Отражение двух уровней верований древних тюрков VI-VIII вв. в культах почитания территории
Main Article Content
Abstract
ОТРАЖЕНИЕ ДВУХ УРОВНЕЙ ВЕРОВАНИЙ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ VI-VIII ВВ. В КУЛЬТАХ ПОЧИТАНИЯ ТЕРРИТОРИИ
Downloads
Download data is not yet available.
Metrics
Metrics Loading ...
Article Details
How to Cite
Тишин, В. В. (1). Отражение двух уровней верований древних тюрков VI-VIII вв. в культах почитания территории. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 7(7), 90-106. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2292
Section
RELIGIOUS FACTOR IN THE HISTORY OF ANCIENT AND MEDIUM PEOPLES OF EURASIA
References
1. Бартольд В.В. К вопросу о погребальных обрядах у турков и монголов//Бартольд В.В. Сочинения: в 9 т. М., 1966. Т. IV. С. 377-396.
Контекст: ...В последующие времена у представителей тюркских и монгольских династий курик ~ гурук также означал место для погребения, но в домонгольское время он встречается для обозначения земель, предназначенных для ведения ханского хозяйства (Бартольд В.В., 1966, с. 383), что подтверждается данными из словаря Махмуда Кашгарлы (Древнетюркский словарь, 1969, с. 458; Clauson G., 1972, p. 652). 99 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… время Е.В. Шелепова (2009, с
2. Бернштам А.Н. Археологические работы в Семиречье//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1940. Вып. IV. С. 42-48.
Контекст: ...А.Н. Бернштам (1940, с. 44), полагая, что погребальные курганы обычно возводились на местах зимовок, писал об огромных группах курганов VI-VIII вв. на левом берегу р.
3. Бернштам А.Н. Памятники старины Таласской долины: историкоархеологический очерк. Алма-Ата, 1941. 66 с.
Контекст: ...В исследовательской литературе уже не раз отмечалось, что культы гор, наличие родовых мест поклонения, стационарных могильников и т.д. указывают на факт основательного пребывания в местности той или иной кочевой группы (Бернштам А.Н., 1941, с. 36; Потапов Л.П., 1946; 1954, с. 85; Плетнева С.А., 1982, с. 41-42; Новгородова Э.А., 1989, с. 310).
4. Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII вв. Восточно-тюркский каганат и кыргызы. М.; Л., 1946. 141 с.
Контекст: ...Тот же А.Н. Бернштам (1946, с. 74) рассматривал древнетюркские каменные изваяния как некий ориентир, указывающий на собственника территории, на которой то или иное из них было установлено.
5. Бичурин Н.Я. [Иакинф]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. I. 384 с.
Контекст: ...Тэс, 12 (В 1), 15 (В 4)]), что указывает на позиционирование его в роли посредника между Небом и земным миром. 91 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… (цзи та-жэнь ???) «у реки» (шуй ?) для «принесения жертвы духу Неба» (бай цзи тянь-шэнь ????) (Бичурин Н.Я., 1950, с. 230-231; Кычанов Е.И., 1997, с. 112).
6. Бичурин Н.Я. [Иакинф]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1953. Т. III. 336 с.
Контекст: ...О топониме Ду-вэй-цзянь ??? Н.Я. Бичурин (1953, с. 27) писал: «...древнее китайское название гор, занимающих большое пространство по северную сторону Толы в Халхе».
7. Большой китайско-русский словарь по русской графической системе. М., 1984. Т. 3. 1106 с.
8. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934. 223 с.
Контекст: ...В недавнее * Б.Я. Владимирцов писал, что «монгольский кочевой сеньор мог по своему желанию объявлять “запретными” определенные участки своего нутука, создавать так называемые запретные места (xorig), которые отдавались под кладбища лиц ханского рода или предназначались для господской охоты» (Владимирцов Б.Я., 1934, с. 112; Рашидад-дин. 1952, с. 125, прим. 1).
9. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI-VIII вв. М., 1996. 152 с.
Контекст: ...В.Е. Войтов (1996, с. 71) отметил, что при тюрках религиозно-идеологические и мифологические представления кочевников Центральной Азии приобрели статус официальной государственной идеологии, стремящейся организовать и стабилизировать порядок, установленный обычаями предков.
10. Ганиев P.Т. Восточно-тюркский каганат в Южной Сибири и Центральной Азии во второй половине VI -первой половине VIII в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.
Контекст: ...Это, конечно, не означает, что после победы танских войск и их союзников в 650 г., хотя Чэ-би ?? каган и был отпущен, каганат «продолжал выступать как самостоятельное государство, проводил свою политику» (Ганиев Р.Т., 2006а, с. 14, 15; 2006б, с. 120-121; 2008, с. 434-436). 95 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… тем не менее занял Oтyкaн, все окружающие степные племена изъявили ему покорность (Кляшторный С.Г., 1964, с. 33-34).
11. Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI-VIII вв. Екатеринбург, 2006. 152 с.
Контекст: ...Это, конечно, не означает, что после победы танских войск и их союзников в 650 г., хотя Чэ-би ?? каган и был отпущен, каганат «продолжал выступать как самостоятельное государство, проводил свою политику» (Ганиев Р.Т., 2006а, с. 14, 15; 2006б, с. 120-121; 2008, с. 434-436). 95 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… тем не менее занял Oтyкaн, все окружающие степные племена изъявили ему покорность (Кляшторный С.Г., 1964, с. 33-34).
12. Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в Южной Сибири и Центральной Азии во второй половине VI -первой половине VIII в.//Россия и мир: панорама исторического развития: сб. науч. ст., посвящ. 70-летию ист. фак-та Уральского гос. ун-та им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2008. С. 427-438.
Контекст: ...VIII. 128 [12] s.
13. Гродеков Н.И. Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области. Ташкент, 1889. Т. 1. 205 с.
Контекст: ...Пока эти строения бытовали, земля могла передаваться по наследству, после же их разрушения земля возвращалась общине (Гродеков Н.И., 1889, с. 108).
14. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. 524 с.
Контекст: ...Полярные точки зрения см.: Clauson G., 1972, p. 298, 518: to?ta-; Bazin L., 1974, p. 241. 97 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… занных с объектами местности (Гумилев Л.Н., 1993, с. 80) * , либо исходя из транскрипции топонима, связывающего его с именем Тэнгри, можем полагать, что здесь имеется отголосок традиционного поклонения Небу на местном уровне (см.: Потапов Л.П., 1991, с. 272), хотя важно учесть, что китайцы указывают на поклонение ди-шэшь ??, а не тянь-шэнь ??.
15. Дмитриев С.В. Историко-этнографические аспекты политической культуры тюрко-монгольских кочевников: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000. 21 с.
Контекст: ...Особенного внимания заслуживает факт отсечения головы у человеческих изваяний (ср., например, скульптуры комплекса в Хошо- Цайдаме: Новгородова Э.А., 1981, с. 211-213), что, по-видимому, символизировало разрушение харизмы прежней правящей династии (Дмитриев С.В., 2000, с. 12; 2002, с. 168).
16. Дмитриев С.В. Политическая культура тюрко-монгольских кочевников в историко-этнографической перспективе//Кочевая альтернатива социальной эволюции. М., 2002. С. 160-176.
Контекст: ...Особенного внимания заслуживает факт отсечения головы у человеческих изваяний (ср., например, скульптуры комплекса в Хошо- Цайдаме: Новгородова Э.А., 1981, с. 211-213), что, по-видимому, символизировало разрушение харизмы прежней правящей династии (Дмитриев С.В., 2000, с. 12; 2002, с. 168).
17. Древнетюркский словарь. Л., 1969. XXXVIII. 714 с.
