Погребальное исполнение героического эпоса у тюрков Южной Сибири
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Егорочкин, М. (1). Погребальное исполнение героического эпоса у тюрков Южной Сибири. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 315-325. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2372
Выпуск
Раздел
ОТРАЖЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДОВВ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Литература
1. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг., по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии//Сб. МАЭ. 1924. Т. IV, вып. 2.
Контекст: ...В материалах по алтайскому шаманизму А. В. Анохин (1924, с. 20) сообщает, что в узут обращается душа-суне после того, как она отделится от тела.
2. Анохин А.В. Душа и ее свойства по представлениям телеутов//Сб. МАЭ, 1929. Т. VIII.
3. Баскаков Н. А. Душа в верованиях тюрков Алтая (термины, их значение и этимология)//СЭ. 1973. №5.
Контекст: ...С другой стороны, согласно исследованию Н.А. Баскакова (1973, с. 111), узут «представляется алтайцами в виде вихря, порыва ветра, в котором материализуется душа злого человека, djaman kdrmdc.
4. Бурнаков В.А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006.
Контекст: ...В хакасской традиции образ узут, в связи с его негативной семантикой и воздействием на родственников умершего, зачастую сливается с образом айна - злыми духами, которые населяют нижний и средний мир (Бурнаков В.А., 2006, с. 73).
5. Бурнаков В.А. Традиционная похоронная обрядность у хакасов//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2007. Вып. I.
Контекст: ...По истечении же сорока дней запрещалось ходить на кладбище, дабы не подкладывать новой тропинки к мертвым (Бурнаков В.А., 2006, с. 74; 2007).
6. Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан, 2005.
Контекст: ...В свою очередь, по хакасскому сказительскому поверью, если умирал близкий сказителю человек, то хайджи в течение года не должен был прикасаться к чатхану (Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В., 2005, с. 38).
7. Геннеп А., ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 2002.
Контекст: ...Несколько выше автор замечает: «В некоторых случаях этот промежуточный период для живых повторяет смысл промежуточного периода для мертвых, прекращение первого совпадает иногда с прекращением второго, т. е. с включением умершего в мир мертвых» (Геннеп А., 2002, с. 135).
8. Древнетюркский словарь. Л., 1969.
Контекст: ...Ср. др.-тюрк. oziit 'сущность, душа' (Древнетюркский словарь, 1969, с. 395), в словаре С.Е. Малова (1951, с. 441) iiziit 'душа'; при этом др.-тюрк. 6z 'сущность', 'жизнь' (Древнетюркский словарь, 1969, с. 394); ozliig 'живой', возможно также 'родственник', 'свойственник' (Малов С.Е., 1951, с. 408).
9. Казахско-русский словарь/под. ред. Р.Г. Сыздыковой, К.Ш. Ху-саин. Алматы, 2002.
10. Катанов Н. Ф. Избранные научные труды: тексты хакасского фольклора и этнографии. Абакан, 2000.
Контекст: ...В этих поездках они не только осваивали репертуар старших, манеру их исполнения, но и знакомились с традиционными обрядами и ритуалами: жертвоприношениями на вершинах и перевалах гор, у целебных источников, осваивали охотничьи обряды, учились благопожеланиям, молитвам и т.д.» По сообщению Н.Ф. Катанова (2000, с. 453), в репертуаре хакасских сказителей, помимо «сказок и кроме слов, передаваемых из рода в род, есть стихи, есть и песни» (курсив. - М.Е.).
11. Киргизско-русский словарь/сост. К.К. Юдахин. Фрунзе, 1985. Т. I-II.
Контекст: ...Любопытно, что кирг. кайым также 'хула, заглазная хула', а кыямат-кайым 'воскресение из мертвых', 'судный день' (Киргизско-русский словарь, 1985, I, с. 324); ср. каз. цайым 'состязательная песня-импровизация двух партнеров', но также и 'воскресение из мертвых', ' судный день', ' страшный суд' (Казахско-русский словарь, 2001, с. 447).
12. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности: тексты и исследования. М.; Л., 1951.
Контекст: ...Ср. др.-тюрк. oziit 'сущность, душа' (Древнетюркский словарь, 1969, с. 395), в словаре С.Е. Малова (1951, с. 441) iiziit 'душа'; при этом др.-тюрк. 6z 'сущность', 'жизнь' (Древнетюркский словарь, 1969, с. 394); ozliig 'живой', возможно также 'родственник', 'свойственник' (Малов С.Е., 1951, с. 408).
13. Мифология смерти: структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири. СПб., 2007.
Контекст: ...Подобные представления характерны для многих народов Сибири (см.: Мифология смерти, 2007).
