Ekphrasis in V. Shukshin’s story Pedestal
Abstract
An attempt is made to analyze the ekphrasis of Shukshin's story Pedestal. Intertextual, compositional, plot-forming techniques in the construction of ekphrasis are revealed, its poetic and semiotic functions are determined. Ekphrasis is a phenomenon is not that typical of Shukshin's prose, but at the same time has a definite specificity. In Shukshin's literary paradigm, ekphrasis-symbol prevails. Shukshin's literary intentions are always a synergetic means to intensify the narration, which, with the help of the visualization effect, can be included into other, not textual discourses. The double mimesis thus contributes to the compactness of the form and the content expansion of the writer's works. At the same time, it is important that Shukshin's ekphrasis is mainly dialogical (constructed with a change of viewer positions – author, critic, observer, etc.) and non-mimetic – it does not contain references to the real author or work, but is created directly in the text. In the Pedestal ekphrasis acts not only as a philosophical generalization of the problems of creativity, the artistic experience of the author himself, but also represents a complex of immanent allusions that overcomes the boundaries of a literary work up to the extensive field of culture.
Downloads
Metrics
References
Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989
Брагинская Н. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. М., 1977
Десятов В. В. Вулкан // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 2: Эстетика и поэтика прозы В. М. Шукшина. Мотивы и символы творче-ства В. М. Шукшина. Диалог культур. Барнаул, 2006
Ильф И, Петров Е. Золотой теленок. М., 2016
Козлова С. М. Поэтика Шукшина // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 2: Эстетика и поэтика прозы В. М. Шукшина. Мотивы и символы творчества В. М. Шукшина. Диалог культур. Барнаул, 2006
Куляпин А. И. Интертекстуальность // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедиче-ский словарь-справочник. Т. 1: Филологическое шукшиноведение. Личность В. М. Шукшина. Язык произведений В. М. Шукшина. Барнаул, 2004
Куляпин А. И. Корова // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 2: Эстетика и поэтика прозы В. М. Шукшина. Мотивы и символы творче-ства В. М. Шукшина. Диалог культур. Барнаул, 2006
Куляпин А. И. Пьедестал // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 3: Интерпретация художественных произведений В. М. Шукшина. Публицистика В. М. Шукшина. Барнаул, 2007
Куляпин А. И. Эволюция творчества // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедиче-ский словарь-справочник. Т. 2: Эстетика и поэтика прозы В. М. Шукшина. Мотивы и символы творчества В. М. Шукшина. Диалог культур. Барнаул, 2006.
Лотман Ю. М. Театральный язык и живопись // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002
Маяковский В. В. Сочинения в двух томах. Т. I. М., 1987
Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.
Шубин Р. В. Проблема двойничества в рассказах В. Шукшина (в аспекте русской герменевтики) // Филология и человек, 2015. № 4
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга вторая. Верую! М., 1998
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга первая. Странные люди. М., 1998а
Шукшин В. М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга третья. Охота жить. Расска-зы. М., 1998б.
Эрдман Э. Самоубийца. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PXESY/ERDMAN/samoubijca.txt
Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты…». Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. [Электронный ресурс]. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=427&Itemid=52
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.