Контекст: ...я погребения, но в домонгольское время он встречается для обозначения земель, предназначенных для ведения ханского хозяйства (Бартольд В.В., 1966, с. 383), что подтверждается данными из словаря Махмуда Кашгарлы (Древнетюркский словарь, 1969, с. 458; Clauson G., 1972, p. 652). 99 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… время Е.В. Шелепова (2009, с. 17, 21) пришла к выводу, что одной из функций древнетюркских балбалов также является обозначение территории определенного рода или семьи.
18. Зуев Ю.А. Из древнетюркской этнонимики по китайским источникам (бома, гуй, яньмо)//Вопросы истории Казахстана и Восточного Туркестана. Алма-Ата, 1962. С. 103-122.
Контекст: ...Ср.: Julien S., 1864b, p. 397; Tasag?l A., 1999, s. 90; Зуев Ю.А., 1962, с. 120; 2004б, с. 12) * , но после его пленения китайцами в 650 г. его людям была отдана ставка у Юй-ду-цзюнь шань ????, т.е. в Oтyкaне (Бичурин Н.Я., 1950, с. 264; Лю Маоцай, 2002, с. 75; Tasag?l A., 1999, s. 91) ** .
19. Зуев Ю.А. Каганат сеяньто и кимеки (к тюркской этногеографии Центральной Азии в середине VII в.)//Shygys. 2004а. № 1. С. 11-21; 2004б. № 2. С. 3-26.
Контекст: ...Так же считал Ю.А. Зуев (2004а, с. 19; 2004б, с. 20).
20. Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств/(пер. из китайского сочинения VIII-Х вв. Танхуйао)//Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960. С. 93-140.
Контекст: ...Юй-ду-цзюнь ??? (Зуев Ю.А., 1960, с. 106), в междуречье рр.
21. Зуев Ю.А., Агелеуов Г.Е. Буд-Тенгри -божество древнетюркского пантеона//Военное искусство кочевников Центральной Азии и Казахстана. Алматы, 1998. С. 106-116.
Контекст: ...Это отождествление было отвергнуто уже Ж.-П. Ру (Roux J.-P., 1962b, p. 201), тем не менее, натянутое и семантически необоснованное, это предположение было развито Ю.А. Зуевым, выдвинувшим целую гипотезу о боге Bod (~ bod) Te?ri у тюрков, приведя также много довольно спорных сопоставлений (Зуев Ю.А., Агелеуов Г.Е., 1998).
22. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964. 214 с.
Контекст: ...ю политику» (Ганиев Р.Т., 2006а, с. 14, 15; 2006б, с. 120-121; 2008, с. 434-436). 95 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… тем не менее занял Oтyкaн, все окружающие степные племена изъявили ему покорность (Кляшторный С.Г., 1964, с. 33-34).
23. Кляшторный С.Г. Рунические памятники Уйгурского каганата и история евразийских степей. СПб., 2010. 328 с.
Контекст: ...Ankara, 2003. 197, [23] s.
24. Кляшторный С.Г., Лившиц В.А. Открытие и изучение древнетюркских и согдийских эпиграфических памятников Центральной Азии//Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978. С. 37-60.
Контекст: ...В плохо сохранившейся согдоязычной надписи Бугутской стелы, наиболее раннем письменном памятнике эпохи Первого Тюркского каганата, про Таспар (?) кагана говорится, что он «спрашивает у бога» [Б II, 1] или «спросил у богов» [Б II, 7] (Кляшторный С.Г., Лившиц В.А., 1978, с. 56; 1971, с. 132, 139, 140; Kljastornyi S.G., Livsic V.A., 1972, p. 79, 86; Klyastorn?y S.G., Livsic V.A., 1992, s. 228, 236).
25. Кляшторный С.Г., Лившиц В.А. Согдийская надпись из Бугута//Страны и народы Востока. М., 1971. Т. Х. С. 121-146.
Контекст: ...Отличается перевод соответствующих мест у Ю. Йошида, у которого мы читаем «returned to the God (= died)», «returned to the gods (= died)» (Yoshida Y., Moriyasu T., 1999, p. 123, 124), хотя свой перевод, в отличие от В.А. Лившица (Кляшторный С.Г., Лившиц В.А., 1971, с. 142; Kljastornyi S.G., Livsic V.A., 1972, p. 86; Klyastorn?y S.G., Livsic V.A., 1992, s. 238), японский ученый никак не комментирует.
26. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997. 319 с.
Контекст: ...Тэс, 12 (В 1), 15 (В 4)]), что указывает на позиционирование его в роли посредника между Небом и земным миром. 91 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… (цзи та-жэнь ???) «у реки» (шуй ?) для «принесения жертвы духу Неба» (бай цзи тянь-шэнь ????) (Бичурин Н.Я., 1950, с. 230-231; Кычанов Е.И., 1997, с. 112).
27. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961. 391 с.
Контекст: ...Юй-ду-цзюнь ??? (Юй-ду-цзюнь шань ????) «в 6.000 ли от столицы [цзин-ши ??. - Авт.] прямо на северо-запад» (Бичурин Н.Я. 1950, с. 340; Hirth F., 1899, s. 135; Chavannes E., 1903, p. 95; Зуев Ю.А., 1960, с. 107; Кюнер Н.В., 1961, с. 42, 185; Tasag?l A., 1999, s. 99; 2004. s. 132, 140), а после поражения тюркского Се-ли ?? кагана в 630 г. «подался несколько к востоку» и осел у г.
28. Лю Маоцай. Сведения о древних тюрках в средневековых китайских источниках. М., 2002. 126 с.
29. Малявкин А.Г. Историческая география Центральной Азии: (материалы и исследования). Новосибирск, 1981. 292 с.
Контекст: ...После того как восстановивший суверенитет тюрков Кутлуг, хотя и провозгласивший себя Ильтериш каганом задолго до этого, * О топониме Цзинь-шань ?? см.: Малявкин А.Г., 1981, с. 39, 173, комм. 251; 1989, с. 39, 166, комм. 244.
30. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: тексты и исследования. Новосибирск, 1989. 432 с.
Контекст: ...Она же упоминается как гора У-дэ-цзянь ??? (Thomsen V. 1896, p. 196-197; Parker E.H., 1899, p. 122, 129 not. 51; Pelliot P., 1929, p. 212-217; Малявкин А.Г., 1989, с. 19, 116-117, комм. 31), в звучании названия которой В. Томсен и Ф. Хирт видели передачу топонима Otukan, локализовавшегося между р.
31. Мори М. Политическая структура древнего государства кочевников Монголии//XIII Международный конгресс исторических наук. 16-23 августа 1970 г. М., 1970.
Контекст: ...е тюрков покорились ему, хотя часть ушла в Восточный Туркестан или подчинилась Китаю (Бичурин Н.Я., 1950, с. 256; Julien S., 1864b, p. 234; Hirth F., 1899, s. 137; Parker E.H., 1901b, p. 242; 1901c, * М. Мори (1970, с. 2) считал, что он после разгрома жоужаней ?? перенес резиденцию с Алтая в Oтyкaн. 94 II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… p. 266; Лю Маоцай, 2002, с. 72; Tasag?l A., 1999, s. 85).
32. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы; М., 1995. 320 с.
Контекст: ...Как указывал Н.Э. Масанов (1995, с. 166-167), неформальное признание за какой-либо семьей права на зимник вполне можно рассматривать как собственность.
33. Новгородова Э.А. Древняя Монголия: (Некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). М., 1989. 383 с.
Контекст: ..., стационарных могильников и т.д. указывают на факт основательного пребывания в местности той или иной кочевой группы (Бернштам А.Н., 1941, с. 36; Потапов Л.П., 1946; 1954, с. 85; Плетнева С.А., 1982, с. 41-42; Новгородова Э.А., 1989, с. 310).