14. Ойротско-русский словарь/сост. Н.А. Баскаков, Т.М. Тощакова. Горно-Алтайск, 2005.
Контекст: ...а умершего)' (Хакасско-русский словарь, 2006, с. 749); алт. узут 'душа, дух умершего человека в виде ветра, воздуха, пара', 'материальное вещество души-суне, видимо человеком и животным', 'привидение' (Ойротско-русский словарь, 2005, с. 171).
15. Орус-оол С.М. Тувинские героические сказания//Тувинские героические сказания/сказители Ч.-Х.Ч. Ооржак, М.Н. Ооржак. Новосибирск, 1997.
Контекст: ...Известный сказитель Баазанай Тюлюш рассказывал эпос "Ара-Малчын-хан с тремя ханшами" и "Чадан-Ноян-хан", а сказитель Сурунчап Тюлюш - эпос "Владеющая тремя мирами Саган-Дарийги"» (Орус-оол С.М., 1997, с. 16).
16. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
Контекст: ...В соответствии с этнографическими наблюдениями Л. П. Потапова (1991, с. 55-56), суне - это не душа в собственном смысле слова, но скорее двойник (нередко просто синоним ]ула), способный покидать тело живого или уже покойного человека.
17. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1893-1911. Т. I-IV.
18. Садалова Т. М. Ритуально-магические функции алтайской сказки в обрядовой системе сибирских тюрков//Вестник ТГУ. 2008. №313.
Контекст: ...Как отмечает Т.М. Садалова (2008, с. 30): «...в комплексе всех магических мероприятий исполнение сказок, сказаний считалось особенно важным накануне похорон, на седьмой день и сороковой».
19. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на гласные. М., 1974.
Контекст: ...При этом oziit ~ iiziit восходит к общетюркской основе uz- / iiz- 'рвать', 'разрывать', 'обрывать', 'отрывать', перен. ' говорить отрывисто', ' отнимать от груди'; ' сдирать'; ' угнетать', ' стеснять'; ' ломать', ' уничтожать', ' терять' (Баскаков Н.А., 1973, с. 111; Севортян Э.В., 1974, с. 621-622).
20. Трояков П. А. Промысловая и магическая функция сказывания сказок у хакасов//СЭ. 1969. №2.
Контекст: ...Очевидно, что тексты, входящие в данный корпус, обладали определенными характеристиками, которые соответствовали ситуации похорон (ср.: Трояков П.А., 1969, с. 32). «Для сказывания во время похоронных обрядов, - отмечает С. М. Орус-оол в своем предисловии к изданию тувинских сказаний, - лишь некоторые произведения эпоса считались подходящими.
21. Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972.
Контекст: ...Согласно материалам В.Е. Майногашевой, хайджи И.В. Сыргашев, после того как его пригласили к телу покойного, «объяснил, что от таких приглашений хайджи отказаться не может, что, по обычаю предков, в доме с усопшим человеком по ночам необходимо петь алыптыг ны-мах» (Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е., 1972, с. 56).
22. Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М., 2005.
Контекст: ...Данная традиция до недавнего времени сохранялась также у шорцев (Функ Д.А., 2005, с. 371).
23. Хакасско-русский словарь/под ред. О.В. Субраковой. Новосибирск, 2006.
Контекст: ...Последняя представляет собой своего рода черную часть души, темный остаток, являющийся причиной болезней (ср. харан 'тиф', 'оспа' (Хакасско-русский словарь, 2006, с. 809), в отличие от суне (сурну ~ сурун) -собственно покойной души, двойника умершего.
24. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. М., 2002.
Контекст: ...Так, согласно алтайской поговорке, записанной от И.Т. Тошпокова: «...если топшур (шор) играет, то добрые духи гор слушают, а если икили (ко-мус) играет, то духи "нижнего мира" слушают» (Шейкин Ю.И., 2002, с. 143).
25. Шинжин И.Б. Сказитель А.Г. Калкин. Горно-Алтайск, 1987.
Контекст: ...В частности, согласно данным И. Б. Шинжина (1987, с. 8): «Обычно в детском возрасте будущие сказители старались чаще общаться с опытными певцами.
26. Шинжин И.Б. Элементы нарушения запрета и табу в героическом эпосе алтайцев//Археология и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск, 1994.
27. Шинжин И. Б. Общее и особенное в исполнительском искусстве тюркоязычных сказителей//Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. Т. II.
28. Шорский фольклор/зап. Н.П. Дыренкова. М.; Л., 1940. Chuastuanit, das Bussgebet der Manichaer/Hrsg. und tibers. von W. Radloff. St.Petersburg, 1909.
