Экфрасис в рассказе В. М. Шукшина «Пьедестал»
Аннотация
В исследовании предпринята попытка анализа экфрасиса в рассказе Шукшина «Пьедестал». Выявлены интертекстуальные, композиционные, сюжетообразующие приемы в построении экфрасиса, определены его поэтические и семиотические функции. Живописный экфрасис – явление, не самое характерное для прозы Шукшина, но при этом обладающее ярко выраженной спецификой. В арт-парадигме Шукшина преобладает экфрасис-символ, живописные интенции у Шукшина – всегда синергетическое средство уплотнения нарратива, который с помощью эффекта визуализации может быть обращен в иные, «за-текстовые» дискурсы. Двойной мимесис, таким образом, способствует компактности формы и расширению содержания произведений писателя. При этом важно, что экфрасис Шукшина преимущественно диалогический (конструируется со сменой зрительских позиций – автор, критик, наблюдатель и пр.) и немиметический – не содержит указания на автора или произведение, а создается непосредственно в тексте. В рассказе «Пьедестал» экфрасис не только выступает в качестве философского обобщения проблематики творчества, художественного опыта самого автора, но и представляет собой комплекс имманентных аллюзий, размыкающих границы литературного произведения в обширное пространство культуры.
Скачивания
Metrics
Литература
Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989
Брагинская Н. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. М., 1977
Десятов В. В. Вулкан // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 2: Эстетика и поэтика прозы В. М. Шукшина. Мотивы и символы творче-ства В. М. Шукшина. Диалог культур. Барнаул, 2006
Ильф И, Петров Е. Золотой теленок. М., 2016
Козлова С. М. Поэтика Шукшина // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 2: Эстетика и поэтика прозы В. М. Шукшина. Мотивы и символы творчества В. М. Шукшина. Диалог культур. Барнаул, 2006
Куляпин А. И. Интертекстуальность // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедиче-ский словарь-справочник. Т. 1: Филологическое шукшиноведение. Личность В. М. Шукшина. Язык произведений В. М. Шукшина. Барнаул, 2004
Куляпин А. И. Корова // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 2: Эстетика и поэтика прозы В. М. Шукшина. Мотивы и символы творче-ства В. М. Шукшина. Диалог культур. Барнаул, 2006
Куляпин А. И. Пьедестал // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 3: Интерпретация художественных произведений В. М. Шукшина. Публицистика В. М. Шукшина. Барнаул, 2007
Куляпин А. И. Эволюция творчества // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедиче-ский словарь-справочник. Т. 2: Эстетика и поэтика прозы В. М. Шукшина. Мотивы и символы творчества В. М. Шукшина. Диалог культур. Барнаул, 2006.
Лотман Ю. М. Театральный язык и живопись // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002
Маяковский В. В. Сочинения в двух томах. Т. I. М., 1987
Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.
Шубин Р. В. Проблема двойничества в рассказах В. Шукшина (в аспекте русской герменевтики) // Филология и человек, 2015. № 4
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга вторая. Верую! М., 1998
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга первая. Странные люди. М., 1998а
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга третья. Охота жить. Расска-зы. М., 1998б.
Эрдман Э. Самоубийца. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PXESY/ERDMAN/samoubijca.txt
Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты…». Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. [Электронный ресурс]. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=427&Itemid=52
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.