34. Новгородова Э.А. Памятники изобразительного искусства древнетюркского времени на территории МНР//Тюркологический сборник 1977. М., 1981. С. 207-213.
35. Остафьев В.А. Колонизация степных областей в связи с вопросом о кочевом хозяйстве//Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. 1895. Кн. 18, вып. 1. С. 1-62.
36. Петров К.И. Очерки социально-экономической истории Киргизии VI -начала XIII в. Фрунзе, 1981. 236 с.
Контекст: ...Вообще в Кыргызстане могильники скотоводов VI-XII вв. в речных долинах встречаются повсеместно (Петров К.И., 1981, с. 61-66).
37. Плетнева С.А. Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей. М., 1982. 189 с.
Контекст: ...В исследовательской литературе уже не раз отмечалось, что культы гор, наличие родовых мест поклонения, стационарных могильников и т.д. указывают на факт основательного пребывания в местности той или иной кочевой группы (Бернштам А.Н., 1941, с. 36; Потапов Л.П., 1946; 1954, с. 85; Плетнева С.А., 1982, с. 41-42; Новгородова Э.А., 1989, с. 310).
38. Позднеев Д.М. Исторический очерк уйгуров (по китайским источникам). СПб., 1899. LXIII. 162 с.
Контекст: ...Орхон и Тола (см.: Позднеев Д.М., 1899, с. 48). 93 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… венства, каган Ань-ло ?? жил у р.
39. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1881. Вып. II. 181 (89) с.
Контекст: ...Г.Н. Потанин (1881, с. 92-94) подробно описал такое явление, как поклонение горам и озерам целыми племенами среди монголов. ** Ср., однако, пассаж о Ту-ли ??, позже принявшем титул Жаньгань ?? кагана: «Тули собственно жил на северной стороне; а когда женился на царевне, то переселился на юг в старую крепость
40. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 321 с.
Контекст: ...С этим мнением согласился Л.П. Потапов, указавший, что абсолютизация не только культа Тэнгри, но и богини Умай (Потапов Л.П., 1973, с. 285-286), основываясь на народных представлениях древних тюрков, являлась продуктом деятельности социальной верхушки (Потапов Л.П., 1991, с. 271-272).
41. Потапов Л.П. Культ гор на Алтае//Советская этнография. 1946. № 2. С. 145-160.
Контекст: ...В исследовательской литературе уже не раз отмечалось, что культы гор, наличие родовых мест поклонения, стационарных могильников и т.д. указывают на факт основательного пребывания в местности той или иной кочевой группы (Бернштам А.Н., 1941, с. 36; Потапов Л.П., 1946; 1954, с. 85; Плетнева С.А., 1982, с. 41-42; Новгородова Э.А., 1989, с. 310).
42. Потапов Л.П. О сущности патриархально-феодальных отношений у народов Средней Азии и Казахстана//Вопросы истории. 1954. № 6. С. 73-89.
Контекст: ...В исследовательской литературе уже не раз отмечалось, что культы гор, наличие родовых мест поклонения, стационарных могильников и т.д. указывают на факт основательного пребывания в местности той или иной кочевой группы (Бернштам А.Н., 1941, с. 36; Потапов Л.П., 1946; 1954, с. 85; Плетнева С.А., 1982, с. 41-42; Новгородова Э.А., 1989, с. 310).
43. Потапов Л.П. Умай -божество древних тюрков в свете этнографических данных//Тюркологический сборник 1972. М., 1973. С. 265-286.
44. Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника. М., 1989. 749 с.
Контекст: ...Не вдаваясь в проблему земельных отношений у кочевников, укажем, что, как отметил еще В.В. Радлов (1989, с. 254-256, 336), кочевники предъявляли высокие требования к зимним стойбищам и отдельные семьи всячески пытались закрепить их за собой.
45. Рогожинский А.Е. Новые находки памятников древнетюркской эпиграфики и монументального искусства на юге и востоке Казахстана//Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана. Алматы, 2010. С. 329-344.
Контекст: ...Так, преемство между кочевническими стоянками Древнего, Средневекового и Нового времени установлено, например, на территории Казахстана (Рогожинский А.Е., 2010, с. 331-333).
46. Шелепова Е.В. Ритуальные памятники кочевников Алтая поздней древности и раннего средневековья: автореф. дис. … канд. ист. наук. Барнаул, 2009. 24 с.
Контекст: ...а (Бартольд В.В., 1966, с. 383), что подтверждается данными из словаря Махмуда Кашгарлы (Древнетюркский словарь, 1969, с. 458; Clauson G., 1972, p. 652). 99 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… время Е.В. Шелепова (2009, с. 17, 21) пришла к выводу, что одной из функций древнетюркских балбалов также является обозначение территории определенного рода или семьи.
47. Alyılmaz C. Bugut Yazıtı ve Anıt Mezar Külliyesi Üzerine//Selçuk Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları Dergisi. 2003. Sayı 3. S. 11-21.
48. Aydın E. Köl Tigin ve Bilge Kağan Yazıtlarındaki Amga (Amgı) Korgan Üzerine//Turkish Studies. 2009. Vol. 4/3. P. 273-282.
49. Aydın E. Ötüken Adı ve Yeri Üzerine Düşünceler//Turkish Studies. 2007. Vol. 2/4. P. 1262-1270.
50. Bazin L. Les calendriers turcs anciens et medievaux. Lille, 1974. (3), 800 p.
Контекст: ...Полярные точки зрения см.: Clauson G., 1972, p. 298, 518: to?ta-; Bazin L., 1974, p. 241. 97 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… занных с объектами местности (Гумилев Л.Н., 1993, с. 80) * , либо исходя из транскрипции топонима, связывающего его с именем Тэнгри, можем полагать, что здесь имеется отголосок традиционного поклонения
51. Selected Works of Peter A. Boodberg. Berkeley; Los Angeles; London, 1979. XIX. 502 p.
52. Chavannes E. Documents sur les Tou-kiue (Turcs) Occidentaux. Paris, 1903. IV, 380 p.
Контекст: ...Например, по этнографическим материалам, у сибирских тюрков моления Небу совершались в верховьях какой-либо реки (Потапов Л.П., 1991, с. 273). 92 II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… шу, цз. 84, с. 19б] (Бичурин Н.Я., 1950, с. 279; Chavannes E., 1903, p. 15; Tasag?l A., 2003, s. 107).
53. Clauson G. An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish. Oxford, 1972. XLVIII. 989 p.
Контекст: ...Полярные точки зрения см.: Clauson G., 1972, p. 298, 518: to?ta-; Bazin L., 1974, p. 241. 97 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… занных с объектами местности (Гумилев Л.Н., 1993, с. 80) * , либо исходя из транскрипции топонима, связывающего его с именем
54. Gharib B. Sogdian dictionary: Sogdian-Persian-English. Tehran, 1995. XLII. 517 p.
Контекст: ...Мы не можем сказать, из чего исходил Ю. Йошида, но толкование, предложенное В.А. Лившицем, соответствует известным значениям лексемы pwrs- (Gharib B., 1995, p. 331, 289).
55. Grousset R. L’empire des steppes. Attila, Gengiskhan, Tamerlan. Quatrième édition. Paris, 1965. 620 p.
Контекст: ...Орхон располагался командный пункт для всех кочевых объединений от хуннов до Чингисхана (Grousset R., 1965, p. 126).
56. Hirth F. Nachworte zur Inschrift des Tonjukuk//Radloff W. Die alttürkischen Inschriften der Mongolei. Zweite Folge. St. Petersburg, 1899. S. 1-140.