29. Van Deusen K. Epic Singing in Khakassia//B.C. Folklore. 1999. №2.
Контекст: ...Любопытно, что в современной сказительской традиции Хакасии погребальное исполнение героического эпоса связывается с необходимостью утешения души покойного (см.: Van Deusen K., 1999; Функ Д.А., 2005, с. 372).
Контекст: ...В материалах по алтайскому шаманизму А. В. Анохин (1924, с. 20) сообщает, что в узут обращается душа-суне после того, как она отделится от тела.
2. Анохин А.В. Душа и ее свойства по представлениям телеутов//Сб. МАЭ, 1929. Т. VIII.
3. Баскаков Н. А. Душа в верованиях тюрков Алтая (термины, их значение и этимология)//СЭ. 1973. №5.
Контекст: ...С другой стороны, согласно исследованию Н.А. Баскакова (1973, с. 111), узут «представляется алтайцами в виде вихря, порыва ветра, в котором материализуется душа злого человека, djaman kdrmdc.
4. Бурнаков В.А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск, 2006.
Контекст: ...В хакасской традиции образ узут, в связи с его негативной семантикой и воздействием на родственников умершего, зачастую сливается с образом айна - злыми духами, которые населяют нижний и средний мир (Бурнаков В.А., 2006, с. 73).
5. Бурнаков В.А. Традиционная похоронная обрядность у хакасов//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2007. Вып. I.
Контекст: ...По истечении же сорока дней запрещалось ходить на кладбище, дабы не подкладывать новой тропинки к мертвым (Бурнаков В.А., 2006, с. 74; 2007).
6. Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан, 2005.
Контекст: ...В свою очередь, по хакасскому сказительскому поверью, если умирал близкий сказителю человек, то хайджи в течение года не должен был прикасаться к чатхану (Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В., 2005, с. 38).
7. Геннеп А., ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 2002.
Контекст: ...Несколько выше автор замечает: «В некоторых случаях этот промежуточный период для живых повторяет смысл промежуточного периода для мертвых, прекращение первого совпадает иногда с прекращением второго, т. е. с включением умершего в мир мертвых» (Геннеп А., 2002, с. 135).
8. Древнетюркский словарь. Л., 1969.
Контекст: ...Ср. др.-тюрк. oziit 'сущность, душа' (Древнетюркский словарь, 1969, с. 395), в словаре С.Е. Малова (1951, с. 441) iiziit 'душа'; при этом др.-тюрк. 6z 'сущность', 'жизнь' (Древнетюркский словарь, 1969, с. 394); ozliig 'живой', возможно также 'родственник', 'свойственник' (Малов С.Е., 1951, с. 408).
9. Казахско-русский словарь/под. ред. Р.Г. Сыздыковой, К.Ш. Ху-саин. Алматы, 2002.
10. Катанов Н. Ф. Избранные научные труды: тексты хакасского фольклора и этнографии. Абакан, 2000.
Контекст: ...В этих поездках они не только осваивали репертуар старших, манеру их исполнения, но и знакомились с традиционными обрядами и ритуалами: жертвоприношениями на вершинах и перевалах гор, у целебных источников, осваивали охотничьи обряды, учились благопожеланиям, молитвам и т.д.» По сообщению Н.Ф. Катанова (2000, с. 453), в репертуаре хакасских сказителей, помимо «сказок и кроме слов, передаваемых из рода в род, есть стихи, есть и песни» (курсив. - М.Е.).
11. Киргизско-русский словарь/сост. К.К. Юдахин. Фрунзе, 1985. Т. I-II.
Контекст: ...Любопытно, что кирг. кайым также 'хула, заглазная хула', а кыямат-кайым 'воскресение из мертвых', 'судный день' (Киргизско-русский словарь, 1985, I, с. 324); ср. каз. цайым 'состязательная песня-импровизация двух партнеров', но также и 'воскресение из мертвых', ' судный день', ' страшный суд' (Казахско-русский словарь, 2001, с. 447).
12. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности: тексты и исследования. М.; Л., 1951.
Контекст: ...Ср. др.-тюрк. oziit 'сущность, душа' (Древнетюркский словарь, 1969, с. 395), в словаре С.Е. Малова (1951, с. 441) iiziit 'душа'; при этом др.-тюрк. 6z 'сущность', 'жизнь' (Древнетюркский словарь, 1969, с. 394); ozliig 'живой', возможно также 'родственник', 'свойственник' (Малов С.Е., 1951, с. 408).
13. Мифология смерти: структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири. СПб., 2007.
Контекст: ...Подобные представления характерны для многих народов Сибири (см.: Мифология смерти, 2007).
14. Ойротско-русский словарь/сост. Н.А. Баскаков, Т.М. Тощакова. Горно-Алтайск, 2005.
