Поздний автофикшн Г.Д. Гребенщикова: нарративные стратегии в повести «Егоркина жизнь»
Аннотация
Последнее крупное произведение Г.Д. Гребенщикова «Егоркина жизнь», основанное на автобиографическом материале, с точки зрения жанра представляет собой компромисс разных тенденций – стремления запечатлеть мир прошлого максимально осязаемо, во всех его подробностях, и необходимости установить художественную коммуникацию со своим читателем. Это потребовало от автора использования целого ряда нарративных стратегий – установления эпической дистанции между временем и местом рассказа и событий, периодических обращений к читателю, а главное – различных форм социализации (обобщения) индивидуального, которое представлено как часть замкнутого и прекрасного (увиденного с дистанции) сурового мира сибирской деревни, и – одновременно – как путь формирования творческой личности (идея призвания). Второе проявляется, в частности, в обилии литературных параллелей и сопоставлений, которые образуют концептуально значимую зону интерференции литературы и личного опыта. Опыт автобиографического жанра у Гребенщикова, с одной стороны, продолжает богатую линию автобиографической прозы XIX века, с другой – органичен для такого жанра современной литературы, как автофикшн, чрезвычайная популярность которого связана со стремлением отказаться от обветшавших нарративных стратегий, установкой на переосмысление категории вымысла.
Скачивания
Metrics
Литература
Арнхейм Р. О позднем стиле // Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка // Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995.
Горбенко А.Ю. Жизнестроительство Г.Д. Гребенщикова: генезис, механизмы, семантика, контекст. диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Национальный исследовательский Томский государственный университет. Томск, 2016.
Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения в 25 т. Т. 15. М., 1972.
Полякова Т.А. Автобиографическая повесть Г.Д. Гребенщикова «Егоркина жизнь»: от реального факта к художественному вымыслу // Филоlogos. 2009. №1-2 (5).
Полякова Т.А. Путь духовного возрастания автобиографического героя в повести Г.Д. Гребенщикова «Егоркина жизнь» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. №10 (90).
Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
Черняева Т.Г. «Егоркина жизнь» Г.Д. Гребенщикова: опыт реконструкции замысла // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 8 (71).
Шмид В. Нарратология. М., 2008.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.