Контекст: ...Орхон и северным Хангаем (Thomsen V., 1896, p. 106, 152, not. 32; Hirth F., 1899, s. 33, not. 1) * .
57. Jisl L. Výzkum Kulteginova památníku v Mongolské Lidové Republice//Archeologické rozhledy. 1960. T. XII, № 1. S. 86-115.
Контекст: ...Вполне возможно, что при смене главенствующего племени и соответственно династии, как было в случае с тюрками и уйгурами, поминальные памятники предшественников подвергаются разрушению (Jisl L., 1960, s. 109; Кляшторный С.Г., 1964, с. 58-59).
58. Golden P.B. An Introduction to the History of the Turkic Peoples: Ethnogenesis and State-Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden, 1992. XVII. 483 p.
Контекст: ...Представляется важным вспомнить высказанное П.Б. Голденом положение о «коллективном суверенитете» (collective sovereignty) «харизматического клана» (Golden P.B., 1982, p. 45-46; 1992, p. 131), одним из условий и признаков легитимности власти которого является факт контроля над священными местами (Golden P.B., 1982, p. 46).
59. Golden P.B. Imperial Ideology and the Sources of Political Unity amongst the Pre-Činggisid Nomads of Western Eurasia//Archivum Eurasiae Medii Aevi. 1982. T. II. P. 37-76.
Контекст: ...Представляется важным вспомнить высказанное П.Б. Голденом положение о «коллективном суверенитете» (collective sovereignty) «харизматического клана» (Golden P.B., 1982, p. 45-46; 1992, p. 131), одним из условий и признаков легитимности власти которого является факт контроля над священными местами (Golden P.B., 1982, p. 46).
60. Julien S. Documents historiques surles Tou-kiue (Turcs)//Journal Asiatique. 1864a. Ser. 6. Vol. III. P. 325-367, 491-549; 1864b. Ser. 6. Vol. IV. P. 201-242, 391-430, 453-477.
Контекст: ...Почти так же у С. Жюльена, но иероглиф шуй ? никак не обыгрывается (Julien S., 1864a, p. 335).
61. Kljaštornyi S.G., Livšic V.A. The Sogdian Inscription of Bugut Revised//Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. 1972. T. XXVI. P. 69-102.
62. Kljaštornyj S.G. Al-Bīrūnī’s Version of an Old Türkic genealogical legend. On the semantics of Türkic baraq//Türkic Languages. 1998. Vol. 2, № 2. P. 247-252.
63. Klyaştornıy S.G., Livsiç V.A. Bugut’taki Sogtça Kitabeye Yeni Bir Bakış//Türk Dili Araştırmaları Yıllığı, Belleten 1987.
64. Ankara, 1992. S. 201-241.
Контекст: ...Klyastorn?y S.G., Livsic V.A. Bugut'taki Sogtca Kitabeye Yeni Bir Bak?s // Turk Dili Arast?rmalar? Y?ll?g?, Belleten 1987. Ankara, 1992.
65. Ögel В. Türk mitolojisi (Kaynakları ve açıkmaları ile destanlar). 2. bk. Ankara, 1993. I. Cilt. 645 s.
66. Parker E.H. The Early Turks//The China Review. 1899. Vol. 24. № 3. P. 120-130; 1900a. Vol. 24. № 4. P. 163-173; 1900b. Vol. 24. № 5. P. 227-234; 1900c. Vol. 25. № 1; 1900d. Vol. 25. № 2. P. 69-79; 1901a. Vol. 25. № 4. P. 163-174; 1901b. Vol. 25. № 5. P. 234-247; 1901c. Vol. 25. № 6. P. 265-271.
Контекст: ...На этом моменте заострил внимание Э.Х. Паркер, видевший в сочетании шу й бай цзи ??? одну конструкцию ‘did water obeisance in worship', хотя оговорился, что цзи ? может также трактоваться здесь и как ‘sacrifice', ‘make oblation' (Parker E.H., 1899, p. 122-123, 129 note 53; 1900a, p. 166).
67. Pelliot P. Neuf notes sur des questions d’Asie central//T’oung Pao. 1929. T. XXVI, № 4-5. P. 201-266.
Контекст: ...П. Пелльо предложил перевод ‘[les gens] s'assemblent a la riviere T'o-jen (*T‘a-nzien) pour sacrifier au dieu du Ciel', т.е. та жэнь шуй ??? интерпретировалась как одна синтаксическая конструкция со значением ‘река То-жэнь' (Pelliot P., 1929, p. 215-216, not. 3).
68. Pulleyblank E.G. A Lexicon of Reconstructed Pronunciation in Early Middle Chinese, Late Middle Chinese, and Early Mandarin. Vancouver, 1991. VII. 488 p.
Контекст: ...Хотя транскрипция звучания иероглифа bo ? вполне обоснована (ср., например, > b?t: Pulleyblank E.G., 1991, p. 40), а термин bod ‘трон', ‘престол' зафиксирован в Хошо- Цайдамских памятниках [КТ, Хб, 11 = БК, Хб, 8; БК, Х, 1, 2] * , все же каких-либо оснований для употребления его в иных значениях эти случаи не дают.
69. Roux J.-P. La religion des Turcs de l’Orkhon, des VIIe et VIIIe siècles//Revue de l’histoire des religions. 1962a. T. 161, № 1. P. 1-24; 1962b. № 2. P. 199-231.
Контекст: ...Первая возникает, когда создаются крупные племенные союзы и тогда возрастает значение культа Tangri (Roux J.-P., 1962a, p. 7).
70. Schlegel G. [Critiq.] Vilh. Thomsen, Inscriptions de l’Orkhon//T’oung Pao. 1896a. Vol. VII. P. 182-191.
Контекст: ...Это он упоминается у Рашид ад-Дина среди девяти рек местности, где живут уйгуры, в форме ??????? Утикан (Schlegel G., 1896a, p. 188-189).
71. Schlegel G. Die chinesische Inschrift auf dem uigurischen Denkmal in Kara Balgassun. Helsingfors, 1896b. XV. 141 s.
72. Sertkaya O.F., Harcavbay S. Hoyto-Tamir (Moğolistan)’dan Yeni Yazıtlar (Ön Neşir)//Türk Dili Araştırmaları Yıllığı, Belleten 2000.
73. Ankara, 2001. S. 313-346.
Контекст: ...Sertkaya O.F., Harcavbay S. Hoyto-Tamir (Mogolistan)'dan Yeni Yaz?tlar (On Nesir) // Turk Dili Arast?rmalar? Y?ll?g?, Belleten 2000. Ankara, 2001.
74. Taşağıl A. Çin kaynaklarına eski Türk boyları: M.Ö. III -M.S. X. asır. Ankara, 2004. XII. 187, 29 s.
75. Taşağıl A. Gök-Türkler I. 2. bk. Ankara, 2003. 197, [23] s.
76. Taşağıl A. Gök-Türkler II (fetret devri 630-681). Ankara, 1999. VIII. 128 [12] s.
77. Thomsen V. Inscriptions de l’Orkhon déchiffrées. Helsingfors, 1896. 224 p.
Контекст: ...Она же упоминается как гора У-дэ-цзянь ??? (Thomsen V. 1896, p. 196-197; Parker E.H., 1899, p. 122, 129 not. 51; Pelliot P., 1929, p. 212-217; Малявкин А.Г., 1989, с. 19, 116-117, комм. 31), в звучании названия которой В. Томсен и Ф. Хирт видели передачу топонима Otukan, локализовавшегося между р.
78. Yoshida Y., Moriyasu T. The Bugut Inscription (ブグト碑文)//Provisional Report of Researches on Historical Sites and Inscriptions in Mongolia from 1996 to 1998 (モンゴル国現存遺蹟・碑文調査研究報告). Toyonaka, 1999. P. 121-125.
