К вопросу о культе орла у хакасов

Main Article Content

В.А. Бурнаков Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Бурнаков, В. (1). К вопросу о культе орла у хакасов. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 4(4), 153-164. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2353
Section
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

References

1. Албынжи. Хакасское героическое сказание. Красноярск, 1984.
Контекст: ...Куда ни кинешь орлиный взгляд, Кругом равнинные земли лежат. (Албынжи, 1984, с. 12) Вызывает интерес, что особый, привлекающий внимание и пугающий пронзительный орлиный взгляд, в верованиях хакасов считался одним из признаков принадлежности к высшему сословию общества.

2. Андреев А.И. Труды и материалы В.О. Татищева о Сибири//Со­ветская этнография. 1936. №6.
Контекст: ..., которые весят на батогах у себя в юртах: голые соболи, и колонки, и горностаи и белки, и привязывают же всякие лоскутья и из птиц привязывают орлов и лунев и тем называют шайтанов и... в них веруют» (Андреев А.И., 1936, с. 100.

3. Баинов М. Р. Хан-Тенис на темно-сивом коне. Новосибирск, 2007.
Контекст: ...Упомянутые птицы приводятся в едином смысловом контексте: .. .Над перевалом соколом серым взмывает, Черным орлом над вершинами гор проплывает... (Баинов М.Р., 2007, с. 29) .

4. Бурнаков В. А. Духи Среднего мира в традиционном мировоз­зрении хакасов. Новосибирск, 2006.
Контекст: ...Как объясняли верующие, «дерево прощалось с солнцем» (Бурнаков В.А., 2006, с. 18).

5. Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999.
Контекст: ...С помощью этой птицы шаманы, якобы, путешествовали по Верхнему миру (Катанов Н.Ф., 1889, с. 113; Бутанаев В.Я., 1999, с. 181).

6. Бутанаев В.Я. Степные законы Хонгорая. Абакан, 2004.
7. Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан, 2006.
Контекст: ...По всей видимости, данный орнитоморфный образ был заимствован хакасами из буддизма (Бутанаев В.Я., 2006, с. 51).

8. Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан, 2008.
Контекст: ...Они нередко служат ездовыми птицами богатырей (Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2008, с. 34).

9. Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. М.; Л., 1940.
Контекст: ...Н.П. Дыренкова (1940, с. 281), изучая мировоззрение хакасов и шорцев, отмечала их веру в то, что «звери-птицы своим собственным хозяевам выкуп дают.

10. Карачаков С.Е. Чоныма оддз1м айланчам (Возвращаю свой долг) (на хак. яз.). Абакан, 2004.
11. Катанов Н. (священик). Шаманский бубен и его значение//Ени­сейские епархиальные ведомости. 1889. №6.
Контекст: ...Так, например, изображение орлов всегда располагалось в верхней части шаманского бубна, соотносимого с небесной сферой (Катанов Н.Ф., 1889, с. 113).

12. Катанов Н.Ф. Письма Н.Ф. Катанова из Сибири и Восточного Туркестана. СПб., 1893.
Контекст: ...Н.Ф. Катанов (1893, с. 110) соотнес его с мифической птицей счастья - феникс.

13. Катанов Н.Ф. Сказания и легенды минусинских татар//Сибир­ский сборник. Прил. к газете «Восточное обозрение», 1887.
14. Катанов Н. Ф. Образцы народной литературы тюркских племен. СПб., 1907. Т. IX.
Контекст: ...Так, например, в народной песне о князе бельтиров* Сотке, при описании его внешности приводятся следующие эпитеты: «Сотка! Посмотреть на него спереди, - красавец! Посмотреть на него сзади, - красавец! - Глава толпы и народа - Сотка! Глаза у него, как у ястреба! Брови его черные!» (Катанов Н.Ф., 1907, с. 417.

15. Кильчичаков А.Г. Животный мир Хакасии (на хак. яз.). Абакан, 1995.
16. Кильчичаков М.Е. Сказка о том, как птицы царя выбирали. М., 1989.
Контекст: ...И в полном согласье На царский престол Был птицами избран Могучий Орел. (Кильчичаков М.Е., 1989, с. 11) Отождествление орла с царем в фольклоре (Совет., 2006, с. 43-47; Кильчичаков М.Е., 1989, с. 31 и др.), на наш взгляд, не случайно и во многом определяется природой птицы.

17. Козьмин Н.Н. «Чернь»: Природа и человек горной тайги//Си­бирские записки, 1916. №3.
Контекст: ...По этому поводу известный сибирский историк, профессор Н.Н. Козьмин (1916, с. 103), в своих исследованиях затрагивавший тему духовной культуры хакасов и других тюрков Южной Сибири, совершенно справедливо отмечал: «Как все живущие, и птица должна была занять свое место в культе.

18. Потанин Н.Г. Очерки Северо-Западной Монголии. 2-е изд. Гор­но-Алтайск, 2005.
Контекст: ...Любопытно, что выдающемуся исследователю-путешественнику Н.Г. Потанину (2005, с. 919) во время экспедиции по Центральной Азии в XIX в. удалось зафиксировать в Туве подобный же исторический «рассказ о поднесении ястреба Чингис-кайракану».

19. Потапов Л. П. Мифы алтае-саянских народов как исторический источник//Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1983.
Контекст: ...Вероятно, это послужило причиной того, что хакасы, как и другие тюр-ко-монгольские народы, стали называть его «небесной птицей» (Потапов Л.П., 1983, с. 107).

20. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2009. Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. М., 1989. Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. Новосибирск, 1984.
21. Сагалаев А.М. Птица, дающая жизнь//Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990.
Контекст: ...В позднейшей традиции она является покровительницей деторождения (Сагалаев А. М., 1990, с. 22).

22. Сарыг-Чанывар//Сибирские сказания. М., 1991.
23. Симаков Г. Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии (ритуальный и практический аспекты). СПб., 1998.
Контекст: ...Этими особенными свойствами они противопоставлены миру других млекопитающих и птиц (Симаков Г. Н., 1998, с. 22).

24. Совет птиц и зверей//Мифы и легенды хакасов. Абакан, 2006.
Контекст: ...В мифах повествуется о том, что для разрешения насущных проблем птицы, якобы, устраивают собрания или советы - «хустар чылии» (Совет., 2006, с. 43-47).

25. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990.
26. Трояков П.А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения. Абакан, 1991.
Контекст: ...В верованиях и фольклоре хакасов, непосредственно кроме орла, широко представлен другой орлиноподобный синкретичный персонаж -Хан-Киретхус (Хан-Киреде) (Трояков П.А., 1991, с. 316).

27. Хакасские народные тахпахи. Абакан, 1980.
Контекст: ...На болотистой земле гнездится. (Хакасские..., 1980, с. 32) Орлы «моногамны» и в отличие от других птиц не собираются в стаи.

28. Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. Новосибирск, 1997.
Контекст: ...Как птица ястреб, распластался, Как птица Хан-Кирет, взметнувшись, помчался... (Хакасский..., 1997, с. 99) Известный венгерский исследователь В. Диосеги, изучая традиционные верования хакасов, обращал внимание на то, что в шаманской практике образы орлиноподобных птиц нередко были взаимозаменяемы. «...Если какие-нибудь другие тесы (шаманские духи. -

29. Хубай-Хус//Мифы и легенды хакасов. Абакан, 2006.
30. Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов//Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.
Контекст: ...В этой связи выдающийся исследователь-этнограф Л.Я. Штернберг (1936, с. 112) отмечал: «Культ орла... один из наиболее универсальных.