Жанровое своеобразие публицистики Г.Д. Гребенщикова (на примере корреспонденции «Минуты молчания»)
Аннотация
Статья посвящена выявлению жанрообразующих признаков публицистического творчества Г.Д. Гребенщикова на материале его произведения «Минуты молчания». Проведенный жанровый анализ текста через описание его тематики, композиции и стиля позволил предположить, что жанровая природа публицистического творчества писателя может быть определена как мультижанровая, с явным тяготением к жанрам художественной литературы. Так, выявленные в процессе анализа темы (война, расставания и одиночество) актуальны для исторического периода создания текста и в целом газетно-журнальной публицистики начала ХХ в., напротив, тема любви (преданности, верности) как одна из и ключевых для русской литературы, традиционно раскрывается через литературные жанры. В композиционном плане текст Г.Д. Гребенщикова наиболее близок к жанрам портретной зарисовки и репортажа, однако присутствующий в тексте автор-рассказчик интересуется не столько внешним фоном события, сколько динамикой внутренних состояний и переживаний персонажей. В нехудожественном произведении писателя присутствует своеобразных авторский стиль, позволяющий через набор стилистических средств актуализировать авторские смыслы наблюдаемого события.
Скачивания
Metrics
Литература
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Сбор. соч. М., 1996. Т. 5: Работы 1940 – 1960 гг.
Ворошилов В.В. Журналистика. Базовый курс. М., 2006.
Горбенко А.Ю. «Наследник по прямой»: механизмы и функции литературной автоканонизации Г.Д. Гребенщикова // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2002. №76.
Горбенко А.Ю. Деревня как «цитата» из романа: от хронотопа к топониму в утопическом жизнетворчестве Г.Д. Гребенщикова // Геопоэтика Сибири и Алтая в отечественной литературе XIX – XX веков: сборник научных статей / отв. редактор А.И Куляпин. Барнаул, 2017.
Горбенко А.Ю. Жизнестроительство Г.Д, Гребенщикова: генезис, механизмы, семантика, контекст: дис… канд. филол. наук. Красноярск, 2016.
Гребенщиков Г.Д. Минуты молчания. 1916. URL: http://grebensch.narod.ru/ minofsilence. htm.
Десятов В.В. Скит искусств: жизнестроительство Георгия Гребенщикова // Сибирский филологический журнал. 2018. № 1.
Карпухина В.И. Г.Д. Гребенщиков как наследник традиции Г.Н. Потанина и Н.М. Ядринцева: лингвоаксиологический аспект. Барнаул, 2018.
Лебедева Е.В. Жанровое и композиционное своеобразие публицистики Г.Д. Гребенщикова (на примере заметки «Ручеек журчащий») // Алтайский текст в русской культуре. Барнаул, 2023.
Санникова А. А. Чураевка как идеал русской общины (культурно-просветительская деятельность Г. Д. Гребенщикова) // Алтайский текст в русской культуре: материалы третьей региональной научно-практич. конф. Барнаул, 2006. Вып. 3.
Скиригайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. М., 2006.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000. URL: http://evartist.narod.ru/text2/04.htm.
Толковый словарь русского языка/ под ред. Д. Н. Ушакова. М, 2000. URL: https://ushakovdictionary.ru/
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
Чернышова Т.В. Композиционно-стилистические средства гармонизации текстов публицистического дискурса: в поисках утраченного диалога // Филология и человек. Научный журнал. 2018а. № 2.
Чернышова Т.В. Смысломоделирующие функции сравнений в рассказах Г.Д. Гребенщикова: опыт функционально-стилистической интерпретации // Сибирский филологический журнал. 2018б. 1. С. 30-41. DOI: 10.17223/18137083/62/3.
Черняева Т.Г. Г.Д. Гребенщиков в дореволюционной литературе Алтая (к проблеме становления регионального литературного процесса) // Культура и текст. 1997. №2.
Черняева Т.Г. Начало творческой биографии Г.Д. Гребенщикова // Алтайский текст в русской культуре: материалы науч. семинара. 2002. Вып. 1.
Черняева Т.Г. Хроника жизни и творчества Г.Д. Гребенщикова // Г.Д. Гребенщиков и Г.Н. Потанин: диалог поколений (письма, статьи, воспоминания, рецензии) / составитель, автор вступ. статьи, примеч. Т.Г. Черняева / примечания Т.Г. Черняевой (при участии В.К. Корниенко и К.В. Анисимова). Барнаул, 2008.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.