79. Цинь-дин си ку цюань шу хуэй-яо: Суй шу (гон эр цо). Чанчунь, 2005 [定四庫全書 要: 隋 (共2册). 長春, 2005].
80. Цинь-дин си ку цюань шу хуэй-яо: Чжоу шу. Чанчунь, 2005 [定四庫全書 要 -周. 長春, 2005].
Контекст: ...В последующие времена у представителей тюркских и монгольских династий курик ~ гурук также означал место для погребения, но в домонгольское время он встречается для обозначения земель, предназначенных для ведения ханского хозяйства (Бартольд В.В., 1966, с. 383), что подтверждается данными из словаря Махмуда Кашгарлы (Древнетюркский словарь, 1969, с. 458; Clauson G., 1972, p. 652). 99 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… время Е.В. Шелепова (2009, с
2. Бернштам А.Н. Археологические работы в Семиречье//Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1940. Вып. IV. С. 42-48.
Контекст: ...А.Н. Бернштам (1940, с. 44), полагая, что погребальные курганы обычно возводились на местах зимовок, писал об огромных группах курганов VI-VIII вв. на левом берегу р.
3. Бернштам А.Н. Памятники старины Таласской долины: историкоархеологический очерк. Алма-Ата, 1941. 66 с.
Контекст: ...В исследовательской литературе уже не раз отмечалось, что культы гор, наличие родовых мест поклонения, стационарных могильников и т.д. указывают на факт основательного пребывания в местности той или иной кочевой группы (Бернштам А.Н., 1941, с. 36; Потапов Л.П., 1946; 1954, с. 85; Плетнева С.А., 1982, с. 41-42; Новгородова Э.А., 1989, с. 310).
4. Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII вв. Восточно-тюркский каганат и кыргызы. М.; Л., 1946. 141 с.
Контекст: ...Тот же А.Н. Бернштам (1946, с. 74) рассматривал древнетюркские каменные изваяния как некий ориентир, указывающий на собственника территории, на которой то или иное из них было установлено.
5. Бичурин Н.Я. [Иакинф]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. I. 384 с.
Контекст: ...Тэс, 12 (В 1), 15 (В 4)]), что указывает на позиционирование его в роли посредника между Небом и земным миром. 91 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… (цзи та-жэнь ???) «у реки» (шуй ?) для «принесения жертвы духу Неба» (бай цзи тянь-шэнь ????) (Бичурин Н.Я., 1950, с. 230-231; Кычанов Е.И., 1997, с. 112).
6. Бичурин Н.Я. [Иакинф]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1953. Т. III. 336 с.
Контекст: ...О топониме Ду-вэй-цзянь ??? Н.Я. Бичурин (1953, с. 27) писал: «...древнее китайское название гор, занимающих большое пространство по северную сторону Толы в Халхе».
7. Большой китайско-русский словарь по русской графической системе. М., 1984. Т. 3. 1106 с.
8. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934. 223 с.
Контекст: ...В недавнее * Б.Я. Владимирцов писал, что «монгольский кочевой сеньор мог по своему желанию объявлять “запретными” определенные участки своего нутука, создавать так называемые запретные места (xorig), которые отдавались под кладбища лиц ханского рода или предназначались для господской охоты» (Владимирцов Б.Я., 1934, с. 112; Рашидад-дин. 1952, с. 125, прим. 1).
9. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI-VIII вв. М., 1996. 152 с.
Контекст: ...В.Е. Войтов (1996, с. 71) отметил, что при тюрках религиозно-идеологические и мифологические представления кочевников Центральной Азии приобрели статус официальной государственной идеологии, стремящейся организовать и стабилизировать порядок, установленный обычаями предков.
10. Ганиев P.Т. Восточно-тюркский каганат в Южной Сибири и Центральной Азии во второй половине VI -первой половине VIII в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.
Контекст: ...Это, конечно, не означает, что после победы танских войск и их союзников в 650 г., хотя Чэ-би ?? каган и был отпущен, каганат «продолжал выступать как самостоятельное государство, проводил свою политику» (Ганиев Р.Т., 2006а, с. 14, 15; 2006б, с. 120-121; 2008, с. 434-436). 95 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… тем не менее занял Oтyкaн, все окружающие степные племена изъявили ему покорность (Кляшторный С.Г., 1964, с. 33-34).
11. Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI-VIII вв. Екатеринбург, 2006. 152 с.
Контекст: ...Это, конечно, не означает, что после победы танских войск и их союзников в 650 г., хотя Чэ-би ?? каган и был отпущен, каганат «продолжал выступать как самостоятельное государство, проводил свою политику» (Ганиев Р.Т., 2006а, с. 14, 15; 2006б, с. 120-121; 2008, с. 434-436). 95 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… тем не менее занял Oтyкaн, все окружающие степные племена изъявили ему покорность (Кляшторный С.Г., 1964, с. 33-34).
12. Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в Южной Сибири и Центральной Азии во второй половине VI -первой половине VIII в.//Россия и мир: панорама исторического развития: сб. науч. ст., посвящ. 70-летию ист. фак-та Уральского гос. ун-та им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2008. С. 427-438.
Контекст: ...VIII. 128 [12] s.
13. Гродеков Н.И. Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области. Ташкент, 1889. Т. 1. 205 с.
Контекст: ...Пока эти строения бытовали, земля могла передаваться по наследству, после же их разрушения земля возвращалась общине (Гродеков Н.И., 1889, с. 108).
14. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. 524 с.
Контекст: ...Полярные точки зрения см.: Clauson G., 1972, p. 298, 518: to?ta-; Bazin L., 1974, p. 241. 97 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… занных с объектами местности (Гумилев Л.Н., 1993, с. 80) * , либо исходя из транскрипции топонима, связывающего его с именем Тэнгри, можем полагать, что здесь имеется отголосок традиционного поклонения Небу на местном уровне (см.: Потапов Л.П., 1991, с. 272), хотя важно учесть, что китайцы указывают на поклонение ди-шэшь ??, а не тянь-шэнь ??.
15. Дмитриев С.В. Историко-этнографические аспекты политической культуры тюрко-монгольских кочевников: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000. 21 с.
Контекст: ...Особенного внимания заслуживает факт отсечения головы у человеческих изваяний (ср., например, скульптуры комплекса в Хошо- Цайдаме: Новгородова Э.А., 1981, с. 211-213), что, по-видимому, символизировало разрушение харизмы прежней правящей династии (Дмитриев С.В., 2000, с. 12; 2002, с. 168).
16. Дмитриев С.В. Политическая культура тюрко-монгольских кочевников в историко-этнографической перспективе//Кочевая альтернатива социальной эволюции. М., 2002. С. 160-176.
Контекст: ...Особенного внимания заслуживает факт отсечения головы у человеческих изваяний (ср., например, скульптуры комплекса в Хошо- Цайдаме: Новгородова Э.А., 1981, с. 211-213), что, по-видимому, символизировало разрушение харизмы прежней правящей династии (Дмитриев С.В., 2000, с. 12; 2002, с. 168).
17. Древнетюркский словарь. Л., 1969. XXXVIII. 714 с.
Контекст: ...я погребения, но в домонгольское время он встречается для обозначения земель, предназначенных для ведения ханского хозяйства (Бартольд В.В., 1966, с. 383), что подтверждается данными из словаря Махмуда Кашгарлы (Древнетюркский словарь, 1969, с. 458; Clauson G., 1972, p. 652). 99 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… время Е.В. Шелепова (2009, с. 17, 21) пришла к выводу, что одной из функций древнетюркских балбалов также является обозначение территории определенного рода или семьи.
