Динамика дискурсивных практик в просветительском радиодискурсе о русском языке.

  • Наталья Георгиевна Нестерова Томский государственный университет Email: nesterovatomsk@mail.ru
  • Анастасия Александровна Орешкина Томский государственный университет Email: vrtwb@mail.ru
Ключевые слова: дискурсивные практики, изменения, радиодискурс, радиотекст, программы о русском языке, подкаст

Аннотация

В статье исследуются новые дискурсивные практики, обусловленные конвергенцией СМИ и развитием коммуникационных технологий в условиях взаимодействия традиционных СМИ с интернетом. Источниками материала стали программа «Говорим по-русски», которая в настоящее время транслируется на одноимённом ютуб-канале, и подкаст «Как это по-русски?». Дискурсивные практики рассмотрены в динамике. Выявлены ранее не характерные для радиодискурса. Обоснованы следующие динамические изменения: 1) в формах существования и восприятия радиоконтента (сегодня программу можно не только слушать, но и смотреть); 2) в формах интерактивности (активно используются комментарий и чат в прямом эфире); 3) в коммуникативном функционале адресанта за счёт деятельности ведущего на двух площадках (в эфире и на странице программы в социальной сети); 4) в коммуникативном функционале адресата (его участие также реализуется на разных коммуникационных площадках; массовый адресат становится активным субъектом коммуникации). Отмечаются изменения 5) на уровне текста, который совмещает в себе черты радио, телевидения, прессы, и 6) на уровне языка: в просветительском радиодискурсе о русском языке они связываются с увеличением доли разговорного пласта русского языка. Анализ подкаста дополняет в новые дискурсивные практики в радиодискурсе использование хэштега.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Литература

Арсеньева Т.Е. Коммуникативные стратегии и тактики просветительского радиодискурса (на материале программы «Говорим по-русски»). Томск, 2013.

Белинова Н.В., Сухарева А.С., Шевченко Н.В. Образовательная ценность подкастов: дидактические свойства и технология создания // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4.

Беловодская А.А. Хештег / хэштег // Медиалингвистика в терминах и понятиях. М., 2018.

Горбачева И.М. Применение технологий подкастинга в образовании // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. 2020. № 1

Денисова В. Новый этап в жизни радиостанции «Интернет 101» // ТелеМультиМедиа: интернет-журнал по широкополосным сетям и мультимедийным технологиям. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.telemultimedia.ru/art.php?id=208&print

Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс в системе медиалингвистики // Медиалингвистика. 2015. № 1 (6).

Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. 2020.

Дорофеева А.А. Подкастинг: новое радио в интернете // Век информации. 2018. № 1.

Ермоленкина Л.И. Контекстные макроструктуры как механизм формирования диалогических моделей коммуникации в дискурсе социально-сетевого радио // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (208).

Журавлёва А. А. Визуальное радио как важнейший тренд в развитии современного российского радиовещания // Цифровизация коммуникативно-культурной памяти: роль журналистики как социального института. Екатеринбург, 2019.

Колесникова О.И., Пескишев Г.А. Культурно-просветительский дискурс о литературе в новых медиа: к постановке проблемы // Общество. Наука. Инновации (НПК-2021). Киров, 2021.

Коньков В.И., Сурикова Т.И. Радиоречь как поликодовое образование: содержание понятия и принципы описания // Экология языка и коммуникативная практика. 2018 №3.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М., 1999.

Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/maksim_krongauz/russkiy_yazik_na_grani_nervnogo_sriva/read/

Круглова Л.А. Гибридные медиа: роль видео в новых медиа // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 4.

Крысин Л.П. Языковая норма и речевая практика // Отечественные записки. М., 2005 №2(23). [Электронный ресурс]. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/krysin-05.htm

Нестерова Н. Г., Арсеньева Т. Е. Стратегия обучения в просветительском радиодискурсе // Kalba ir kontekstai : mokslo darbai. – Vilnius, 2011. T. 3 (2).

Нестерова Н. Г. Интернет-радио как новый тип медиа и основа новых дискурсивных практик // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376.

Рублева Е.В. Текст vs подкаст: дополнение или замещение? // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.

Сабаева Ю.С. Языковая репрезентация медиаобраза Сибири в региональном просветительском дискурсе: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2019.

Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи // Хорошая речь / под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. Саратов, 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/gramota/kultura/28_139.

Скляревская Г.Н. Введение. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. СПб., 1998.

Страшко И.В. Образовательный потенциал подкастинга: философско-педагогический аспект // Гилея: научный вестник. 2015. № 103.

Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2(26).

Фащанова С.В. Просветительские медиаресурсы в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык и литература в контексте глобализации. М., 2019.

Цзюй, Ч. Интернет-комментарий как форма оценивания гостя культурно- просветительской радиопрограммы // Мир науки, культуры, образования. 2018 № 6 (73).

Опубликован
2022-12-07
Как цитировать
Нестерова Н. Г., Орешкина А. А. Динамика дискурсивных практик в просветительском радиодискурсе о русском языке. // Филология и человек, 2022, № 4. С. 26-42 DOI: 10.14258/filichel(2022)4-02. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/11991.
Раздел
Статьи
Bookmark and Share