Сложности развития жанрово-стилистической субкомпетенции у студентов первого курса нефилологических специальностей
Аннотация
В статье описываются требования к коммуникативным компетенциям выпускника вуза, в частности, к жанрово-стилистической субкомпетенции. Далее последовательно перечислены и описаны сложности, с которыми может столкнуться преподаватель высшего учебного заведения при работе над развитием указанной субкомпетенции у первокурсников-нефилологов. Это, в первую очередь, недостатки организации программы курсов, в которых, как правило, почти не уделяется времени для анализа языковых характеристик книжных стилей и развития устной речи в официально-деловом и научном стилях, во-вторых, последствия слабой стилистической подготовки учащихся в школе, в-третьих, недостаточная осведомленность студентов о терминологии в стилистике, которая приводит к ошибочным представлениям об устройстве стилистической системы современного русского литературного языка и неразвитость языкового чутья у студентов. Кроме того, в статье предложены некоторые пути преодоления указанных сложностей.
Скачивания
Metrics
Литература
Булохов Б.Я. Писательская компетенция учащихся: монография. Красноярск, 2007.
Воронцова Т.А. Элементарная стилистика: учебно-методическое пособие. Ижевск, 2008.
Корякина А.Н. Педагогические условия формирования стилистической компетенции у старшеклассников якутской школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 2008.
Кротова А.Г. Формирование языковой компетенции студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей // Сибирский педагогический журнал. 2013. №3.
Кузьмина Н.В. Формирование навыков письменной деловой коммуникации у студентов негуманитарных вузов // Казанский педагогический журнал. 2009. № 7-9.
Русский язык и культура речи (базовые компетенции): учеб. пособие // под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск, 2015.
Сапарбаева А.М. Формирование лексико-стилистической компетенции студентов неязыковых вузов в практическом курсе русского языка (на материале глаголов): дисс. канд. пед. наук, Алматы, 2009.
Сиротинина О.Б. Типы речевой культуры // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник. Красноярск, 2012.
Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. СПб, 1998.
Южанникова М.А. Множественность интерпретаций как лингвоэкологический феномен // Лингвоэкология: проблемы и пути их решения: монография / под. ред. А.П. Сковородникова, Г.А. Копниной. Красноярск, 2022. С. 90–100.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.