18. Зуев Ю.А. Из древнетюркской этнонимики по китайским источникам (бома, гуй, яньмо)//Вопросы истории Казахстана и Восточного Туркестана. Алма-Ата, 1962. С. 103-122.
Контекст: ...Ср.: Julien S., 1864b, p. 397; Tasag?l A., 1999, s. 90; Зуев Ю.А., 1962, с. 120; 2004б, с. 12) * , но после его пленения китайцами в 650 г. его людям была отдана ставка у Юй-ду-цзюнь шань ????, т.е. в Oтyкaне (Бичурин Н.Я., 1950, с. 264; Лю Маоцай, 2002, с. 75; Tasag?l A., 1999, s. 91) ** .
19. Зуев Ю.А. Каганат сеяньто и кимеки (к тюркской этногеографии Центральной Азии в середине VII в.)//Shygys. 2004а. № 1. С. 11-21; 2004б. № 2. С. 3-26.
Контекст: ...Так же считал Ю.А. Зуев (2004а, с. 19; 2004б, с. 20).
20. Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств/(пер. из китайского сочинения VIII-Х вв. Танхуйао)//Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960. С. 93-140.
Контекст: ...Юй-ду-цзюнь ??? (Зуев Ю.А., 1960, с. 106), в междуречье рр.
21. Зуев Ю.А., Агелеуов Г.Е. Буд-Тенгри -божество древнетюркского пантеона//Военное искусство кочевников Центральной Азии и Казахстана. Алматы, 1998. С. 106-116.
Контекст: ...Это отождествление было отвергнуто уже Ж.-П. Ру (Roux J.-P., 1962b, p. 201), тем не менее, натянутое и семантически необоснованное, это предположение было развито Ю.А. Зуевым, выдвинувшим целую гипотезу о боге Bod (~ bod) Te?ri у тюрков, приведя также много довольно спорных сопоставлений (Зуев Ю.А., Агелеуов Г.Е., 1998).
22. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964. 214 с.
Контекст: ...ю политику» (Ганиев Р.Т., 2006а, с. 14, 15; 2006б, с. 120-121; 2008, с. 434-436). 95 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… тем не менее занял Oтyкaн, все окружающие степные племена изъявили ему покорность (Кляшторный С.Г., 1964, с. 33-34).
23. Кляшторный С.Г. Рунические памятники Уйгурского каганата и история евразийских степей. СПб., 2010. 328 с.
Контекст: ...Ankara, 2003. 197, [23] s.
24. Кляшторный С.Г., Лившиц В.А. Открытие и изучение древнетюркских и согдийских эпиграфических памятников Центральной Азии//Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978. С. 37-60.
Контекст: ...В плохо сохранившейся согдоязычной надписи Бугутской стелы, наиболее раннем письменном памятнике эпохи Первого Тюркского каганата, про Таспар (?) кагана говорится, что он «спрашивает у бога» [Б II, 1] или «спросил у богов» [Б II, 7] (Кляшторный С.Г., Лившиц В.А., 1978, с. 56; 1971, с. 132, 139, 140; Kljastornyi S.G., Livsic V.A., 1972, p. 79, 86; Klyastorn?y S.G., Livsic V.A., 1992, s. 228, 236).
25. Кляшторный С.Г., Лившиц В.А. Согдийская надпись из Бугута//Страны и народы Востока. М., 1971. Т. Х. С. 121-146.
Контекст: ...Отличается перевод соответствующих мест у Ю. Йошида, у которого мы читаем «returned to the God (= died)», «returned to the gods (= died)» (Yoshida Y., Moriyasu T., 1999, p. 123, 124), хотя свой перевод, в отличие от В.А. Лившица (Кляшторный С.Г., Лившиц В.А., 1971, с. 142; Kljastornyi S.G., Livsic V.A., 1972, p. 86; Klyastorn?y S.G., Livsic V.A., 1992, s. 238), японский ученый никак не комментирует.
26. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997. 319 с.
Контекст: ...Тэс, 12 (В 1), 15 (В 4)]), что указывает на позиционирование его в роли посредника между Небом и земным миром. 91 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… (цзи та-жэнь ???) «у реки» (шуй ?) для «принесения жертвы духу Неба» (бай цзи тянь-шэнь ????) (Бичурин Н.Я., 1950, с. 230-231; Кычанов Е.И., 1997, с. 112).
27. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961. 391 с.
Контекст: ...Юй-ду-цзюнь ??? (Юй-ду-цзюнь шань ????) «в 6.000 ли от столицы [цзин-ши ??. - Авт.] прямо на северо-запад» (Бичурин Н.Я. 1950, с. 340; Hirth F., 1899, s. 135; Chavannes E., 1903, p. 95; Зуев Ю.А., 1960, с. 107; Кюнер Н.В., 1961, с. 42, 185; Tasag?l A., 1999, s. 99; 2004. s. 132, 140), а после поражения тюркского Се-ли ?? кагана в 630 г. «подался несколько к востоку» и осел у г.
28. Лю Маоцай. Сведения о древних тюрках в средневековых китайских источниках. М., 2002. 126 с.
29. Малявкин А.Г. Историческая география Центральной Азии: (материалы и исследования). Новосибирск, 1981. 292 с.
Контекст: ...После того как восстановивший суверенитет тюрков Кутлуг, хотя и провозгласивший себя Ильтериш каганом задолго до этого, * О топониме Цзинь-шань ?? см.: Малявкин А.Г., 1981, с. 39, 173, комм. 251; 1989, с. 39, 166, комм. 244.
30. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: тексты и исследования. Новосибирск, 1989. 432 с.
Контекст: ...Она же упоминается как гора У-дэ-цзянь ??? (Thomsen V. 1896, p. 196-197; Parker E.H., 1899, p. 122, 129 not. 51; Pelliot P., 1929, p. 212-217; Малявкин А.Г., 1989, с. 19, 116-117, комм. 31), в звучании названия которой В. Томсен и Ф. Хирт видели передачу топонима Otukan, локализовавшегося между р.
31. Мори М. Политическая структура древнего государства кочевников Монголии//XIII Международный конгресс исторических наук. 16-23 августа 1970 г. М., 1970.
Контекст: ...е тюрков покорились ему, хотя часть ушла в Восточный Туркестан или подчинилась Китаю (Бичурин Н.Я., 1950, с. 256; Julien S., 1864b, p. 234; Hirth F., 1899, s. 137; Parker E.H., 1901b, p. 242; 1901c, * М. Мори (1970, с. 2) считал, что он после разгрома жоужаней ?? перенес резиденцию с Алтая в Oтyкaн. 94 II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… p. 266; Лю Маоцай, 2002, с. 72; Tasag?l A., 1999, s. 85).
32. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы; М., 1995. 320 с.
Контекст: ...Как указывал Н.Э. Масанов (1995, с. 166-167), неформальное признание за какой-либо семьей права на зимник вполне можно рассматривать как собственность.
33. Новгородова Э.А. Древняя Монголия: (Некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). М., 1989. 383 с.
Контекст: ..., стационарных могильников и т.д. указывают на факт основательного пребывания в местности той или иной кочевой группы (Бернштам А.Н., 1941, с. 36; Потапов Л.П., 1946; 1954, с. 85; Плетнева С.А., 1982, с. 41-42; Новгородова Э.А., 1989, с. 310).
34. Новгородова Э.А. Памятники изобразительного искусства древнетюркского времени на территории МНР//Тюркологический сборник 1977. М., 1981. С. 207-213.
35. Остафьев В.А. Колонизация степных областей в связи с вопросом о кочевом хозяйстве//Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. 1895. Кн. 18, вып. 1. С. 1-62.
