О захоронениях в склепах Казахстана
Основное содержание статьи
Аннотация
Впервые описывается казахский мавзолей Торгайулы Жупарбая, возведенный из современных материалов в конце ХХ в. Объект располагается на кладбище села Сунак-Ата (Жанакорганский район Кызылординской области Казахстана). Особенностью погребального сооружения является наличие склепа. Опросные данные и этнографические, археологические материалы о склепных погребениях Средней Азии и Казахстана позволяют отнести указанный мавзолей к распространенному в период Средневековья типу могильных сооружений. Фиксируемая здесь форма погребения относится к мусульманскому обряду захоронения, которая известна в Среднеазиатском регионе с XI в. В погребальном обряде как казахов, так и других народов Средней Азии, с эпохи Средневековья до начала ХХ в. устройства подземных сооружений для группового захоронения предназначались главным образом для лиц знатного происхождения. В ХХ в., скорее всего, с установлением советской власти и ликвидацией местной элиты склепные захоронения становятся реликтовыми. На сегодняшний день сагана Тор-гайулы Жупарбай является, возможно, единственным и последним мазаром со склепом — сагана, который сооружен в конце ХХ в.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Литература
Ажигали С. Е. Архитектура кочевников — феномен истории и культуры Евразии. Алматы, 2002. 652 с.
Акатаев С. Н. Культ предков у казахов в прошлом и зороастризм // Известия АН Каз. ССР. Серия общественных наук. 1973. № 2. С. 43-49.
Армарчук Е. Мавзолей Тюрабек-ханым в Старом Ургенче: форма, функция и возраст // Татарская археология. 2001. № 1-2 (8-9). С.120-168.
Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата, 1982. 144 с.
Ерзакович Л. Б., Нурмуханбетов Б., Ордабаев А. Подземное погребальное сооружение в Туркестане // Археологические исследования в Отраре. Алма-Ата, 1977. С. 59-72.
Каллаур В. Древние города Саганак (Сунак), Ашнас или Эшнас (Асанас) и другие в Перовском уезде, разрушенные Чингис-ханом в 1219 году // Протоколы заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии. Историко-культурные памятники Казахстана. Туркестан, 2011. С. 204-211.
Кастанье И. А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края. Алматы, 2007. 514 с.
Муратов С. Н., Ерзакович Л. Б. Лопатка коровы с тюркскими письменами на арабском алфавите из городища Аспара (Чуйская долина) // Эпиграфика Востока. Вып. XVIII. Л., 1967. С. 71-79.
Немцева Н. Б. Малоизученный мавзолей из ансамбля Шахи-Зинда // Общественные науки в Узбекистане. 1969. № 8-9. С. 43-50.
Немцева Н. Б., Шваб Ю. З. Ансамбль Шах-и Зинда. Историко-архитектурный очерк. Ташкент, 1979. 168 с.
Проскурин А. Склеп поселковый // Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. Алматы, 1994. С. 70.
Самашев З., Кожа М. Элитный культовый комплекс Сарайчика // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2007. № 1. С. 236-257.
Сещцмбек А. Суйек косу // Мэдениет. 2006. № 1. С. 20-41 (на каз. яз.).
Семби М. К. Реликты архаических ритуалов в памятниках казахской архитектуры Сарыарки // Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем. Алматы, 2001, С. 387-398.
Смагулов Е., Григорьев Ф. П., Итенов К. Очерки по истории и археологии средневекового Туркестана. Алматы, 1999. 232 с.
Табалдиев К. Курганы средневековых кочевых племен Тянь-Шаня. Бишкек, 1996, 256 с.
Тасмагамбетов И., Самашев З. Сарайчик. Алматы, 2001. 320 с.
Толеубаев А. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Алма-Ата, 1991. 214 с.
Туякбаев М. Турюхтан сырлары. Алматы, 2000. 96 с. (на каз. яз.).
Хмельницкий С. Между саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии. XI — начала XIII вв. Берлин ; Рига, 1996. Ч. 1. 336 с.