Особенности вербализации концепта ОГОНЬ в художественном дискурсе первой трети ХХ века
Аннотация
В статье проанализированы концептуальные метафоры огня в художественном дискурсе. Рассмотрены антропоморфные, зооморфные и мифологические метафоры в образной структуре концепта. Доказано, что в творчестве большинства поэтов Серебряного века продуктивно использована антропоморфная метафора. Выявлена специфика вербализации исследуемого концепта в произведениях поэтов начала ХХ века. Отмечается, что образы огненной стихии в русской прозе начала ХХ века ассоциируются с революционными преобразованиями. Анализ вербального воплощения концепта в прозаических текстах И.А. Бунина, М. Горького и М.И. Цветаевой позволяет автору сделать вывод об особенностяхметафоризации огня в их творчестве. Огнепоклонник М. Горький использует мифологическую, антропоморфную и зооморфную метафоры для изображения огня. В эпистолярном наследии М.И. Цветаевой огонь — внутреннее состояние человека, поэтический дар. И.А. Бунин как художник-импрессионист передает тончайшие цветовые перевоплощения огня. «Огненные» лексемы реализуют творческие замыслы авторов и репрезентируют концепт «огонь» в русской языковой картине мира первой трети ХХ века
Скачивания
Metrics
Литература
Литература
Барковская Н. Поэзия «серебряного века». [Электронный ресурс]. URL: http://www.s-age.ru/pdf/s.pdf
Белобородова, И. В. Концепт «ЦВЕТ» в лингвокогнитивном аспекте. [Электронный ресурс]. URL: https://cheloveknauka.com/kontsept-tsvet-v-lingvokognitivnom-aspekte
БТСРЯ: Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Под ред. С. А. Кузнецова. СПб 1998. URL: http://enc-dic.com/kuzhecov/Bolezn-26060/
Калашников В. Боги древних славян. М., 2003.
Непомнящих Н. А. Сюжет в очерке М. Горького «Пожары» (из цикла «Заметки из дневника. Воспоминания») // Литература и документ. Новосибирск, 2011.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986.
Орлова Н. М. Неопалимая купина как концепт Библейского истока // Вестник ТГУ. Серия Филология. 2007. Выпуск 11 (55).
Попова И. А. Художественный концепт «огонь» в ракурсе лингвокогнитивной поэтики // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. 2011. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20130578&ysclid=lgovqbrw4y865885918
Попова И. А. Стихия огня в колористике прозы И. Бунина. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/russian-journal-of-linguistics.
Пушкарева С. В. «Огненный столп» как значимый художественный концепт позднего творчества Н. С. Гумилева // Вестник МИТУ-МАСИ. 2019. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41435421&ysclid=lgovv0kmuj595398318
Светличная Н. М. Системность лексики писателя (на материале слово¬употребления глаголов горения в произведениях Пушкина, Лермонтова, Не¬красова, Чехова, Толстого, Бунина, Горького). Ленинград, 1971.
Скок Т. Н. Эволюция образа Огня в лирике К. Бальмонта // ОНВ. 2007. №5 (59). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-obraza-ognya-v-lirike-k-balmonta.
Сыромля Н. Н. Метафора как средство выражения образных значений концепта огонь в лирике В. Брюсова // Знание. 2017. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28432189&ysclid=lgowehj38j135654934
Трофимова А. В. Концепт «ОГОНЬ» в современном русском языке. М., 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002744438
Янчук Е. М. Мотив огня в творчестве Марины Цветаевой // Эпоха «великих потрясений» в литературе, языке и культуре («Фетовские чтения»). Курск, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35082716&ysclid=lgox34a24q387855599
Селіванова О. О. Лінгвістична енциклопедія. Полтава, 2010.
Список источников
Андреева-Бальмонт Е. А. Воспоминания. М., 1996.
Ахматова, А. А. Лирика. M., 1989.
Бальмонт К. Д. Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М., 2010.
Блок А. А. Стихотворения и поэмы. М., 1984.
Брюсов В. Я. Собр. соч. в 7 т. Т. 1. М., 1973.
Бунин И. А. Собр. соч. в 6 т. М., 1987–1988.
Волошин М. Коктебельские берега. Симферополь, 1990.
Городецкй С. Избранные произведения. Том 1. М. Художественная литература, 1987
Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 7. Т. 15. М, 1951.
Горький М. Пожар [Электронный ресурс] URL : http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/proza/rasskaz/
pozhar.htm
Гумилев Н. С. Сочинения : в 3 т. Т. 1. М., 1991.
Есенин С. А. Собр. соч. в 6 т. М., 1977–1980.
Цветаева М. Неизданное. Записные книжки: в 2 т. Т. 1. М., 2000.
Цветаева, М. Собр. соч. в 5 т. М., 2012– 2016.
References
Barkovskaya N. Poeziya “serebryanogo veka” [Poetry of the “Silver Age”]. Ekaterinburg, 2010.