36. Петров К.И. Очерки социально-экономической истории Киргизии VI -начала XIII в. Фрунзе, 1981. 236 с.
Контекст: ...Вообще в Кыргызстане могильники скотоводов VI-XII вв. в речных долинах встречаются повсеместно (Петров К.И., 1981, с. 61-66).
37. Плетнева С.А. Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей. М., 1982. 189 с.
Контекст: ...В исследовательской литературе уже не раз отмечалось, что культы гор, наличие родовых мест поклонения, стационарных могильников и т.д. указывают на факт основательного пребывания в местности той или иной кочевой группы (Бернштам А.Н., 1941, с. 36; Потапов Л.П., 1946; 1954, с. 85; Плетнева С.А., 1982, с. 41-42; Новгородова Э.А., 1989, с. 310).
38. Позднеев Д.М. Исторический очерк уйгуров (по китайским источникам). СПб., 1899. LXIII. 162 с.
Контекст: ...Орхон и Тола (см.: Позднеев Д.М., 1899, с. 48). 93 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… венства, каган Ань-ло ?? жил у р.
39. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1881. Вып. II. 181 (89) с.
Контекст: ...Г.Н. Потанин (1881, с. 92-94) подробно описал такое явление, как поклонение горам и озерам целыми племенами среди монголов. ** Ср., однако, пассаж о Ту-ли ??, позже принявшем титул Жаньгань ?? кагана: «Тули собственно жил на северной стороне; а когда женился на царевне, то переселился на юг в старую крепость
40. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 321 с.
Контекст: ...С этим мнением согласился Л.П. Потапов, указавший, что абсолютизация не только культа Тэнгри, но и богини Умай (Потапов Л.П., 1973, с. 285-286), основываясь на народных представлениях древних тюрков, являлась продуктом деятельности социальной верхушки (Потапов Л.П., 1991, с. 271-272).
41. Потапов Л.П. Культ гор на Алтае//Советская этнография. 1946. № 2. С. 145-160.
Контекст: ...В исследовательской литературе уже не раз отмечалось, что культы гор, наличие родовых мест поклонения, стационарных могильников и т.д. указывают на факт основательного пребывания в местности той или иной кочевой группы (Бернштам А.Н., 1941, с. 36; Потапов Л.П., 1946; 1954, с. 85; Плетнева С.А., 1982, с. 41-42; Новгородова Э.А., 1989, с. 310).
42. Потапов Л.П. О сущности патриархально-феодальных отношений у народов Средней Азии и Казахстана//Вопросы истории. 1954. № 6. С. 73-89.
Контекст: ...В исследовательской литературе уже не раз отмечалось, что культы гор, наличие родовых мест поклонения, стационарных могильников и т.д. указывают на факт основательного пребывания в местности той или иной кочевой группы (Бернштам А.Н., 1941, с. 36; Потапов Л.П., 1946; 1954, с. 85; Плетнева С.А., 1982, с. 41-42; Новгородова Э.А., 1989, с. 310).
43. Потапов Л.П. Умай -божество древних тюрков в свете этнографических данных//Тюркологический сборник 1972. М., 1973. С. 265-286.
44. Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника. М., 1989. 749 с.
Контекст: ...Не вдаваясь в проблему земельных отношений у кочевников, укажем, что, как отметил еще В.В. Радлов (1989, с. 254-256, 336), кочевники предъявляли высокие требования к зимним стойбищам и отдельные семьи всячески пытались закрепить их за собой.
45. Рогожинский А.Е. Новые находки памятников древнетюркской эпиграфики и монументального искусства на юге и востоке Казахстана//Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана. Алматы, 2010. С. 329-344.
Контекст: ...Так, преемство между кочевническими стоянками Древнего, Средневекового и Нового времени установлено, например, на территории Казахстана (Рогожинский А.Е., 2010, с. 331-333).
46. Шелепова Е.В. Ритуальные памятники кочевников Алтая поздней древности и раннего средневековья: автореф. дис. … канд. ист. наук. Барнаул, 2009. 24 с.
Контекст: ...а (Бартольд В.В., 1966, с. 383), что подтверждается данными из словаря Махмуда Кашгарлы (Древнетюркский словарь, 1969, с. 458; Clauson G., 1972, p. 652). 99 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… время Е.В. Шелепова (2009, с. 17, 21) пришла к выводу, что одной из функций древнетюркских балбалов также является обозначение территории определенного рода или семьи.
47. Alyılmaz C. Bugut Yazıtı ve Anıt Mezar Külliyesi Üzerine//Selçuk Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları Dergisi. 2003. Sayı 3. S. 11-21.
48. Aydın E. Köl Tigin ve Bilge Kağan Yazıtlarındaki Amga (Amgı) Korgan Üzerine//Turkish Studies. 2009. Vol. 4/3. P. 273-282.
49. Aydın E. Ötüken Adı ve Yeri Üzerine Düşünceler//Turkish Studies. 2007. Vol. 2/4. P. 1262-1270.
50. Bazin L. Les calendriers turcs anciens et medievaux. Lille, 1974. (3), 800 p.
Контекст: ...Полярные точки зрения см.: Clauson G., 1972, p. 298, 518: to?ta-; Bazin L., 1974, p. 241. 97 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… занных с объектами местности (Гумилев Л.Н., 1993, с. 80) * , либо исходя из транскрипции топонима, связывающего его с именем Тэнгри, можем полагать, что здесь имеется отголосок традиционного поклонения
51. Selected Works of Peter A. Boodberg. Berkeley; Los Angeles; London, 1979. XIX. 502 p.
52. Chavannes E. Documents sur les Tou-kiue (Turcs) Occidentaux. Paris, 1903. IV, 380 p.
Контекст: ...Например, по этнографическим материалам, у сибирских тюрков моления Небу совершались в верховьях какой-либо реки (Потапов Л.П., 1991, с. 273). 92 II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… шу, цз. 84, с. 19б] (Бичурин Н.Я., 1950, с. 279; Chavannes E., 1903, p. 15; Tasag?l A., 2003, s. 107).
53. Clauson G. An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish. Oxford, 1972. XLVIII. 989 p.
Контекст: ...Полярные точки зрения см.: Clauson G., 1972, p. 298, 518: to?ta-; Bazin L., 1974, p. 241. 97 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… занных с объектами местности (Гумилев Л.Н., 1993, с. 80) * , либо исходя из транскрипции топонима, связывающего его с именем
54. Gharib B. Sogdian dictionary: Sogdian-Persian-English. Tehran, 1995. XLII. 517 p.
Контекст: ...Мы не можем сказать, из чего исходил Ю. Йошида, но толкование, предложенное В.А. Лившицем, соответствует известным значениям лексемы pwrs- (Gharib B., 1995, p. 331, 289).
55. Grousset R. L’empire des steppes. Attila, Gengiskhan, Tamerlan. Quatrième édition. Paris, 1965. 620 p.
Контекст: ...Орхон располагался командный пункт для всех кочевых объединений от хуннов до Чингисхана (Grousset R., 1965, p. 126).
56. Hirth F. Nachworte zur Inschrift des Tonjukuk//Radloff W. Die alttürkischen Inschriften der Mongolei. Zweite Folge. St. Petersburg, 1899. S. 1-140.
Контекст: ...Орхон и северным Хангаем (Thomsen V., 1896, p. 106, 152, not. 32; Hirth F., 1899, s. 33, not. 1) * .
57. Jisl L. Výzkum Kulteginova památníku v Mongolské Lidové Republice//Archeologické rozhledy. 1960. T. XII, № 1. S. 86-115.
