Этнорелигиозный аспект развития образования на Алтае в 20‑е г. XX в

Основное содержание статьи

Петр Константинович Дашковский Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru
Елена Александровна Шершнёва Email: d2703@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается организация системы школьного образования на Алтае в 20-е гг. XX в. Советское правительство видело своей задачей воспитание человека по коммунистическим идеалам, а помочь ему в этом должна была школа. Именно преобразование школьной системы с вовлечением национальных окраин в систему ее реформирования должно было способствовать воспитанию толерантности и лояльности к правительству в полиэтничном государстве. Одной из главных задач системы образования становится искоренение религиозного мировоззрения в национальной среде. В этой связи главной задачей педагогов новой формации стала активная борьба с религиозным мировоззрением и разъяснение в рамках комплексной программы принципов советского образа жизни. Однако, несмотря на задачи, которые ставило правительство перед системой школьного образования в 1920-е гг., наблюдались существенные проблемы, связанные с недостатком финансирования данной сферы. Недостаточное число квалифицированных кадров, в первую очередь из национальной среды, способных вести работу по реформированию школьной системы, также сказывалось на уровне грамотности населения. Еще одной проблемой, с которой стакнулось советское правительство, это нехватка школ на национальных окраинах и неспособность в короткие сроки обучить всех желающих.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Дашковский , П. К., & Шершнёва, Е. А. (1). Этнорелигиозный аспект развития образования на Алтае в 20‑е г. XX в. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 14(1), 81-93. https://doi.org/10.14258/nreur(2018)1-08
Раздел
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Биографии авторов

Петр Константинович Дашковский , Алтайский государственный университет, Барнаул

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, Барнаул

Елена Александровна Шершнёва, Алтайский государственный университет, Барнаул

кандидат исторических наук, доцент кафедрыполитической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, Барнаул

Литература

Бердова О. В. Из истории школьного образования и костромского учительства периода формирования советской школы (1918-1930-е гг.) // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2008. Т. 14. С. 228-234.

Быкова Е. Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 19171930 гг.: организационные и идеологические аспекты // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 1. С. 179-189

Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай (ГАСПД РА). ФР. 19.

ГАСПД РА. ФР. 33.

ГАСПД РА. ФР. 55.

ГАСПД РА. ФР. 117.

ГАСПД РА. ФР. 310.

Дашковский П. К., Зиберт Н. П. Влияние государственно-конфессиональной политики на положение религиозных общин Алтая в первые годы советской власти // Известия Алтайского гос. ун-та. 2016. № 4 (92). С. 50-56.

Дашковский П. К., Зиберт Н. П. Изъятие церковных ценностей на территории Алтайской губернии в начале 20-х гг. XX в // Известия Алтайского гос. ун-та. 2017. № 2 (94). С. 88-93.

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/9054838 (дата обращения: 19.10.2017).

Ермолов В. А. Реформа школьного образования в рамках культурной политики советской власти в 20-х гг. ХХ века (на примере Новгородской губернии) // Общество. Среда. Развитие. 2009. № 2. С. 143-157.

Ершова О. В. Начальное образование в РСФСР в 1920-е годы: исторический опыт // Вестник Чувашского гос. ун-та. 2006. № 5. С. 15-21

Кагазежев Б. С. История развития народного образования в Адыгейской автономной области в 20-30-е годы XX века // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2016. № 4. С. 30-34

Кенжебаева С. Е. Идейно-политическая борьба в области культуры и образования в Казахстане в 20-30-е годы XX века // Вестник Астраханского государственного технического ун-та. 2011. № 2. С. 137-143.

Масленкин А. И. Роль общеобразовательной школы в подготовке рабочих в 19201930-е годы (по материалам Верхневолжья) // Наука и школа. 2009. № 3. С. 68-70

Номогоева В. В. Государственная политика в сфере материально-финансового обеспечения школьного образования в Бурятии (1920-е гг.) // Власть. 2009. № 6. С. 90-93.

О единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942 [Электронный ресурс]. — URL: http://istmat. info/node/31601 (дата обращения: 19.10.2017).

О мерах к улучшению снабжения школ и других просветительных учреждений: Декрет СНК РСФСР от 15.09.1921 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=ESU; n=9317#0 (дата обращения: 19.10.2017)

О школах национальных меньшинств: Постановление Народного комиссариата просвещения // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942 [Электронный ресурс]. URL: http:// istmat.info/node/31674 (дата обращения: 19.10.2017).

Ракунов В. А. Государственная политика в сфере школьного образования в 192030-х годах // Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/1/Rakunov_ Formal_Education/ (дата обращения: 19.10.2017).

Халитова А. М. Языковая политика в СССР в 1920-1930 гг.: региональный опыт // Вестник Башкирского гос. ун-та. 2010. Т. 15. № 1. С. 155-157.

Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9054838.

Яшина М. А. Антирелигиозные образование и воспитание в СССР в 1920-е годы: уроки истории и современность // Вестник Челябинского государственного педагогического ун-та. 2011. № 3. С. 201-208.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)