Контекст: ...а умершего)' (Хакасско-русский словарь, 2006, с. 749); алт. узут 'душа, дух умершего человека в виде ветра, воздуха, пара', 'материальное вещество души-суне, видимо человеком и животным', 'привидение' (Ойротско-русский словарь, 2005, с. 171).
15. Орус-оол С.М. Тувинские героические сказания//Тувинские героические сказания/сказители Ч.-Х.Ч. Ооржак, М.Н. Ооржак. Новосибирск, 1997.
Контекст: ...Известный сказитель Баазанай Тюлюш рассказывал эпос "Ара-Малчын-хан с тремя ханшами" и "Чадан-Ноян-хан", а сказитель Сурунчап Тюлюш - эпос "Владеющая тремя мирами Саган-Дарийги"» (Орус-оол С.М., 1997, с. 16).
16. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
Контекст: ...В соответствии с этнографическими наблюдениями Л. П. Потапова (1991, с. 55-56), суне - это не душа в собственном смысле слова, но скорее двойник (нередко просто синоним ]ула), способный покидать тело живого или уже покойного человека.
17. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1893-1911. Т. I-IV.
18. Садалова Т. М. Ритуально-магические функции алтайской сказки в обрядовой системе сибирских тюрков//Вестник ТГУ. 2008. №313.
Контекст: ...Как отмечает Т.М. Садалова (2008, с. 30): «...в комплексе всех магических мероприятий исполнение сказок, сказаний считалось особенно важным накануне похорон, на седьмой день и сороковой».
19. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на гласные. М., 1974.
Контекст: ...При этом oziit ~ iiziit восходит к общетюркской основе uz- / iiz- 'рвать', 'разрывать', 'обрывать', 'отрывать', перен. ' говорить отрывисто', ' отнимать от груди'; ' сдирать'; ' угнетать', ' стеснять'; ' ломать', ' уничтожать', ' терять' (Баскаков Н.А., 1973, с. 111; Севортян Э.В., 1974, с. 621-622).
20. Трояков П. А. Промысловая и магическая функция сказывания сказок у хакасов//СЭ. 1969. №2.
Контекст: ...Очевидно, что тексты, входящие в данный корпус, обладали определенными характеристиками, которые соответствовали ситуации похорон (ср.: Трояков П.А., 1969, с. 32). «Для сказывания во время похоронных обрядов, - отмечает С. М. Орус-оол в своем предисловии к изданию тувинских сказаний, - лишь некоторые произведения эпоса считались подходящими.
21. Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972.
Контекст: ...Согласно материалам В.Е. Майногашевой, хайджи И.В. Сыргашев, после того как его пригласили к телу покойного, «объяснил, что от таких приглашений хайджи отказаться не может, что, по обычаю предков, в доме с усопшим человеком по ночам необходимо петь алыптыг ны-мах» (Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е., 1972, с. 56).
22. Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М., 2005.
Контекст: ...Данная традиция до недавнего времени сохранялась также у шорцев (Функ Д.А., 2005, с. 371).
23. Хакасско-русский словарь/под ред. О.В. Субраковой. Новосибирск, 2006.
Контекст: ...Последняя представляет собой своего рода черную часть души, темный остаток, являющийся причиной болезней (ср. харан 'тиф', 'оспа' (Хакасско-русский словарь, 2006, с. 809), в отличие от суне (сурну ~ сурун) -собственно покойной души, двойника умершего.
24. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. М., 2002.
Контекст: ...Так, согласно алтайской поговорке, записанной от И.Т. Тошпокова: «...если топшур (шор) играет, то добрые духи гор слушают, а если икили (ко-мус) играет, то духи "нижнего мира" слушают» (Шейкин Ю.И., 2002, с. 143).
25. Шинжин И.Б. Сказитель А.Г. Калкин. Горно-Алтайск, 1987.
Контекст: ...В частности, согласно данным И. Б. Шинжина (1987, с. 8): «Обычно в детском возрасте будущие сказители старались чаще общаться с опытными певцами.
26. Шинжин И.Б. Элементы нарушения запрета и табу в героическом эпосе алтайцев//Археология и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск, 1994.
27. Шинжин И. Б. Общее и особенное в исполнительском искусстве тюркоязычных сказителей//Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. Т. II.
28. Шорский фольклор/зап. Н.П. Дыренкова. М.; Л., 1940. Chuastuanit, das Bussgebet der Manichaer/Hrsg. und tibers. von W. Radloff. St.Petersburg, 1909.
29. Van Deusen K. Epic Singing in Khakassia//B.C. Folklore. 1999. №2.
Контекст: ...Любопытно, что в современной сказительской традиции Хакасии погребальное исполнение героического эпоса связывается с необходимостью утешения души покойного (см.: Van Deusen K., 1999; Функ Д.А., 2005, с. 372).