Сложности развития жанрово-стилистической субкомпетенции у студентов первого курса нефилологических специальностей

  • Марина Алексеевна Южанникова Сибирский федеральный университет Email: yuzhannikova@mail.ru
Ключевые слова: методика преподавания в высшей школе, речеведение, стилистика, жанрово-стилистическая компетенция, функциональные стили

Аннотация

В статье описываются требования к коммуникативным компетенциям выпускника вуза, в частности, к жанрово-стилистической субкомпетенции. Далее последовательно перечислены и описаны сложности, с которыми может столкнуться преподаватель высшего учебного заведения при работе над развитием указанной субкомпетенции у первокурсников-нефилологов. Это, в первую очередь, недостатки организации программы курсов, в которых, как правило, почти не уделяется времени для анализа языковых характеристик книжных стилей и развития устной речи в официально-деловом и научном стилях, во-вторых, последствия слабой стилистической подготовки учащихся в школе, в-третьих, недостаточная осведомленность студентов о терминологии в стилистике, которая приводит к  ошибочным представлениям об устройстве стилистической системы современного русского литературного языка и неразвитость языкового чутья у студентов. Кроме того, в статье предложены некоторые пути преодоления указанных сложностей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Литература

Булохов Б.Я. Писательская компетенция учащихся: монография. Красноярск, 2007.

Воронцова Т.А. Элементарная стилистика: учебно-методическое пособие. Ижевск, 2008.

Корякина А.Н. Педагогические условия формирования стилистической компетенции у старшеклассников якутской школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 2008.

Кротова А.Г. Формирование языковой компетенции студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей // Сибирский педагогический журнал. 2013. №3.

Кузьмина Н.В. Формирование навыков письменной деловой коммуникации у студентов негуманитарных вузов // Казанский педагогический журнал. 2009. № 7-9.

Русский язык и культура речи (базовые компетенции): учеб. пособие // под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск, 2015.

Сапарбаева А.М. Формирование лексико-стилистической компетенции студентов неязыковых вузов в практическом курсе русского языка (на материале глаголов): дисс. канд. пед. наук, Алматы, 2009.

Сиротинина О.Б. Типы речевой культуры // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник. Красноярск, 2012.

Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. СПб, 1998.

Южанникова М.А. Множественность интерпретаций как лингвоэкологический феномен // Лингвоэкология: проблемы и пути их решения: монография / под. ред. А.П. Сковородникова, Г.А. Копниной. Красноярск, 2022. С. 90–100.

Опубликован
2022-12-03
Как цитировать
Южанникова М. А. Сложности развития жанрово-стилистической субкомпетенции у студентов первого курса нефилологических специальностей // Филология и человек, 2022, № 4. С. 190-197 DOI: 10.14258/filichel(2022)4-15. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/12029.
Раздел
Проблемы филологического образования
Bookmark and Share