Контекст: ...Вполне возможно, что при смене главенствующего племени и соответственно династии, как было в случае с тюрками и уйгурами, поминальные памятники предшественников подвергаются разрушению (Jisl L., 1960, s. 109; Кляшторный С.Г., 1964, с. 58-59).
58. Golden P.B. An Introduction to the History of the Turkic Peoples: Ethnogenesis and State-Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden, 1992. XVII. 483 p.
Контекст: ...Представляется важным вспомнить высказанное П.Б. Голденом положение о «коллективном суверенитете» (collective sovereignty) «харизматического клана» (Golden P.B., 1982, p. 45-46; 1992, p. 131), одним из условий и признаков легитимности власти которого является факт контроля над священными местами (Golden P.B., 1982, p. 46).
59. Golden P.B. Imperial Ideology and the Sources of Political Unity amongst the Pre-Činggisid Nomads of Western Eurasia//Archivum Eurasiae Medii Aevi. 1982. T. II. P. 37-76.
Контекст: ...Представляется важным вспомнить высказанное П.Б. Голденом положение о «коллективном суверенитете» (collective sovereignty) «харизматического клана» (Golden P.B., 1982, p. 45-46; 1992, p. 131), одним из условий и признаков легитимности власти которого является факт контроля над священными местами (Golden P.B., 1982, p. 46).
60. Julien S. Documents historiques surles Tou-kiue (Turcs)//Journal Asiatique. 1864a. Ser. 6. Vol. III. P. 325-367, 491-549; 1864b. Ser. 6. Vol. IV. P. 201-242, 391-430, 453-477.
Контекст: ...Почти так же у С. Жюльена, но иероглиф шуй ? никак не обыгрывается (Julien S., 1864a, p. 335).
61. Kljaštornyi S.G., Livšic V.A. The Sogdian Inscription of Bugut Revised//Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. 1972. T. XXVI. P. 69-102.
62. Kljaštornyj S.G. Al-Bīrūnī’s Version of an Old Türkic genealogical legend. On the semantics of Türkic baraq//Türkic Languages. 1998. Vol. 2, № 2. P. 247-252.
63. Klyaştornıy S.G., Livsiç V.A. Bugut’taki Sogtça Kitabeye Yeni Bir Bakış//Türk Dili Araştırmaları Yıllığı, Belleten 1987.
64. Ankara, 1992. S. 201-241.
Контекст: ...Klyastorn?y S.G., Livsic V.A. Bugut'taki Sogtca Kitabeye Yeni Bir Bak?s // Turk Dili Arast?rmalar? Y?ll?g?, Belleten 1987. Ankara, 1992.
65. Ögel В. Türk mitolojisi (Kaynakları ve açıkmaları ile destanlar). 2. bk. Ankara, 1993. I. Cilt. 645 s.
66. Parker E.H. The Early Turks//The China Review. 1899. Vol. 24. № 3. P. 120-130; 1900a. Vol. 24. № 4. P. 163-173; 1900b. Vol. 24. № 5. P. 227-234; 1900c. Vol. 25. № 1; 1900d. Vol. 25. № 2. P. 69-79; 1901a. Vol. 25. № 4. P. 163-174; 1901b. Vol. 25. № 5. P. 234-247; 1901c. Vol. 25. № 6. P. 265-271.
Контекст: ...На этом моменте заострил внимание Э.Х. Паркер, видевший в сочетании шу й бай цзи ??? одну конструкцию ‘did water obeisance in worship', хотя оговорился, что цзи ? может также трактоваться здесь и как ‘sacrifice', ‘make oblation' (Parker E.H., 1899, p. 122-123, 129 note 53; 1900a, p. 166).
67. Pelliot P. Neuf notes sur des questions d’Asie central//T’oung Pao. 1929. T. XXVI, № 4-5. P. 201-266.
Контекст: ...П. Пелльо предложил перевод ‘[les gens] s'assemblent a la riviere T'o-jen (*T‘a-nzien) pour sacrifier au dieu du Ciel', т.е. та жэнь шуй ??? интерпретировалась как одна синтаксическая конструкция со значением ‘река То-жэнь' (Pelliot P., 1929, p. 215-216, not. 3).
68. Pulleyblank E.G. A Lexicon of Reconstructed Pronunciation in Early Middle Chinese, Late Middle Chinese, and Early Mandarin. Vancouver, 1991. VII. 488 p.
Контекст: ...Хотя транскрипция звучания иероглифа bo ? вполне обоснована (ср., например, > b?t: Pulleyblank E.G., 1991, p. 40), а термин bod ‘трон', ‘престол' зафиксирован в Хошо- Цайдамских памятниках [КТ, Хб, 11 = БК, Хб, 8; БК, Х, 1, 2] * , все же каких-либо оснований для употребления его в иных значениях эти случаи не дают.
69. Roux J.-P. La religion des Turcs de l’Orkhon, des VIIe et VIIIe siècles//Revue de l’histoire des religions. 1962a. T. 161, № 1. P. 1-24; 1962b. № 2. P. 199-231.
Контекст: ...Первая возникает, когда создаются крупные племенные союзы и тогда возрастает значение культа Tangri (Roux J.-P., 1962a, p. 7).
70. Schlegel G. [Critiq.] Vilh. Thomsen, Inscriptions de l’Orkhon//T’oung Pao. 1896a. Vol. VII. P. 182-191.
Контекст: ...Это он упоминается у Рашид ад-Дина среди девяти рек местности, где живут уйгуры, в форме ??????? Утикан (Schlegel G., 1896a, p. 188-189).
71. Schlegel G. Die chinesische Inschrift auf dem uigurischen Denkmal in Kara Balgassun. Helsingfors, 1896b. XV. 141 s.
72. Sertkaya O.F., Harcavbay S. Hoyto-Tamir (Moğolistan)’dan Yeni Yazıtlar (Ön Neşir)//Türk Dili Araştırmaları Yıllığı, Belleten 2000.
73. Ankara, 2001. S. 313-346.
Контекст: ...Sertkaya O.F., Harcavbay S. Hoyto-Tamir (Mogolistan)'dan Yeni Yaz?tlar (On Nesir) // Turk Dili Arast?rmalar? Y?ll?g?, Belleten 2000. Ankara, 2001.
74. Taşağıl A. Çin kaynaklarına eski Türk boyları: M.Ö. III -M.S. X. asır. Ankara, 2004. XII. 187, 29 s.
75. Taşağıl A. Gök-Türkler I. 2. bk. Ankara, 2003. 197, [23] s.
76. Taşağıl A. Gök-Türkler II (fetret devri 630-681). Ankara, 1999. VIII. 128 [12] s.
77. Thomsen V. Inscriptions de l’Orkhon déchiffrées. Helsingfors, 1896. 224 p.
Контекст: ...Она же упоминается как гора У-дэ-цзянь ??? (Thomsen V. 1896, p. 196-197; Parker E.H., 1899, p. 122, 129 not. 51; Pelliot P., 1929, p. 212-217; Малявкин А.Г., 1989, с. 19, 116-117, комм. 31), в звучании названия которой В. Томсен и Ф. Хирт видели передачу топонима Otukan, локализовавшегося между р.
78. Yoshida Y., Moriyasu T. The Bugut Inscription (ブグト碑文)//Provisional Report of Researches on Historical Sites and Inscriptions in Mongolia from 1996 to 1998 (モンゴル国現存遺蹟・碑文調査研究報告). Toyonaka, 1999. P. 121-125.
79. Цинь-дин си ку цюань шу хуэй-яо: Суй шу (гон эр цо). Чанчунь, 2005 [定四庫全書 要: 隋 (共2册). 長春, 2005].
80. Цинь-дин си ку цюань шу хуэй-яо: Чжоу шу. Чанчунь, 2005 [定四庫全書 要 -周. 長春, 2005].