Рукописный старообрядческий «Псевдозлатоуст» второй половины XIX в. из собрания Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета
Основное содержание статьи
Аннотация
Исследуется старообрядческий рукописный сборник второй половины XIX в., обладающий весьма нестандартной структурой. Автор проводит атрибуцию рукописи и исследует её внутреннее устройство. Делается вывод о том, что книга была составлена в рамках одного из беспоповских согласий старообрядчества, что определило основные элементы её композиции. При этом сборник, по всей видимости, предназначался для весьма широкого круга читателей, среди которых могли быть даже представители поповского направления староверия. В рамках работы устанавливаются принципы взаимодействия между собой отдельных содержательных «блоков» книги. Отмечаются обширные эсхатологические и полемические элементы сборника. Исследователь заключает, что мотивом помещения в компиляцию того или иного произведения служили его архаичность и авторитетность в глазах «ревнителей древлего благочестия», что привело к широкому заимствованию текстов из наиболее популярных печатных изданий рубежа XVIII-XIX вв.
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Бытко, С. С. (1). Рукописный старообрядческий «Псевдозлатоуст» второй половины XIX в. из собрания Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 14(1), 53-63. https://doi.org/10.14258/nreur(2018)1-05
Раздел
ПРОЗЕЛИТАРНЫЕ РЕЛИГИИ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ РОССИИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Литература
Агеева Е. А. Судьба старообрядца в императорской России: история жизни «учительного настоятеля» С. С. Гнусина // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). Вып. 4. М., 2010. С. 185-233.
Альфа и Омега. Типография Супрасльского Благовещенского монастыря, 1788 // Соборник: электронное периодическое издание [Электронный ресурс]. — URL: http:// sobornik.ru/text/alfaiomega/alfaiomega.htm (дата обращения: 11.03.2017).
Белякова Е. В. К вопросу о первом издании Кормчей Книги // Вестник церковной истории. 2006. № 1. С. 131-150.
Бытко С. С. Структурное оформление сборника «Слово о лжепророках и лжеучителях» // Северный регион: наука, образование, культура. 2016а. № 2. С. 13-18.
Бытко С. С. Томский старообрядческий сборник назидательного характера: специфика структурного оформления // Россия будет прирастать Сибирью. Сургут, 2016б. С. 19-28.
Бытко С. С. Творчество дьякона Федора в контексте книжной культуры старообрядчества // Научные труды магистрантов, аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного университета. Вып. 12. Нижневартовск, 2015. С. 25-29.
Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII — начала XIX века: Введение в изучение. СПб., 1996. 160 с.
Давидова М. Г. Старообрядческий синодик из Причудского собрания Пушкинского дома // Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс]. URL: http://www. portal-slovo.ru/art/36139.php (дата обращения: 12.03.2017).
Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: в 2 т. М., 2009. 688 с.
Златоуст. Единоверческая типография при Свято-Троицкой Введенской церкви, 1894 // Соборник: электронное периодическое издание [Электронный ресурс]. URL: http://sobornik.ru/text/zlatoust/zlatoust.htm (дата обращения: 05.03.2017).
Зольникова Н. Д. Старообрядческий нравоучительный сборник непостоянного состава // Исторические источники и литературные памятники XVI-XX вв. Новосибирск, 2004. С. 178-202.
Кормчая, напечатанная с оригинала патриарха Иосифа. М., 1912 (1650). 1481 с.
Лаборатория археографических исследований Уральского федерального университета. XVIII. 10р/1651.
Лаборатория археографических исследований Уральского федерального университета. XVIII. 50р/1847.
Понырко Н. В., Юхименко Е. М. История об отцах и страдальцах соловецких: лицевой список из собрания Ф. Ф. Мазурина. М., 2002. 272 с.
Садовая О. Н. Старообрядческие полемические сочинения о браке XVIII — первой трети XIX в. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С.196-218.
Сморгунова Е. М. Исход староверов вчера и сегодня: уход от мира и поиски земли обетованной // История Церкви: изучение и преподавание. Екатеринбург, 1999. С. 211-219.
Сырцов И. Я. Современное состояние раскола в Тобольской епархии // Тобольские епархиальные ведомости. 1883. № 23-24. С. 481-499.
Черторицкая Т. В. Четьи сборники в составе Великих Миней Четьих митрополита Макария // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 46. СПб., 1993. С. 98-108.
Альфа и Омега. Типография Супрасльского Благовещенского монастыря, 1788 // Соборник: электронное периодическое издание [Электронный ресурс]. — URL: http:// sobornik.ru/text/alfaiomega/alfaiomega.htm (дата обращения: 11.03.2017).
Белякова Е. В. К вопросу о первом издании Кормчей Книги // Вестник церковной истории. 2006. № 1. С. 131-150.
Бытко С. С. Структурное оформление сборника «Слово о лжепророках и лжеучителях» // Северный регион: наука, образование, культура. 2016а. № 2. С. 13-18.
Бытко С. С. Томский старообрядческий сборник назидательного характера: специфика структурного оформления // Россия будет прирастать Сибирью. Сургут, 2016б. С. 19-28.
Бытко С. С. Творчество дьякона Федора в контексте книжной культуры старообрядчества // Научные труды магистрантов, аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного университета. Вып. 12. Нижневартовск, 2015. С. 25-29.
Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII — начала XIX века: Введение в изучение. СПб., 1996. 160 с.
Давидова М. Г. Старообрядческий синодик из Причудского собрания Пушкинского дома // Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс]. URL: http://www. portal-slovo.ru/art/36139.php (дата обращения: 12.03.2017).
Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: в 2 т. М., 2009. 688 с.
Златоуст. Единоверческая типография при Свято-Троицкой Введенской церкви, 1894 // Соборник: электронное периодическое издание [Электронный ресурс]. URL: http://sobornik.ru/text/zlatoust/zlatoust.htm (дата обращения: 05.03.2017).
Зольникова Н. Д. Старообрядческий нравоучительный сборник непостоянного состава // Исторические источники и литературные памятники XVI-XX вв. Новосибирск, 2004. С. 178-202.
Кормчая, напечатанная с оригинала патриарха Иосифа. М., 1912 (1650). 1481 с.
Лаборатория археографических исследований Уральского федерального университета. XVIII. 10р/1651.
Лаборатория археографических исследований Уральского федерального университета. XVIII. 50р/1847.
Понырко Н. В., Юхименко Е. М. История об отцах и страдальцах соловецких: лицевой список из собрания Ф. Ф. Мазурина. М., 2002. 272 с.
Садовая О. Н. Старообрядческие полемические сочинения о браке XVIII — первой трети XIX в. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С.196-218.
Сморгунова Е. М. Исход староверов вчера и сегодня: уход от мира и поиски земли обетованной // История Церкви: изучение и преподавание. Екатеринбург, 1999. С. 211-219.
Сырцов И. Я. Современное состояние раскола в Тобольской епархии // Тобольские епархиальные ведомости. 1883. № 23-24. С. 481-499.
Черторицкая Т. В. Четьи сборники в составе Великих Миней Четьих митрополита Макария // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 46. СПб., 1993. С. 98-108.