Асыки и их роль в мировоззрении кочевников

Основное содержание статьи

Улан Умиткалиевич Умиткалиев Email: aie.caf-317@yandex.ru
Данияр Толегенович Тлеугабулов Email: danchitto@mail.ru

Аннотация

Игра в асыки является традиционной для казахского народа, она имеет многовековую историю. Игра не была утрачена и сохранилась с древности до настоящего времени, и в данный момент требуется ее изучение в культурном аспекте. Общеизвестным является факт, что игра в асыки есть у всех тюрко-монгольских народов, как одна из разновидностей игр в кости. Данная статья написана по результатам полевых археологических исследований специалистов кафедры археологии и этнологии исторического факультета Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева на территории Абайского района Восточно-Казахстанской области в полевом сезоне 2014 г. В погребениях, относящихся к бронзовому веку и предварительно датируемых II тысячелетием до н. э., были найдены 140 асыков. Асыки были обнаружены у ног погребенного в каменном ящике. Все асыки были выкрашены красной охрой, что очень четко фиксируется, несмотря на значительную стертость краски. Цель данной статьи — показать, что асыки — это не просто детская игра, а часть культурного наследия тюркских народов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Умиткалиев, У. У., & Тлеугабулов, Д. Т. (1). Асыки и их роль в мировоззрении кочевников. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 10(1-2), 37-44. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/3087
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
Биографии авторов

Улан Умиткалиевич Умиткалиев, Евразийский национальный университетим. Л. Н. Гумилева, г. Астана

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой археологии и этнологии

Данияр Толегенович Тлеугабулов, Евразийский национальный университетим. Л. Н. Гумилева, г. Астана

магистр гуманитарных наук, преподаватель кафедры археологии и этнологии исторического факультета

Литература

Абрамзон, 1949 — Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка // Сборник Музея антропологии и этнографии. М. ; Л., 1949. Т. 12. С. 78-138.

Артыкбаев, 2009 — Артыкбаев Ж. О. Арджаспа туралы ацыз // Казак тарихы мен эт-нологиясыныц мэселелерь Павлодар, 2009. Т II. С. 156-160.

Бабакрдар, 2000 — Бабак,¥мар Хинаят. Жауырынныц сакральды кызметшщ тари-хы — этномэдени семантикасы» // Абай — акпарат журналы. Алматы, 2000. С. 45-56.

Батболд, 2011 — Батболд Н. Хуннугийн хадны зураг // Studia Archaeologica Instituti Archaeologici Akademiae Scientiarum Mongolicae. T. XXXI. 2011. С. 26-39.

Валиханов, 1984 — Валиханов Ч. Ч. Тенкри (Бог) // Собр соч. : в 5 т. Алма-Ата, 1984. Т. 1. С. 208-215.

Олжабай, 2013 — Олжабай С. Шардара шынырауындагы Шахристан // «Жалын» Рес-публикалык эдеби-керкем жэне элеуметтж журнал. 2013. № 12. С. 72-78.

Сотникова, 2014 — Сотникова С. В. Детские погребения с наборами асыков и роль игры в обществах степного населения эпохи бронзы // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 2 (25). С. 26-34.

Тойшащшы, 2009 — Тойшащшы Акедш. Турж-монгол мифологиясы : монография. Алматы, 2009. 192 с.

Телеубаев, 2013 — Телеубаев Э. Т. Казак халкы этнографиясынын мэселелерь Ал-маты, 2013. Т. 2. 496 с.