Beloborodova I. V. Kontsept «TSVET» v lingvokognitivnom aspekte [The concept “COLOR” in the linguocognitive aspect]. Taganrog, 2000
Bol′shoy tolkovyy slovar′ russkogo yazyka [Large explanatory dictionary of the Russian language] / Ed. S. A. Kuznetsova. St. Petersburg 1998.
Kalashnikov V. Bogi drevnikh slavyan [Gods of the ancient Slavs]. Moscow, 2003.
Nepomnyashchikh N. A. Syuzhet v ocherke M. Gor′kogo «Pozhary» (iz tsikla «Zametki iz dnevnika. Vospominaniya») [The plot in M. Gorky’s essay “Fires” (from the series “Notes from a Diary. Memoirs”)] // Literature and document. Novosibirsk, 2011.
Ozhegov S. I. Slovar′ russkogo yazyka [Russian language dictionary] Moscow, 1986.
Orlova N. M. Neopalimaya kupina kak kontsept Bibleyskogo istoka [The Burning Bush as a concept of the Biblical source] // Bulletin of TSU. Philology Series. 2007. Iss. 11 (55).
Popova I. A. Khudozhestvennyy kontsept «ogon′» v rakurse lingvokognitivnoy poetiki [The artistic concept of “fire” from the perspective of linguocognitive poetics] // News of South-West State University. Series Linguistics and Pedagogy. 2011. No 2.
Popova I. A. Stikhiya ognya v koloristike prozy I. Bunina [The element of fire in the coloristics of I. Bunin’s prose]// Bulletin of RUDN University. Series: Linguistics. 2010. No 2.
Pushkareva S. V. «Ognennyy stolp» kak znachimyy khudozhestvennyy kontsept pozdnego tvorchestva N. S. Gumileva [“Pillar of Fire” as a significant artistic concept of the late creativity of N. S. Gumilyov]// Bulletin of MITU-MASI. 2019. No 2.
Svetlichnaya N. M. Sistemnost′ leksiki pisatelya (na materiale slovoupotrebleniya glagolov goreniya v proizvedeniyakh Pushkina, Lermontova, Nekrasova, Chekhova, Tolstogo, Bunina, Gor′kogo) [Systematicity of the writer's vocabulary (based on the use of verbs of combustion in the works of Pushkin, Lermontov, Nekrasov, Chekhov, Tolstoy, Bunin, Gorky)]. Leningrad, 1971.
Skok T. N. Evolyutsiya obraza Ognya v lirike K. Bal′monta [The evolution of the image of Fire in the lyrics of K. Balmont] // ONВ. 2007. No 5 (59).
Syromlya N. N. Metafora kak sredstvo vyrazheniya obraznykh znacheniy kontsepta ogon′ v lirike V. Bryusova [Metaphor as a means of expressing figurative meanings of the concept of fire in the lyrics of V. Bryusov]// Knowledge. 2017. No 2.
Trofimova A. V. Kontsept «OGON′» v sovremennom russkom yazyke [The concept of “FIRE” in modern Russian language]. Moscow, 2005.
Yanchuk E. M. Motiv ognya v tvorchestve Mariny Tsvetayevoy [The motif of fire in the works of Marina Tsvetaeva]// The era of “great upheavals” in literature, language and culture (“Fetov’s readings”). Kursk, 2018.
Selіvanova O. O. Lіngvіstichna yentsiklopedіya [Linguistic Encyclopedia]. Poltava, 2010.
List of sources
Andreyeva-Bal′mont E. A. Vospominaniya [Memories]. Moscow, 1996.
Akhmatova A. A. Lirika. [Lyrics]. Moscow, 1989.
Bal′mont K. D. Sobr. soch. v 7 t. [Collection Op.: in 7 volumes]. Vol. 5. Moscow, 2010.
Blok A. A. Stikhotvoreniya i poemy [Poetry and poems]. Moscow, 1984.
Bryusov V. YA. Sobr. soch. v 7 t. [Collection Op.: in 7 volumes]. Vol.1. Moscow, 1973.
Voloshin M. Koktebel′skiye berega [Koktebel shores]. Simferopol, 1990.
Gorodetsky S. Izbrannyye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, 1987.
Gor′kiy M. Sobr. soch. v 30 t. [Collection Op.: in 30 volumes]. Vol.7. Moscow, 1951.
Gor′kiy, M. Pozhar [Fire].URL : http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/proza/rasskaz/pozhar.htm
Gumilev N. S. Sochineniya : v 3 t. [Works: In 3 volumes]. Vol.1. Moscow, 1991.
Yesenin S. A. Sobr. soch. v 6 t. [Collection Op.: in 6 volumes]. Moscow, 1977–1980.
Tsvetayeva M. Neizdannoye. Zapisnyye knizhki: v 2 t. [Unreleased. Notebooks: in 2 volumes] Moscow, 2000-2001.
Tsvetayeva, M. Sobr. soch. v 5 t. [Collection Op.: in 5 volumes]. Moscow, 2012-2016.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.