Культовый сосуд карлуков-несторианцев из городища Кастек
Основное содержание статьи
Аннотация
Культовая керамика с зооморфными признаками имеет важное историко-культурное значение. Сосуды не только являются носителями информации о форме, декоративном оформлении и технологии их изготовления, но и дают уникальную возможность получить представление о религиозном мировоззрении городского населения. Христианство несторианского толка имело значительное число приверженцев среди оседлого населения средневекового Жетысу и оказало определенное влияние на культурное развитие народов этого региона. В последние годы археологические исследования были проведены на целом ряде новых памятников, имеющих отношение к христианскому культу: пещерные монастыри, церкви, винодельни с символами христианства. Помимо прочности, неуничтожимости, крест, видимо, символизировал и перекресток, где сходятся пути мира. В противоположность правилам, принятым мировыми религиями, в тенгрианстве строили храмы в честь божеств или духов предков с одним внутренним помещением, предназначенным только для сохранения их символов. По представлениям древних тюрок, божества и духи посещали храмы лишь в дни религиозных празднеств.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Литература
Байпаков, 1994 — Байпаков К. М. Христианство Казахстана в средние века // Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994. 123 с.
Байпаков, Терновая, 2001 — Байпаков К. М., Терновая Г. А. Женские божества Казахстана на Великом шелковом пути // Известия МОН РК. Серия общественных наук. Алматы, 2001. № 1. 226 с.
Бойс, 1988 — Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988. 76 с.
Гаджиев, 1991 — Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991. 214 с.
Древе, 1923 — Древе А. Миф о Христе. М., 1923. 325 с.
Дашковский, 2011 — Дашковский П. К. Мировоззрение кочевников Саяно-Слтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул, 2011. 244 с.
Дробышев, 2012 — Дробышев Ю. И. Тэнгрианство и буддизм в средневековой Монголии // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. V. Барнаул, 2012. С. 79-93.
Записки Восточного отделения., 1854 — Записки Восточного отделения Русского археологического общества. СПб., 1852. Ч. 4.
Кляшторный, 1959 — Кляшторный С. Г. Историко-культурное значение согдийской надписи // Проблемы Востоковедения. 1959. № 5. 168 с.
Мифологический словарь, 1991 — Мифологический словарь // гл. ред. Е. М. Меле-тинский. М., 1991. 36 с.
Никитин, 1984 — Никитин А. Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье). Восточный Туркестан и Средняя Азия. М., 1984. 123 с.
Нуржанов, 2011 — Нуржанов А. А. Средневековое городище Кастек-1 // Материалы международной конференции. Институт Археологии МОН РК. Алматы, 2011. 80 с.
Нуржанов, Муратова, 2015 — Нуржанов А. А., Муратова С. Е. Религиозная толерантность как система взаимоотношений мировых религий на территории средневекового Казахстана (VI-XIII вв.) // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VIII. Барнаул, 2015. С. 79-93.
Религии мира, 1996 — Религии мира. Энциклопедия. М., 1996. Т. 6. 213 с.
Томас, 1998 — Томас М. Крест и распятие // Энциклопедия Британника. М., 1998. 714 с.
Фрезер, 1980 — Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980. 832 с.
Фергюсон, 1998 — Фергюсон Дж. Христианский символизм. М., 1998. 444 с. Jordan, 1941 — Jordan M. Renenutet // Dictionary of Gods and Goddesses. New York. 1941. 265 p. (на англ. яз.)