Обряд испрашивания дождя у туркмен

Основное содержание статьи

С. Дж. Атдаев Email: serdar63atdayev@gmail.com

Аннотация

Историческое прошлое убедительно показывает нам, что человечество неотъемлемо связано с окружающей его природной средой и находится от нее в сильной зависимости. Одним из элементом подобной связанности на протяжении многих сотен и тысяч лет являлась вода. Засушливые условия климата Туркменистана усиливали зависимость человека от воды. Немногочисленные горные речки подгорной полосы не могли удовлетворить потребности зародившейся здесь, еще в пору позднего неолита, раннеземледельческой культуры. В подобной обстановке вода становится самым важным и ценным достатком человека. Нехватка орошаемого земледелия начинает компенсироваться собиранием и бережным хранением небесных осадков, т. е. начинается освоение богарного земледелия. Изображение животворной влаги зафиксировано в духовном и материальном культурном прошлом социума. Представленные в статье материалы дают возможность более осознанно взглянуть на ценность этого природного дара и понять его. Понимая свою зависимость от природы, человек начинает адресовать свои мольбы к божественным силам и приносить жертвоприношения, вырабатывая тем самым определенные церемонии и ритуалы. Деятельность профессиональных «испрашивателей дождя» практиковалась вплоть до начала XX в. Однако до сегодняшнего дня сохранились весенние ритуальные шествия и песни, которые являются неотъемлемой частью духовной культуры туркменского народа.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Атдаев, С. Д. (2020). Обряд испрашивания дождя у туркмен. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 24(3), 83-97. https://doi.org/10.14258/nreur(2020)3-05
Раздел
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

С. Дж. Атдаев, Институт истории и археологии АНТ

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института истории и археологии АНТ, Ашхабад

Литература

Атдаев С. Дж. Бахаведдин Нагшбенди — образец нравственности и добродетельности // Возрождение. Ашхабад, 2011. № 12. С. 20-21.

Байрамсахатов Н. Неджмеддин Кубра // Ашгабат. 1995. № 6. С. 132-138.

Бартольд В. В. Собрание сочинений. Т. VIII. М. : Наука, 1973. 724 с.

Бируни. Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения. Т. I: Памятники минувших поколений. Ташкент : Фан, 1957. 486 с.

Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1950. 381 с.

Брусина Н. И. Ставропольские туркмены. Этнокультурное развитие, социальные обычаи, процессы адаптации и интеграции // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 202. М. : ИЭА РАН. 2008. 42 с.

Ибн аль-Факих. Извлечения из «Китаб ахбар ал-Булдан» по Мешхедской рукописи // Материалы по истории туркмен и Туркмении. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1939. Т. I. С. 151-155.

Карутц Р. Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке. СПб. : изд. А. Ф. Деврие-на, 1910. 196 с.

Кляшторный С. Г., Султанов Г. И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2009. 432 с.

Лессар П. М. Заметки о Закаспийском крае и соседних странах (Поездка в Персию, Южную Туркмению, Мерв, Чарджуй и Хиву) // Записки Кавказского отдела Императорского Русского исторического общества. Кн. XIII. 1884. 365 с.

Малов С. Е. Шаманский камень «яда» у тюрков Западного Китая // Советская этнография (СЭ). 1947. № 1. С. 151-160.

Махмуд ал-Кашгари. Диван лугат ат-Турк. Алматы : Дайк-Пресс, 2005. 1288 с.

Мовсес Каланкатуаци. История страны алуанк. Ереван : Матенадаран,1984. 258 с.

Насави. Шихаб ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны: (Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны). М. : Восточная литература, 1996. 798 с.

Овезов Д. М. Население долины Чандыра и среднего течения Сумбара. Ашхабад : Ылым. 1976. 193 с.

Рукописный фонд № 840. Институт языка, литературы и национальных рукописей имени Махтумкули АН Туркменистана.

Рукописный фонд № 1171. Р. Гылыджов. Институт языка, литературы и национальных рукописей имени Махтумкули АН Туркменистана.

Рукописный фонд № 1216, папка № 9. Н. Атдаев, А. Мулькаманов. Институт языка, литературы и национальных рукописей имени Махтумкули АН Туркменистана.

Самойлович А. Н. Очерки по истории туркменской литературы // Туркмения. Л., 1929. Т. 1. С. 123-167.

Усманова А. Р. Межэтнические связи в праздничной культуре и фольклоре тюрко-язычных групп Астраханского края // Межэтнические связи в фольклоре: материалы V Международной Школы молодых фольклористов. СПб., 2016. С. 189-207.

Magtymguly. Eserler yygyndysy I jilt. A.: Turkmenistanyn Ylymlar akademiyasynyn Milli golyazmalar instituty, 2012a. 556 с. (на туркменском языке).

Magtymguly. Eserler yygyndysy II jilt. A.: Turkmenistanyn Ylymlar akademiyasynyn Milli golyazmalar instituty, 2012b. 361 с. (на туркменском языке).

Yahya ibn Muhammet. Yagmyr dasy // Turkmen dunyasy — 2007. № 19 (на туркменском языке).