: The Saljuq and Mongol Periods. Cambridge, 1968. 709 р. (на англ. яз.)
Контекст: ...Государство ильханов в Иране, Чагатайский улус в Средней Азии, империя Юань в Китае), различаясь по ставке, составлявшей в разное время и в разных регионах - от 3 до 10% (Mas Latrie L. de, 1868, р. 588; 1870, р. 21; Petrushevsky I.P., 1968, р. 170).

28. Ratchnevsky P. Un code des Yuan. Vol. 2. Paris, 1972. 202 р. (на фр. яз.)
Контекст: ...Впрочем, в течение длительного времени никакой упорядоченной системы торгового налогообложения в Средней Азии не существовало, она стала формироваться лишь в эпоху Монгольской империи, когда на ее территории был введен универсальный налог «тамга», сохранившийся в отдельных улусах и после ее распада (Ratchnevsky Р., 1972, р. 170).
Как цитировать
Р.Ю., П. (1). ОТ ТАМГИ К ЗАКЯТУ. ТОРГОВЫЕ НАЛОГИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ: МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ПРАВОМ (ОТ ДЕРЖАВЫ ТИМУРИДОВ ДО ПРОТЕКТОРАТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ). Народы и Религии Евразии, 8(8), 283-293. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2282
Раздел
РАЗДЕЛ III ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